Machinarium
Превью
Скажите, появлялось ли у вас когда-нибудь жгучее желание отбросить на некоторое время бесконечную погоню за шейдерами новой версии, сопровождающуюся сливанием половины зарплаты на покупку новых комплектующих к своему кремниево-текстолитовому другу? А вместо этого просто, скажем, запустить на нем что-нибудь легкое, веселое, не требующее наличия восьмиядерного процессора и двух видеокарт…
Iron Man по имени Йозеф
Первое знакомство с игрой Machinarium от прослывшего гения квеста, поляка по происхождению – Якуба Дворски – невольно навевает мысль о ее достаточно большом сходстве с компьютерным мультфильмом «Роботы» образца 2005-го года. Уточним, что похожесть эта, по большей части, заключается в самом подходе отображения быта разумных железяк, но в визуальном плане указанные произведения абсолютно противоположны друг другу. И если полнометражка Криса Веджа и Карлуша Салданьи обколота во все ягодицы инъекциями передовых технологий в области анимации, то аскетичная и интеллигентная Machinarium смотрится на фоне первой более чем скромно. Но при этом многие важные моменты из мультфильма и игры перекликаются между собой – в обоих случаях в основу юмора (а Machinarium – квест, безусловно, юмористический) положены трогательные визуальные гэги, повседневная жизнь роботов смоделирована и подана зрителю с пародией основных идей и устоев нашего с вами мира. Вселенную игры населяют только роботы. Что отрадно, в ней таки нашлось место животным, птицам и прочим братьям-сестрам нашим меньшим. Вся хитрость заключается в том, что они тоже роботы. Железная кошка гонится за такой же мышкой, а жестяная белочка поедает цельнометаллические орехи – в общем, вы поняли.
Главного героя зовут Йозеф, и по своей сущности он ничем не отличается от прочих обитателей мира машин (который, вероятно, и называется «Машинариум»). Как и у любого жителя «железного» городка, у Йозефа есть уникальная способность, присущая чуть ли не ему одному. Этот малыш сам невысокого роста, однако, его создатели заранее предусмотрели, каким образом можно элегантно обойти предполагаемые трудности, связанные с этим недостатком. Йозеф умеет вытягивать все свое тело, как струну гитары, делая его в несколько раз длиннее. Плюс ко всему, он может точно так же «сплющиваться», превращаясь в нечто наподобие консервов со шпротами, на которые наехал «КамАЗ». Нам же разрешается использовать уникальные способности главного героя уже непосредственно для решения задачек. Где-то нужно будет маскироваться под своих более высоких собратьев для разведывания полезной информации, отыскивать элементы паззла на верхних этажах уровня – тут пригодится способность превращаться в железную копию милиционера Дяди Степы. А вот протиснуться под невысокий навес Йозефу удастся только в «сжатом» виде.
«Я сегодня как железо!»
Сам игровой процесс никаких глобальных откровений, разумеется, не принесет – классический квест с поставленной во главу угла «охотой на пиксели» по умолчанию не может взрастить на своей тяжелой почве значимые побеги инновационности. И просто прекрасно, что у Machinarium в списке приоритетов на первом месте значится созерцательная функция. Это квест, в котором гораздо проще будет оценить креативность художников и дизайнеров, нежели сценаристов. Мастера пера у студии Якуба Дворски не то чтобы зря едят свой хлеб. Просто у них, видимо, на рабочих местах вместо купленного на собственные деньги хлебушка лежат огромные – как в фильмах про американских полицейских – коробки с пончиками. А вот уже в перерывах между поеданием сладкой сдобы и писался, собственно, сюжет. Согласно ему, нашему малышу Йозефу предстоит противостоять шайке злых и кровожадных, словно T-800 из сами знаете какого фильма, роботов, которые задумали устроить в маленьком городке настоящий теракт с большой бомбой, беспощадным пламенем, удушливым дымом, металлическими болтами и женскими криками. В сущности, абсолютно неважно, какую историю расскажет Machinarium, как зовут ее героев, и где будет проигрываться вся эта «механическая сюита». Главной целью является удерживание нас с вами за экранами больших и маленьких мониторов как можно дольше посредством беспрерывной трансляции визуальных шуток с непрекращающимися «Плюх!», «Ба-бах!», «Плям-сь!» и «Чпок!» непосредственно в мозг.
Немаловажное значение в юморе Machinarium имеет следующая деталь – все поселенцы мира «железяк», включая Йозефа, отыгрывают свои комедийные роли с серьезным выражением лица. По закону жанра данное обстоятельство самым положительным образом должно сказаться на всем квесте.
Описание данной игры было бы неполным, забудь мы упомянуть о том эстетическом удовольствии, которые испытываешь во время наблюдения за продуктами творчества художников, рисовавших «задники» для Machinarium. Визуальный стиль квеста одновременно напоминает иллюстрации к старым изданиям книг с произведениями Льюиса Кэрролла и мультфильмы с Братьями Пилотами в главной роли. Вероятно, так бы выглядела дилогия Syberia, если бы Бенуа Сокаль решил однажды передать свои полномочия проходимцу Американу МакГи.
Не стоит также забывать, что каждая локация в Machinarium – просто кладезь полезного барахла для почитателей классического «пиксель-хантинга». К слову, последний покажется нам в более-менее щадящем режиме – практически все объекты, с которыми главный герой сможет вступить в контакт, будут окрашены на полтона светлее по сравнению с прочими элементами «массовки».
Меньше всего слов (после сюжета, разумеется) заслуживают здешние паззлы. Если не брать в расчет уникальную способность Йозефа изменять свой рост, то мы и вовсе останемся наедине с закрытыми дверьми, секретными шифрами и опостылевшим собирательством деталей одной большой головоломки.
Machinarium следует ждать не только потому, что это классический до последнего байта и скетча квест с арт-стилем, в равной степени перенимающий идеи у Syberia, произведений Чайны Мьвиля и мультфильма «Роботы». Ведь ради любования тысячей и одним визуальным гэгом с молчаливым роботом Йозефом в главной роли можно совсем забыть о передовых технологиях – они тут совершенно ни к месту.