Humanity
Обзор
«Человеком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведёт дух», — писал Антуан де Сент-Экзюпери (Antoine de Saint-Exupéry). Авторы Humanity будто бы восприняли эту цитату буквально и взяли её за основу — мы становимся кем-то вроде Всевышнего, наблюдающего со стороны за толпами людей. Куда все идут — неизвестно; они бездумно прут напролом, лишённые инстинкта самосохранения. Мы же, играя роль духа, направляем и ведём их в нужную сторону, чтобы люди добрались до указанных мест и вознеслись над землёй.
Не без помощи гениев
Издателем проекта стала компания Enhance. Её основатель говорил, что после знакомства с первыми прототипами Humanity не мог выкинуть игру из головы. Легко ошибиться и подумать, что разработчиками новинки выступали авторы Tetris Effect, — это такая же завораживающая игра с необычной идеей (пускай что-то такое уже было в Lemmings) и узнаваемым стилем. Но нет, в основном над Humanity трудился малоизвестный за пределами Японии коллектив tha, а Enhance была консультантом по геймплею и помогала с дизайном уровней.
Поначалу всё просто. Из двери выходят бесконечные толпы людей, и всю эту вереницу нужно привести в заданную точку, расставляя на земле стрелочки. Как только люди доходят до стрелочки, они поворачиваются в указанную сторону. Играем мы за сиба-ину — точнее, за человека, который почему-то превратился в собаку. Он пытается поговорить с голосом свыше и выяснить, за что его так наказали, но внятные ответы не получает.
Со временем задачи становятся всё труднее — и размеры локаций увеличиваются, и новые механики появляются. Игрок также может отмечать места, на которых проходящие люди будут автоматически подпрыгивать. Или они будут ненадолго превращаться в духов, чтобы не получать урона при падении с большой высоты. Потом позволят размещать стрелочки-развилки, благодаря которым люди идут в разные стороны. Условия всегда разные: то ставить можно что угодно и где угодно, то количество знаков ограниченно.
Постоянно меняющиеся условия делают прохождение увлекательным. Иногда толпы начинают двигаться сразу же и остановить их никак нельзя, поэтому в спешке начинаешь искать решение, расставляя знаки на ходу. Во второй половине игры появляются уровни, на которых определяться с расположением всех знаков нужно сразу же — как только нажимаешь на специальную кнопку, лишаешься возможности что-либо менять. Ещё позднее встречаешь не только обычных людей, но и неких человекоподобных существ, с которыми лучше не контактировать, и это делает задачи ещё заковыристее.
Разнообразие уровней не перестаёт впечатлять. Humanity напоминает одновременно все блистательные головоломки, которые выходили за последние десятилетия, — от дилогии Portal и The Talos Principle до менее известных, но таких же роскошных, вроде Bonfire Peaks. Хотя уровней в игре под сотню, никогда не возникает ощущение, что занимаешься одним и тем же, поскольку даже знакомые по ранним уровням механики впоследствии используются необычно. К примеру, здесь встречается что-то вроде конвейерных лент, и если поначалу по ним ездят только люди, то вскоре начинаешь перемещать по ним ящики. А потом эти ящики становятся большими вентиляторами, сдувающими тех, кто подошёл к ним не с той стороны.
Решение пазлов — достаточно интересный процесс сам по себе, но здесь есть ещё один важный элемент — большие золотые человечки. Они либо где-то стоят, либо висят над землёй, и игроку нужно не только довести безмозглую толпу до луча света, но и постараться прихватить по пути этих человечков. Задача непростая — если один из них погибнет, уровень нужно будет перезапустить. А если их несколько, то почти никогда нельзя привести в указанную точку одного, а затем помочь другому, — в большинстве случаев они должны идти в одной веренице.
Поиск золотых человечков не опционален — определённое их количество нужно собрать для разблокировки последнего уровня в каждой главе. С этим связана, наверное, единственная претензия, которую я могу предъявить Humanity, — тем, кто не является асом в головоломках, придётся возвращаться к старым уровням и «фармить» там бонусные задачи. К счастью, часть пазлов заметно проще остальных. На паузе можно посмотреть видео с прохождением уровня. Правда, сбора человечков в таких роликах обычно нет.
С человечками связана ещё одна интересная особенность — чем больше вы спасаете, тем больше дополнительных наград открывается. Влияющих на геймплей среди них не так много — разве что остановка и ускорение времени, а также личная статистика. Среди других подарков — возможность менять внешность людей (не только переодевать их, но и превращать в других существ) и настройки центрального хаба, где вы выбираете следующую главу. Какими бы ни были бонусы, всё равно приятно, когда за выполнение побочных задачек получаешь хоть какие-то призы, и к тому же довольно часто.
Ещё и выглядит Humanity здорово, в духе странных эксклюзивов PlayStation разных поколений — от причудливой I.Q. Intelligent Qube с PS1 до обожаемой мной Bound с PS4. Наблюдать за тем, как толпа людей падает с обрыва или прыгает в неизвестность, можно бесконечно. Саундтрек здесь не такой феноменальный, как в Tetris Effect, но что-то есть в этих занудных электронных композициях, благодаря которым происходящее кажется ещё более абсурдным и загадочным.
Присоединение к толпе
Завершение кампании для многих станет лишь началом пути, поскольку Humanity предлагает редактор уровней. Всплывающие подсказки доступно объясняют, как создавать головоломки, а интерфейс удобен при управлении с геймпада. Если создавать ничего не хочется, можно проходить чужие уровни — помимо развлечений от разработчиков, тут очень много головоломок, которые сотворили игроки. Всем пазлам после прохождения выставляешь оценку, а заодно повышаешь свой уровень, открывая новые аватары и титулы для профиля.
Рекомендую не заходить в этот раздел до прохождения кампании — некоторые механики будут непонятны, да и вылезти из него будет трудно. Вспоминается Super Mario Maker, где хотелось не отрываясь проходить всё подряд. Пользователи оказываются не менее изобретательными, чем авторы игры, и придумывают одновременно и красивые конструкции, и интересные головоломки, в которых тоже желательно не только вести толпу в указанную точку, но и собирать по пути золотых человечков.
Кто-то воссоздаёт фигуры собак и кораблей, кто-то придумывает уровни, на которых вы стоите где-то вдалеке и управляете происходящим на соседнем острове парой кнопок. Есть аналоги «сокобана», в которых нужно в небольшом лабиринте двигать ящики и ставить их на кнопки. Отдельная категория уровней называется «Интерактивное искусство» — там один пользователь соорудил PlayStation Vita, а другой смастерил что-то вроде мини-игры Lucky Hit из Shenmue 2. Оформлено всё очень красиво — на главной странице этого режима демонстрируют лучшие уровни, автоматически переключаясь между ними и показывая большими буквами названия. Хочется самому сделать что-то эдакое, чтобы попасть в ротацию и гордиться этим!
Humanity не восхитила меня так же сильно, как Tetris Effect, но это было невозможно — игру, в которую я возвращаюсь чуть ли не каждую неделю, трудно переплюнуть. Однако Humanity всё равно изумительна — это блистательная головоломка с разнообразными механиками, уникальными уровнями и бесконечным потенциалом благодаря встроенному редактору. Она похожа на лучшие игры Nintendo, удивляющие на протяжении всего прохождения и глубокие, несмотря на внешнюю простоту. Да ещё и подписчикам PlayStation Plus её раздали — обязательно скачайте.
Плюсы: около сотни головоломок со множеством механик; игра постоянно удивляет необычными идеями и оригинальными пазлами; выполнять бонусные задачи увлекательно; видеоподсказки помогут тем, кто застрял и не хочет обращаться к поисковикам; симпатичный визуальный стиль, который лишь со стороны кажется простоватым; полноценный редактор уровней, в котором уже создали множество замечательных развлечений.
Минусы: необходимость выполнить хотя бы часть дополнительных задач замедлит прохождение новичкам.