Jusant
Обзор наконец-то удачной игры от авторов Life is Strange
После Remember Me и первой Life is Strange у французскойстудии DON’T NOD были игры, в которых авторы и их персонажи много говорят про актуальные проблемы, про толерантность и меньшинства, политику и преступления, добро и зло. Но все они или не очень успешные, или не очень известные. И вот ирония — едва ли не лучшей со времён Life is Strange стала игра, в которой персонажи вообще не говорят (максимум мы читаем записки), а основной геймплей проходит в полной тишине — либо под завывание ветра, шум волн и успокаивающую музыку.
Видишь, там, на горе, возвышается… дом
Из описанияJusantможно сделать вывод, что это чуть ли не симулятор восхождения на какую-то башню. На самом деле это куда более глубокая игра. И взбираемся мы не на башню, а на огромную, уходящую ввысь гору, на разных уровнях которой устроены людские поселения — с жилыми домами, фермами, мастерскими и лавками.
Раньше это место было очень популярно у туристов. «Раньше» — это когда под горой был океан, а на ней жили люди. Во время отливов они спускались, чтобы добыть еду, продукты и ресурсы. Теперь океан высох, вода ушла, а вместе с ней с горы ушли и люди.
В роли юноши со странными татуировками и ещё более странным глазастым существом в рюкзаке за спиной мы взбираемся на эту «башню» и попутно узнаём о том, как и чем здесь жили, — можно найти много записок и газетных вырезок об особенностях местной фауны.
Также можем исследовать локации, находить скрытые места и коллекционные предметы — в частности, раковины, которые позволяют слышать звуки кипевшей здесь жизни. Нашли, например, ракушку около игрушек, приложили её к уху — и услышали детский смех. Всё это очень трогательно и отлично работает на атмосферу.
Засуха и мистика
Записки ещё и интересно читать. Это местами забавные, ироничные, но по большей части грустные хроники исхода людей. Одни трогательно прощаются с теми, кто остаётся, другие ругается с теми, кто уходит, а кто-то иронично рассуждает, что, мол, он сегодня опять не продал ни одного цветка и, возможно, стоит заняться чем-то другим.
Но некоторые, оказывается, не спускались, а, наоборот, поднимались. Интереснее всего здесь находить и читать записи из дневника девушки по имени Бьянка, которая вместе с несколькими другими жителями отправилась в экспедицию на самую вершину горы, где, по преданиям, живут существа, похожие на огромный водный пузырь. Возможно, они и помогут решить проблему засухи?
И через какое-то время мы начинаем понимать, что наш герой и его маленький глазастый друг как-то связаны с этими существами. Кажется, здесь жили не только люди, но и какая-то древняя раса. Во всяком случае, мы находим храмы со странными фресками, а также ещё более странные монолиты и огромные механизмы, которые можно активировать. Это даёт им новые способности, связанные со скалолазанием, но не только.
Финал этой мистической эмоциональной истории смотришь открыв рот, а потом вытирая скупую слезу. При этом остаются вопросы, но это тот случай, когда интересно строить теории и додумывать.
Отвесные стены — а ну, не зевай! Ты здесь на везение не уповай
Впрочем, Jusant отчасти всё-таки и симулятор. Первые впечатления от игры — это не «Как же тут красиво, загадочно и умиротворённо!», а «Как забраться по стене?». Мы привыкли, что в современных играх, где есть экстремальная акробатика и элементы скалолазания, достаточно подойти к отвесной поверхности и нажать кнопку «Вверх», а потом удерживать её, чтобы персонаж сам взбирался — или менять клавиши направления, чтобы он лез влево/вправо.
А вот в Jusant этого недостаточно — нужно грамотно чередовать нажатия на левую и правую кнопки мыши, соответствующие движениям левой и правой рук. При этом отдельный клик отвечает за то, чтобы герой отпустил руку, и отдельный — за то, чтобы перенёс её выше и ухватился. Звучит слишком замороченно и поначалу так же играется, но быстро начинаешь довольно лихо лазать по многочисленным поверхностям.
Но это не значит, что дальше всё даётся легко. Так, нужно следить за выносливостью, которая снижается, пока мы лазаем. Совсем свалиться и погибнуть, если она закончится, нельзя — игра всё-таки миролюбивая и не про жесть, так что персонаж постоянно закреплён на верёвке. Но ему будет сложнее передвигаться и хвататься, а это важно на особенно сложных участках. Поэтому периодически, даже находясь на стене, нужно останавливаться и отдыхать.
Кроме того, мы должны пользоваться крюками, которые позволяют повиснуть на верёвке в выбранном месте в случае падения. Количество крюков и длина троса ограниченны, и если они закончились, то вы просто не сможете переместиться или прыгнуть дальше — придётся возвращаться и откреплять крюки или искать место, где можно полностью смотать верёвку.
Магический альпинизм
Дальше — ещё интереснее. Как я уже сказал, наши герои получают разные способности. Первая позволяет глазастому питомцу свистеть, чтобы некоторые растения тут же отращивали длинные стебли, по которым можно перемещаться наверх. Или чтобы они плодили вокруг себя очень крепкие цветки, которые мы используем как уступы.
Казалось бы, всё довольно легко и удобно. Но это ведь растения, и на местном палящем солнце они быстро высыхают, а мы должны успеть забраться по ним. Представьте ситуацию. Вам нужно сильно раскачаться на верёвке, прыгнуть в направлении отвесной стены и свистнуть, чтобы растение успело наплодить цветки-уступы. Дальше нам нужно схватиться за них и быстро, не забывая чередовать кнопки мыши, забраться, пока они не сгорели.
А забравшись, нужно использовать ещё одну необычную особенность местной живности — схватиться за жуков, которые стайками ползут по стенам. И дальше мы практически едем на них — нужно вовремя перемещаться между насекомыми и доехать до уступа, пока эти удивительно крепкие жуки не ускользнули в свои норки.
Конечно, некоторые ситуации начинают часто повторяться и кажутся простыми. Другие, наоборот, выглядят переусложнёнными. То и дело встречаются и условности, когда не понимаешь, почему персонаж не хочет куда-то пролезать, забираться или прыгать. А всё потому, что авторы хотят, чтобы мы пошли в другое место и там использовали заготовленные для нас механики. Но это всё мелочи, неспособные изменить общее впечатление от игры.
Jusantво многом похожа на недавнюю Cocoon: это тоже уютная игра-головоломка (только пазлы здесь альпинистские), которая смотрится необычно даже для оригинального творчества их авторов. В ней тоже много мистики и остаётся будоражащий привкус тайны. И при этом нет ветвистых диалогов и обилия дорогих кат-сцен. Но и без них, с помощью одних только записок, музыки, шума ветра и звуков, авторы Life is Strange рассказали одну из лучших своих историй. А заодно показали такое скалолазание, которого мы в играх до сих пор не видели.
Плюсы: меланхоличная, душевная и отчасти мистическая история; милое и забавное существо на плече главного героя; медитативная атмосфера; необычное место действия и столь же необычная геймплейная концепция; увлекательный и непростой процесс скалолазания; способности, позволяющие интересно взаимодействовать с местной флорой и фауной; стильное аудиовизуальное исполнение.
Минусы: управление местами кажется слишком мудрёным; некоторые ситуации часто повторяются и начинают приедаться.