Kerbal Space Program
Превью
«Это игра с ранним доступом — приобретите ее и примите участие в развитии проекта!» — подобные заголовки все чаще можно встретить в магазине Steam, да и не только там. Каждый уважающий себя инди-разработчик не отказывается от возможности устроить бета-тестирование своего творения путем продажи раннего билда всем желающим.
Зачастую для последних ничем хорошим это не кончается: разработка намертво зависает в стадии «преальфы» — небольшой, но стабильный ручеек денежных вложений расслабляет авторов и совершенно не мотивирует их завершать дело в срок. Подобная ситуация совсем не редкость — сейчас ее можно смело принимать за правило. Но, как водится, и из этого правила есть исключения.
Kerbal Space Program — одно из них (несмотря на многолетнюю историю создания, никак нельзя сказать, что девелоперы сидят сложа руки), пожалуй, самое заметное на фоне бесконечных «ранних доступов к бета-тестированию всего за $4,99», оканчивающихся ничем.
Поехали!
Почти три года назад на просторах Интернета появилась простенькая игрушка с примитивным, на первый взгляд, геймплеем. В нашем распоряжении имелся сборочный цех некоего конструкторского бюро планеты Кербин, где каждый мог соорудить из нескольких доступных модулей ракету, усадить в пилотское кресло трех зеленых человечков (кербонавтов тут же прозвали «огурцами» из-за внешнего сходства) и попытаться запустить получившийся аппарат на орбиту. Сборка — дело нехитрое: после пары минут экспериментов с расположением модулей нечто отдаленно похожее на ракету устанавливалось на стартовый стол, звучала команда «Ключ на старт!», и… Тут-то и начиналось самое интересное — собранные наспех космолеты разваливались на куски, падали в море, взрывались прямо на старте или вовсе не взлетали. Смех смехом, а вывести спутник на орбиту удавалось немногим. Легко понять основы, чуть сложнее приноровиться к управлению и освоить принципы правильной сборки, но уже тогда за внешней простотой скрывались большие перспективы.
И если бы авторы остались верны печальной тенденции забывать о развитии своего творения, довольствуясь полученными «плюшками», эти перспективы вряд ли кто-то смог бы оценить, а игра так бы и осталась ничем не примечательным развлечением на пару вечеров. Но творцы из Squad не из таких, поэтому Kerbal Space Program — совершенно другое дело.
Космическая гонка
Следует понять, что KSP — не симулятор летчика-космонавта или инженера по сборке ракет и спутников. Точнее, и этим ролям найдется место в геймплее игры, но в целом перед нами симулятор всей «space program» — от планирования полетов до непосредственного управления всеми системами космического корабля во время путешествия за пределы атмосферы Кербина.
Все начинается с азов — первой целью начинающих Королевых и Вернеров фон Браунов становится вывод спутника на устойчивую орбиту. Со сборкой и запуском простейших ракет справиться нетрудно — для создания своего летательного (или не совсем — как повезет) аппарата не обязательно иметь диплом инженера-конструктора. Устанавливаем командный модуль, к нему цепляем топливные баки и двигатели, следя за правильной расстановкой (иначе можно в самый ответственный момент полета включить двигатель третьей ступени, в то время как предыдущие еще не отработали), запускаем получившийся агрегат, наблюдаем за его падением, попутно размышляя о причинах аварии, снова собираем ракету… Повторяем до тех пор, пока не достигнем желаемого результата — первого искусственного спутника Кербина.
Управление в полете задействует всего несколько кнопок — крен/тангаж, стабилизация курса, тяга и приказ на включение очередного элемента, будь то разъединитель ступеней или зажигание двигателя. Но куда важнее понимать, как и когда изменять курс, чем жать на клавиши. Даже одно неосторожное движение, малейшее не вовремя произведенное изменение работы двигателя может поставить под угрозу всю миссию. Практика, практика и еще раз практика, не стоит бояться неудачных запусков — пока в KSP не введена экономика (есть и такое в планах разработчиков), ничего, кроме времени, вы не потеряете.
Лучше всего начать освоение космоса с режима карьеры, где новые модули будут открываться по очереди — это позволит постепенно ознакомиться со всеми возможностями игры, в отличие от «песочницы», где доступно все и сразу, а от обилия возможных вариантов сборки ракеты новичок просто-напросто растеряется.
На пыльных тропинках далеких планет
Гораздо быстрее, чем кажется во время первых неудачных запусков, обнаружится, что наши космические корабли уже вовсю бороздят просторы Вселенной (ладно, будем честны — пока лишь болтаются по хаотично разбросанным орбитам вокруг Кербина), а парочка кербонавтов даже умудрилась сохранить топливо для возвращения на родную землю и притащила с собой ценные данные, которые позволяют изучать новые модули. Что дальше?
А дальше все зависит от фантазии игрока. Возможностей море — перед нами целая солнечная система с различными планетами, астероидными скоплениями, исследовать все это богатство можно очень долго.
У Кербина есть два естественных спутника — Мюн и Минмус. «Прокачавшись» на орбитальных полетах, можно замахнуться и на свою миссию «Аполлон». И вот тут-то открываешь игру по-новому. Дело в том, что KSP, несмотря на внешнюю несерьезность, является проработанным до мелочей симулятором, где действуют законы физики и механики, а без знания основ самой настоящей космической навигации (благо при желании можно найти неплохую научно-популярную литературу на эту тему) и нечего пытаться осуществить попытку высадки на другое астрономическое тело. Нет, перелопачивать тонны заумных книжек не обязательно, но отличать перицентр от апоцентра и знать, что такое дельта-V, — необходимо. Впрочем, в игре не все достоверно на 100% — влияние гравитации нескольких астрономических тел одновременно не просчитывается, а аэродинамика здесь весьма специфическая и далека от реальной, что стоит иметь в виду при сборке очередной ракеты.
Для перелетов на дальние расстояния уже не обойтись наводкой «на глазок», тут придется воспользоваться планировщиком орбит, благодаря которому можно рассчитать необходимый маневр без вывода многоуровневых формул. Намучаться придется не меньше, чем во время первых запусков. У кораблей будет заканчиваться топливо в самый неподходящий момент, а если все-таки удастся достигнуть одного из спутников Кербина, окажется, что мягкая посадка с первого раза — что-то из области фантастики. Да, и не стоит забывать о посадочных стойках для спускаемого аппарата — обидно будет вспомнить об этом уже перед самым «примюнением».
Десятка-другого безуспешных миссий обычно хватает, чтобы наконец-таки сделать тот самый «маленький шаг для человека кербала» на поверхность Мюна и передать ценные для кербинской науки данные на родину.
Впрочем, вовсе не обязательно сразу начинать исследование других миров — для начала можно собрать свою космическую станцию на орбите планеты. Правда, здесь тоже придется изрядно попотеть. Сведение и стыковка двух модулей в открытом космосе, когда каждый движется по своей орбите, — задача не из легких, особенно для неопытного ракетостроителя. Зато приобретенный опыт поможет сконструировать спускаемый аппарат для экспедиции на другие планеты, что позволит кербонавтам возвращаться домой, а не оставаться на месте высадки до тех пор, пока игрок не соизволит вспомнить о своих подопечных. И дело не только в моральном аспекте (вы же не хотите бросать отважных покорителей космоса на произвол судьбы?) — благополучно вернувшийся на родину кербал принесет заметно больше очков науки, чем сделанный им доклад по радиосвязи.
Исследовать солнечную систему можно очень и очень долго, позволяла бы фантазия придумывать самому себе интересные задания. Как и в случае с любой песочницей, от KSP не оторваться тем, у кого развито воображение, — можно попытаться устроить облет всех планет с возвращением на Кербин, собирать космический мусор, скопившийся на орбите во время первых шагов в космос, искать пасхалки (а их хватает, в том числе и на родной планете), буксировать астероиды…
Реиграбельность в разы повышает огромное количество модов, которые стали появляться с самых первых дней релиза той самой альфа-версии. Модификации на любой вкус — от добавления новых модулей до изменения интерфейса или ввода в игру совершенно новых устройств вроде сканера поверхностей планет для составления карт.
А еще Kerbal Space Program по-своему красива. Красота эта не в текстурах высокого разрешения или ярких спецэффектах — здесь как раз все довольно просто. Но бесконечность космоса, где мы все лишь песчинка среди триллионов звезд, одиночество оставшегося без надежды на возвращение среди этой бесконечности космонавта KSP передает едва ли не лучше другой инди на тему звезд — Space Engine (геймплей в которую, к сожалению, пока не завезли).
Не забывайте — перед нами далеко не финальная версия. В ближайших планах разработчиков, которые, к слову, тесно сотрудничают с NASA, введение экономики, что заставит более ответственно относиться к созданию своей космической программы, и мультиплеера. Не за горами встречи космических кораблей разных игроков на орбите, «Междукербинская космическая станция», колония-поселение на чужой планете… А вот «звездных войн» разработчики не обещают — это сугубо мирный симулятор. Впрочем, с помощью модификаций или собственной смекалки при сборке ракеты какое-никакое оружие можно заполучить уже сейчас.
Перед нами едва ли не единственный в своем роде научно-популярный симулятор, совершенно ненавязчиво, но весьма успешно пропагандирующий интерес к освоению космоса (NASA не зря поддерживает контакты с его авторами). При этом KSP остается игрой, а не интерактивным учебником, и перспективы у нее пока самые радостные — разработка еще далеко не закончена. А начиналось все с той небольшой поделки, в которой так забавно взрывались кое-как собранные ракеты…