Insurgency: Sandstorm
Обзор
Если присмотреться к изменениям в пристрастиях основной аудитории различных сетевых боевиков, то можно заметить достаточно стабильный спрос на реалистичные шутеры. Классические «стрелялки» вроде DOOM стали редкостью, всем подавай правдоподобные баллистику и модель повреждений, а о достоверном изображении оружия и снаряжения и говорить нечего — никаких бесконечных патронов и быть не должно.
В те далёкие времена, когда реализм ещё не был столь популярен, модификация для Half-Life 2 под названием Insurgency: Modern Infantry Combat стала ценной находкой для тех, кто желал большего от обычных шутеров. Позже она, как это часто бывает с модами, вышла в релиз в качестве самостоятельной игры, получив весьма неплохие отзывы. В этом году, спустя почти пять лет после выхода первой части, появилась Insurgency: Sandstorm, о которой мы сегодня и расскажем.
Здравствуй, старый друг
Основная идея Sandstorm неизменна со времён модификации десятилетней давности. Есть две противоборствующие команды — Insurgents и Security, которые сражаются между собой где-то среди ближневосточных пейзажей. У каждой команды — свои цели, достижение которых сопряжено с уничтожением оппонентов. Бои — стандартнее некуда: все они сводятся к захвату и обороне ключевых точек в различных вариациях. Казалось бы, и рассказывать нечего. Но Insurgency далеко не так проста, как кажется на первый взгляд.
В наличии три основных режима: «Совместная игра» — бои в кооперативе против ботов, «Дуэль» — командные сражения с количеством участников до 32 человек и «Соревнование» — рейтинговые матчи 5 х 5. Первый режим годится разве что в качестве тренировки и вряд ли стоит того, чтобы уделять ему внимание. Рейтинговые матчи — уже интереснее: здесь Insurgency делает скромный шажок в сторону соревновательных игр-сервисов вроде Tom Clancy's Rainbow Six Siege. Ещё один признак этого — наличие весьма подробной статистики, включающей в себя каждую мелочь, вплоть до количества времени, проведённого в приседе.
Но лично мне соревновательные бои показались пресными — карты для десятка участников могли бы быть и поменьше, а кооперация со случайными союзниками, как правило, оставляет желать лучшего. Вполне возможно, что в команде с друзьями этот режим будет куда веселее, но пока он лишь для тех, кого привлекает именно соревновательный элемент игры.
Хотите понять, какова новая Insurgency на самом деле, — выбирайте «Дуэль», не ошибётесь. Именно здесь представлен полный спектр контента: большое количество участников в одном раунде, масштабные карты, различные классы бойцов и наборы снаряжения и оружия. О последнем стоит поговорить подробнее, так как именно выбор «обвеса» больше всего влияет на геймплей в каждом матче.
Спецназ встречают по разгрузке
Вообще, кастомизация в Sandstorm представлена в трёх плоскостях. Самая первая — это внешний вид бойца. Он настраивается в главном меню: лицо, камуфляж, различные аксессуары, от перчаток и берцев до татуировок. Можно даже выбрать пол персонажа, но только для команды «хороших парней» — Security, а «инсургенты» представлены лишь мужчинами.
Вторая плоскость — это выбор класса бойца непосредственно во время игры. Как правило, количество бойцов одного класса строго ограничено в угоду балансу — например, в команде может быть только два снайпера и два командира. Понятно, что только пулемётчик может использовать пулемёты, а взрывник — гранатомёты, но ничто не мешает подобрать упавший с убитого «ствол» прямо в бою.
Но и это ещё не всё — выбор класса влияет на третий слой кастомизации, который представляет собой конкретный набор оружия и «снаряги». У каждого солдата есть полтора десятка очков снаряжения, которые тратятся на приобретение основного оружия, различных модификаторов к нему (прицелы, рукоятки, пламегасители и тому подобные полезные штуки), пистолетов, гранат, разгрузок и бронежилетов.
Подобная система позволяет подобрать нужную экипировку под себя — исходя из удобства применения или выбранной роли на поле боя. Например, снайперу, если он собирается «работать» издалека, редко меняя позицию, лучше взять мощную винтовку с прицелом большой кратности и тяжёлый «броник». Но в таком случае вряд ли останутся очки на пистолет и гранаты, которые пригодятся тому стрелку, который даже со снайперской винтовкой предпочитает быть в гуще сражения.
Два класса стоят особняком: командир и наблюдатель. Первый осуществляет непосредственное управление боем… Точнее, он должен это делать, но в реальности ждать хорошего взаимодействия наивно. Тем не менее у командира есть свои инструменты для изменения ситуации на поле боя, причём для их применения достаточно всего одного толкового игрока, который займёт тот самый класс наблюдателя. Речь о вызове средств поддержки, которые могут быть нескольких видов, от артиллерийского удара до налёта штурмового вертолёта или целой эскадрильи беспилотных дронов (у «инсургентов» и «секьюрити» различные варианты таких умений).
Зачем нужен наблюдатель? Без него командир беспомощен — чтобы вызвать тот же вертолёт, необходимо, чтобы представитель этого класса был в непосредственной близости, иначе останется лишь смотреть в бинокль на цель и кричать в рацию, приказывая наблюдателю поскорее найти своё место.
С рацией, точнее, с внутриигровым голосовым общением, связан ещё один занятный факт — пользоваться микрофоном стоит с осторожностью, ведь враги, находящиеся рядом, могут вас услышать. Реалистично — как и многое в Sandstorm.
Буря в пустыне
Снова вспомнили о реализме, и не зря — этого здесь в достатке. Смерть от одной пули в порядке вещей, во время бега приходится принимать во внимание инерцию — крутиться на одном месте, как волчок, не получится, а о таких банальностях, как суровая отдача, симуляция стрельбы на подавление и отсутствие «хитмаркеров», и говорить не приходится.
Как правило, чем шутер реалистичнее, тем более размеренный и неторопливый в нём геймплей. Реальная война — дело небыстрое, поэтому и те игры, которые стараются максимально достоверно имитировать настоящие боестолкновения, отличаются весьма низкой динамикой. Взгляните хотя бы на Squad или серию Arma — провести с десяток минут в ожидании противника и умереть, так ни разу и не выстрелив, в последней в порядке вещей.
Insurgency — исключение из правил. Как в оригинальной модификации и в первой самостоятельной игре, так и в Sandstorm разработчики смогли добиться того, что реализм не становится препятствием для по-настоящему ураганного действия. Для победы необходимо как иметь быстрые и прямые руки, так и сохранять голову холодной, сначала думая, а уже потом действуя.
Да, лучше воевать осторожно, да, ждать возрождения приходится в среднем полминуты, но ощущение того, что ты находишься в центре ожесточённого боя, не покидает ни на секунду. Во многом такая атмосферность достигается за счёт просто великолепного звукового сопровождения. Взрывы, стрельба, звон гильз, падающих на камни после ещё одной очереди из пулемёта, крики раненых — не хуже, чем в голливудском боевике.
Осечка при стрельбе
Графику, локации и их дизайн тоже хочется похвалить, но сделать это не получится. Карт маловато, хотя они достаточно хорошо проработаны — видно, что дизайнеры уровней заботились не только о внешнем виде, но и о влиянии на геймплей: например, беспроигрышных позиций для «кемперства» очень мало.
К сожалению, сама игра сильно страдает от плохой оптимизации и багов. Текстуры низкого качества, появляющиеся в самый неожиданный момент, заедающие двери, сквозь которые нельзя пройти, «невидимые» бойцы, у которых видно лишь разгрузку и оружие, — всё это не позволяет насладиться процессом в полной мере. Один из самых раздражающих багов — кратковременное, но сильное падение частоты кадров при взгляде через прицел. Возможно, виной тому моё «железо», но изменение настроек на минимальные проблему не решает. Получать пулю из-за таких «фризов» в ближнем бою очень обидно.
На самом деле, «Песчаная буря» должна была выйти ещё в сентябре, после масштабного бета-тестирования, доступного всем, кто оформил предзаказ. Но именно «бета» открыла разработчикам глаза: проект, оказывается, не готов к релизу. За считаные дни до объявленной даты выхода боевик отправили на доработку.
Надо сказать, что эта отсрочка пошла Sandstorm на пользу: я играл в «бету» и могу сказать, что сейчас от многих проблем удалось избавиться. В целом шутер выглядит куда более похожим на завершённый продукт, нежели три месяца назад. Но, если честно, ещё пара месяцев полировки игре точно бы не помешала.
Новая Insurgency полностью соответствует тому, как её описывают создатели: это действительно хардкорный тактический шутер. Тактики — хоть залейся, но при желании можно просто побегать в своё удовольствие без кооперации с командой. Хардкора тоже хватает, но он не мешает сохранять высокую динамику каждого боя. И шутером Sandstorm можно назвать в буквальном смысле — моделирование оружия, его поведение, звук и кастомизация позволяют получать настоящее удовольствие от самого процесса стрельбы. Остаётся отловить баги и подтянуть производительность. Будем надеяться, что с этим у разработчиков проблем не возникнет.
Плюсы: озвучивание; реалистичность оружия и модели повреждений; сочетание динамики и хардкора.
Минусы: плохая оптимизация; баги; малое количество карт.