Hob
Обзор
Студия Runic Games основана авторами двух первых частей Diablo при участии человека, сделавшего action/RPG Fate. А известной она стала благодаря дилогии Torchlight — мультяшному и очень качественному клону всё той же «дьяблы». После этого разработчики решили отойти от привычного для себя жанра и сделать что-то новенькое. И судя по всему, идеи просто распирали их: авторы в качестве источников вдохновения для своего нового проекта называли и The Legend of Zelda, и Ico, и Shadow of the Colossus, и много чего ещё. Но в итоге, пожалуй, лучшим определением для Hob стали слова Макса Шейфера (Max Schaefer), одного из основателей Runic Games: «Это Metroid внутри кубика Рубика».
«Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»
Влияние всех вышеназванных игр в Hob явно ощущается. Из Ico и Shadow of the Colossus (а ещё и из Journey) взяты повествовательные методы. Здесь нет диалогов и персонажей, которые дают какие-либо квесты и прямые указания, история раскрывается невербально, через исследование мира.
Мы играем за некое двуногое существо, пол и внешность которого трудно идентифицировать. В самом начале не менее странный голем выпускает его из заточения, и мы оказываемся в красочном, мультяшном мире (явно угадывается стиль Torchlight), который, однако, заражён какой-то сизой скверной и гадостью — при соприкосновении с ней герою очень больно, а когда щупальце, торчащее из мерзкой массы, хватает его за руку, голем быстренько отрубает нашему протагонисту верхнюю конечность.
Далее, очнувшись с металлическим протезом вместо руки, мы выходим в большой открытый мир, получаем ещё в придачу меч — и фактически оказываемся предоставлены самим себе. Вокруг сгустки скверны, какие-то странные металлические конструкции, механизмы, рычаги, платформы, силовые поля, соседствующие с буйной растительностью, причудливыми зверюшками вроде жирафов-мутантов да агрессивными кракозябрами (по-другому и не скажешь!), нападающими на нас.
Что это, кто это, где я, кто виноват и что делать? Ничего толком не понятно. Голем лишь кивком головы указывает примерное направление движения. Понятно лишь, что этот странный дивный мир явно надо спасать. Чем мы и будем заниматься всю игру. Окончательная ясность, что это было и что здесь случилось, наступит лишь в финале, где нам придётся оживить огромного железного гиганта и сделать непростой выбор.
Кулаком по миру!
Аналогии с The Legend of Zelda и Metroid ещё более очевидны. Наш трудноидентифицируемый герой с металлической рукой бегает по огромному миру, отдающему этакой «зельдовской» приятной детскостью, изучает его, открывает новые области, сражается, решает загадки, становится постепенно сильнее и открывает новые способности.
Побеждая особенно сильных врагов, он получает некие зелёные монетки (их также можно найти в тайниках и на алтарях), за которые в специальных местах можно купить разные улучшения — механический щит, фехтовальное комбо, мощный выпад мечом на бегу и так далее. Также мы находим чертежи для «апгрейда» костюма и руки и разные предметы, увеличивающие запасы здоровья и энергии, которая тратится на использование способностей.
Кстати, об умениях. С ними как раз связана Metroid-составляющая Hob. По мере прохождения мы получаем новые улучшения для своей металлической руки, допустим мощный удар, телепортацию или возможность использовать её как крюк-кошку. Они не только помогают в загадках и в сражениях (крюком, например, отлично отрываются части обшивки у врагов), но и нужны для попадания в ранее недоступные области мира. Так, мощным ударом можно разрушать стены в специально отведённых для этого местах и нажимать кнопки, открывая себе проход.
Починяй и властвуй!
В Hob больше загадок и элементов платформера, чем сражений. Всю игру мы прыгаем, ползаем по стенам, как в Prince of Persia, скачем по каким-то невероятным конструкциям и почти в буквальном смысле чиним окружающий мир, что-то включая, перезапуская, снимая силовые барьеры, таская зарядные устройства в ячейки, крутя рычаги и так далее. Не обошлось, конечно, и без упражнений с ящиками.
При этом, вспоминая слова Макса Шейфера, процитированные в начале, от всех этих наших манипуляций мир действительно меняется, перестраивается, как в кубике Рубика. Огромные массивные конструкции приходят в движение, образуя новые дорожки, по которым можно пробежать куда-то, поднимаются или опускаются стены, открывая новые и закрывая старые проходы, и так далее. В какой-то момент мы и вовсе наполняем территорию водой и начинаем активно заниматься водными процедурами.
Но все эти сугубо технические, механические упражнения не оторваны от исследования мира, а включены в него, являются его неотъемлемой составляющей. Мы ведь не решаем какие-то отстранённые пазлы, а ищем пути, как пройти дальше и добраться до очередной цели, поэтому никакого напряжения не возникает. Разве что иногда подкатывает ощущение некоторого однообразия, когда в очередной раз приходится искать кнопку или что-то заряжать/разряжать.
Приятное с полезным
Впрочем, это чувство быстро проходит — настолько приятно в Hob играть. Здесь всё реализовано на высшем уровне. Приятно и интересно исследовать мир, искать нычки со всякими чертежами и улучшениями, развивать героя, решать загадки и открывать новые области мира.
Сражения тоже реализованы отлично — боевая система одновременно понятная, динамичная и в то же время далеко не примитивная, делающая большую ставку на увороты и реакцию. Да даже прыгать по платформам и ползать по стенам, не имея в руках геймпада (то есть на клавиатуре), тоже приятно — настолько удобные тут управление и камера.
И всё это — в очень красочном, «зельдовском», как я уже сказал, мире, где какие-то электрические установки соседствуют с зелёными рощами и водопадами, где бродят рогатые жирафы и грустные големы, где можно погладить по голове причудливую зверюшку и получить за это особое достижение, где кракозябры с визгом убегают от шагающего робота, в которого мы залезли. И где можно просто усесться на краю обрыва и долго обозревать впечатляющие пейзажи под медитативную музыку…
Hob в инди-секторе — чуть ли не лучшее, что было в жанре «метроидвании» и Zelda-подобных игр со времён Ori and the Blind Forest. Играя в неё, испытываешь такое же чувство постоянного восхищения, приятного удивления, комфорта и радости от того, как мир раскрывается перед тобой, открывает всё время что-то новое, интересное, необычное.
Плюсы: увлекательный игровой процесс, сочетающий исследование мира, сражения, платформер и загадки; красочный и причудливый мир; приятная графика; медитативная музыка.
Минусы: механические пазлы иногда кажутся однообразными.