Kursk
Обзор
Давайте сразу с главного — игра от польских разработчиках по мотивам российской трагедии с гибелью в августе 2000 года АПЛ «Курск» ожидаемо оказалась весьма и весьма политизированной. Она во многом выстроена на основе одиозного французского фильма «Курск: Субмарина в мутной воде», вся суть которого сводится к тому, что русскую АПЛ торпедировали американские подлодки, но «виноват во всём Путин». Сюжет игры — это зачастую прямые цитаты оттуда. Но проблемы у KURSK, на самом деле, совсем другие…
Клюква в мутной воде
В центре внимания тут шпионские игры и имперские амбиции, а главным героем выступает русскоговорящий агент западных спецслужб, который проник на многострадальную подлодку, чтобы раздобыть сведения о суперсекретных торпедах «Шквал».
Здесь он по радио слышит, как ученики петербургских школ пишут рассказы о «достижениях правительства Путина», моряки в разговорах с ним радостно рассуждают о том, как было бы хорошо «поставить америкосов на место» и вернуть Крым (да-да, рассуждают на Северном флоте в 2000-м году!). На корабле говорят в основном о бухле и девках (ну это ж русские моряки!), ругают «хохляцкую водку из Донецка» и каждый обязательно обещает «поставить магарыч».
Шпионы в гости к нам
Начать стоит с маразматичной завязки, которая сразу показывает, насколько это «документальная» игра. Она рассказывает о том, как на сверхсекретную русскую атомную подлодку, идущую на крупнейшие учения, западный шпион проникает в качестве человека, которого раньше никто и никогда в глаза не видел. И только на борту сосед по каюте, он же начальник штаба, начинает задавать проверочные вопросы: где, дескать, служили, как называлась военно-морская академия в Питере? По логике, согласитесь, такие вопросы незнакомцу надо задавать на берегу, а не на самой лодке.
Потом нашего героя, который вроде как является важным «проверяющим из Москвы», начинают гонять туда-сюда с поручениями в духе «Принеси сломанный модуль наведения из торпеды, отнеси и вставь обратно» (чинят модуль, понятно, вручную, паяльником, словно на лучшей субмарине в России не было новых на замену), «Посвети здесь фонариком, покрути вон те три вентиля, чтобы снизить давление» и так далее. Плюс один длинный и до одури убогий квест в худших традициях «почтовых» RPG. «Хочешь доступ к компьютеру (какой же шпион его не хочет!) — помоги мне поздравить друга с днюхой, принеси именную кружку с гравировкой», «Хочешь кружку — побей мой рекорд в игровом автомате», «Хочешь гравировку — помоги мне… Ну, вы поняли».
Фигаро на подлодке
Собственно шпионских упражнений, связанных с незаконным проникновением в чужие каюты, взломом замков и компьютеров, очень мало. Зато главный герой постоянно зачем-то тащит в карман какие-то флажки, вымпелы и игрушечные модели кораблей — видимо, для того, чтобы лучшие западные умы на основе этого поняли секрет «Шквалов».
Во время взломов активируются простенькие мини-игры, но за этим никто и никогда (кроме одного-единственного случая) нас, конечно, не поймает. Более того, наш супершпион настолько суров и уверен в себе, а подводники настолько тупы, что он может, плескаясь в бассейне, спросить у моряка, где тот хранит ключи, получить ответ «в раздевалке», в ту же секунду встать и направиться туда, чтобы спокойно взять их, потом выйти, обследовать кабинет капитана и вернуться, успев положить ключи на место. И никто ничего, конечно, не заподозрит.
Кто-то скажет, что такие вот забеги и шпионские упражнения продиктованы игровыми условностями и вполне логичны в представленных обстоятельствах. Но лично для меня это всё — лишь оправдания убогого гейм-дизайна, превращающего игру в симулятор постоянных забегов из точки A в точку B по узким коридорам подводной лодки. Да ещё и с подзагрузками. В итоге тебя от этого начинает мутить так, словно это ты сам находишься на корабле и страдаешь морской болезнью…
Свет в мутной воде
Добавьте сюда странное управление, отвратительную оптимизацию и страшноватые модели персонажей, снабжённые деревянной анимацией 10-летней давности. Смотреть на них страшнее, чем бежать по разваливающимся и горящим отсекам «Курска» в последние 20 минут прохождения, когда появляются хоть какие-то динамика, драма и эмоции.
Этот последний отрезок с неплохими QTE и выбором из двух концовок хоть как-то оправдывает предыдущие мучения игрока. Когда в девятом отсеке тебе дают лично постучать кувалдой по корпусу в окружении чудом оставшихся в живых матросов, имена которых переписывает капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, что-то даже такое начинает шевелиться в груди, и ком подступает к горлу.
Из-за этих вот финальных сцен я даже стал сомневаться, стоит ли так уж ругать KURSK. С другой стороны, явно не все до них дотерпят. Скажу так: я не знаю, кто прав, кто виноват и что на самом деле произошло 12 августа 2000-го в Баренцевом море. Но зато знаю, что такие игры едва ли помогут раскопать истину и почтить память погибших. Потому что почти всё хорошее, что тут задумывали (и местами даже сделали!), в итоге погрязло в откровенной клюкве и никудышной реализации. И уж в этом-то точно не виноваты пресловутые «русские шпионы»… А моряков действительно жаль. Вечная им память.
Плюсы: напряжённые и эмоциональные финальные сцены; убедительное воспроизведение внутренних помещений подводной лодки; неплохая в целом (если бы не модели персонажей) картинка; атмосферный звук.
Минусы: клюква; маразматичная завязка; примитивный геймплей с постоянными забегами из точки А в точку B и обратно; страшноватые, убого анимированные модели персонажей; неудобное управление; отвратительная оптимизация.