Kona
Обзор
Мы привыкли к тому, что игры про выживание и поиск ресурсов похожи друг на друга как две капли. Поэтому что-то более заметное на общем фоне сразу привлекает особое внимание. В этом смысле c Kona всё в порядке: это интересный коктейль из The Long Dark, Firewatch и The Vanishing of Ethan Carter, а по духу и атмосфере происходящее чем-то напоминает фильм (и телесериал) «Фарго» и «Твин Пикс».
Музей ледяных фигур
События разворачиваются в 1970-м году на севере Канады, куда в один из заснеженных провинциальных городов (а скорее, в деревеньку) приезжает частный детектив Карл Фоберт — его нанял местный богатей, владелец шахты и охотничьего поместья Уильям Гамильтон, чтобы расследовать серию актов вандализма, совершённых с собственностью предпринимателя.
По прибытии на место встречи Карл находит труп своего заказчика и вскоре выясняет из различных записок и вырезок из местной прессы, что Гамильтона местные не любили, считали мошенником, а сам он незадолго до смерти пытался связаться с представителями спецслужб, чтобы вывести на чистую воду «врагов демократии».
При этом практически все жители куда-то пропали или же превратились в ледяные статуи — если прикоснуться к ним, то Карл начинает видеть призраков и странные сцены, повторяющие события недавнего прошлого. Реконструировать их в правильной последовательности, как это было в The Vanishing of Ethan Carter, не надо, но нужно запоминать, что делали призраки, — это поможет при решении пазлов и поиске важных для прохождения предметов.
Также из найденных записок и дневников можно узнать про местные предания, связанные с волками, и про то, что некоторые жители мучились кошмарами. А ещё периодически мы натыкаемся на какие-то странные, неестественно синие глыбы льда. В итоге чисто производственный детектив быстро превращается в мистический триллер.
Зимний детектив
Расследуя эти загадочные события, наш сыщик большую часть времени перемещается на автомобиле или снегоходе от одного опустевшего дома к другому, изучает их, находит новые записи, фотографирует улики. И периодически решает простенькие головоломки, чтобы, например, запустить генератор и поднять машину в гараже или подобрать код к сейфу, ориентируясь на оставленные в пределах вытянутой руки подсказки. Пару раз попадаются и более серьёзные пазлы, но в целом это больше атмосферный «симулятор ходьбы», чем квест.
Ходить придётся немало — в некоторые места не проехать, поэтому мы бежим, задыхаясь, по снегу через непроглядную метель и стараемся не попасть на глаза волкам. Бежим потому, что на холоде Карл может замёрзнуть. А добравшись до ближайшего дома, затапливаем там печурку с помощью дров и спичек. В других местах, допустим в паре пещер, что придётся посетить по сюжету, разводим костры — такие очаги являются по совместительству и точками сохранения.
Кроме температуры тела у нашего героя есть и другие вроде бы важные показатели — уровень здоровья и стресса. Последний влияет на точность при стрельбе (по мере прохождения мы найдём револьвер и винтовку и пару раз встретимся с волками), а также на скорость бега. Здоровье поддерживается и восстанавливается аптечками и болеутоляющими, а стресс мы снимаем, раскурив сигаретку или выпив чего-нибудь. Причём курение одновременно снижает здоровье.
Соответственно, всю игру Карл собирает разные ресурсы, патроны и припасы. Некоторые предметы, вроде болтов, молотка, лома, канистры с бензином, магнита, нужны, чтобы решать разные задачки — построить импровизированный мостик, починить снегоход, достать ключ из проруби и так далее.
По снежным следам «Фарго»
Впрочем, элементы выживания введены в Kona «для галочки». Припасов всегда более чем достаточно, хотя некоторые из них практически не используются. Батарейки в фонарике не садятся, волки нападают редко, умирают с одного выстрела, и фактически единственная серьёзная заварушка, способная раньше времени отправить Карла к праотцам, случается в самом финале — аптечки понадобятся в основном только там.
В итоге, чтобы умереть или замёрзнуть, нужно очень постараться — если, скажем, сунуться в ледяную пещеру без тёплой куртки, которую можно выменять на самолично сваренный самогон у какого-то старика с ружьём (это практически единственная живая душа, встреченная в игре).
Авторы, судя по всему, использовали survival-элементы для привлечения дополнительного внимания к проекту, стараясь придать ему более актуальный вид, но на самом деле эта игра не про выживание, а про историю и атмосферу. Расследование, которое ведёт Карл Фоберт, затягивает — здесь интересно даже просто читать дневник героя, сопоставляя найденные факты и записи, строя версии и гадая, что к чему.
Кроме того, тут явственно ощущается меланхоличное заснеженное настроение «Фарго». С одной стороны, убийства, криминал и мистика, с другой — некоторая ирония и тихое сумасшествие, которое охватывает людей, запертых в провинциальном северном городке, в этой тюрьме из скуки и вечных метелей. Уильям Гамильтон, как я уже сказал, искал «врагов демократии», а местный механик, как следует из осмотра его дома, помешался на инопланетянах и даже строил летающую тарелку в своём гараже. Узнавать такие вот подробности о жителях опустевших домов тоже очень интересно.
И всё это дополняется хорошей подачей истории, атмосферной музыкой, которая звучит из радиоприёмников, меткими и подчас ироничными мыслями главного героя и аутентичными комментариями невидимого рассказчика.
Kona — отличный пример, как из обычной «выживалки» можно сделать сюжетную игру с мистикой, загадками и насыщенной атмосферой. Правда, собственно survival-элементы оказались пришиты ко всему этому белыми нитками.
Плюсы: загадочная мистическая история; увлекательное исследование; интересные пазлы; приятная графика.
Минусы: элементы выживания не доведены до ума.