Mafia III
Обзор
Mafia III начинается с предупреждения разработчиков о том, что они не согласны с расистскими высказываниями некоторых персонажей. Такое вступление настраивает на нужный лад: Америка шестидесятых годов — экзотическое для индустрии видеоигр место. Да и герой выбран необычный — чернокожий ветеран войны во Вьетнаме, попадающий в местный аналог Нового Орлеана после убийства Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King), в год, когда мафиозные кланы и группировки были особенно активны.
Мафиозные разборки
Первые несколько часов Mafia III легко можно назвать одним из лучших вступлений среди всех игр с открытым миром за последние годы. Возникает ощущение, будто смотришь фильм Скорсезе (Martin Scorsese) с потрясающей постановкой, отличной операторской работой и даже актёрской игрой — анимация героев в роликах действительно впечатляет. Иногда история подаётся в виде интервью с постаревшими участниками тех событий, иногда нам демонстрируют состаренные архивные записи, и всё это здорово смонтировано.
Тема расизма начинает раскрываться почти сразу — в одном из эпизодов коллега главного героя предупреждает его о том, что из-за цвета кожи придётся выслушать несколько неприятных фраз от окружающих. Но это лишь цветочки — в открытом мире Линкольн Клэй буквально на каждом шагу будет сталкиваться с неприязнью со стороны белых. Стоит, к примеру, зайти в кафе, как бармен вежливо намекнёт, что «таким тут не место», и после пары предупреждений начнёт злиться.
Город поделён на несколько районов с разным отношением их жителей к цвету кожи. Где-то всем на это наплевать, а где-то белые считают себя высшей расой. Отличается и реакция полиции на преступление — если угнать машину в районе со светлокожим населением, копы отреагируют и приедут гораздо быстрее, что можно понять по разным сообщениям диспетчеров.
Благодаря таким мелочам мир игры кажется проработанным и даже живым, хотя по всем остальным параметрам он проигрывает Лос-Сантосу из GTAV или даже Гонконгу из Sleeping Dogs. Кроме сюжетных и побочных заданий делать в нём совершенно нечего — в мини-играх не поучаствовать, в баре не посидеть, по магазинчикам не пройтись. Кто бы что ни говорил, а такая проблема была во всех частях серии — открытый мир нужен был лишь для того, чтобы гонять нас от одной миссии к другой.
И если раньше новое задание начиналось сразу после предыдущего, то в третьей части формула немного изменилась. Теперь лишь игрок решает, куда ему ехать и какие поручения выбирать первыми. В какой-то степени этот выбор повредил повествованию, так как вместо прямого деления на основные и побочные задания авторы сделали основными практически все миссии — то, что в современных играх Ubisoft можно полностью пропустить (к примеру, освобождение детей в Assassin’s Creed: Syndicate), здесь оставить без внимания никак нельзя.
По сюжету Линкольном движет жажда мести — он хочет устранить всех, кто его подставил, начиная с людей с низшей ступени преступной иерархии и заканчивая боссами. Для этого ему необходимо захватить больше десятка районов, передав управление ими кому-то из своих союзников. У каждого главаря, очевидно, есть свой бизнес, и всегда есть сумма ущерба, который нужно нанести. Для этого приходится допрашивать коллег бандита, убивать его подручных, взрывать машины, собирать разбросанные на указанных территориях деньги, уничтожать ящики с оружием — в общем, хулиганить до тех пор, пока гад не испугается.
После этого у игрока есть выбор: убить босса и покончить с его бизнесом навсегда либо завербовать его. Разницы между этими действиями нет никакой, разве что доход вырастет на дополнительную тысячу долларов. Кроме того, вербовка невозможна, если не взломан расположенный в том же районе коммутатор, — без прослушки Линкольн моментально убивает гангстера, не давая ему никакого шанса. Логики в этой механике нет, но приходится мириться с такими условиями.
Наградой за эти действия становятся новые сюжетные миссии с отличными кат-сценами и увлекательными диалогами. Но то, что происходит во время захвата районов, огорчает. Добавили такие задания явно для того, чтобы сильно растянуть прохождение, однако делать их обязательными в таком количестве было не совсем правильно. Спасает положение лишь то, что игрок волен сам выбирать, что ему делать для нанесения ущерба, — не нужно пункт за пунктом выполнять всё перечисленное. Зачастую достаточно съездить к двум подручным да взорвать несколько ящиков, после чего быстро сесть в машину и уехать куда подальше.
Выгодные предложения
Передача прав на бизнес убитого или нанятого босса влечёт за собой определённые последствия. Дело в том, что у Линкольна есть три союзника (один из них — знакомый по второй части Вито Скалетта), каждый из которых предлагает разные бонусы в зависимости от числа отданных ему районов. Кто-то подарит пистолет с глушителем, кто-то может отключать телефонные сети и таким образом мешать противникам вызвать подмогу. Даже концовка зависит от того, кому игрок отдал предпочтение. Задумка интересная и вынуждает лишний раз подумать, какие бонусы важнее.
Да и экшен тут сделан на совесть. Искусственный интеллект противников иногда, конечно, удивляет своей тупостью, но и стелс, и перестрелки выглядят занятно. В лучших традициях современных игр с открытым миром Линкольн умеет свистеть, что позволяет ему приманивать к себе противников и убивать их из-за угла, а получив пистолет с глушителем, герой и вовсе становится чуть ли не призраком. Если же игрок предпочитает активную пальбу, то и его Mafia III не разочарует. Враги реагируют на попадания по конечностям, оружие сочно звучит, а ставить «хедшоты» — одно удовольствие.
А вот погони выглядят немного аркадно. Спасаясь от полиции или гангстеров, Линкольн может автоматически навести своё оружие на колёса, двигатель или водителя преследующей его машины и попасть точно в цель. С одной стороны, это слишком «казуальная» механика, но с другой — одновременно следить за дорогой и пытаться куда-то выстрелить не очень-то просто, а здесь это возможно.
Картинка тоже спорная — игра то выдаёт очень красивые виды, вроде залитых солнцем улиц, то превращается в жуткую мешанину с неприятными цветами и уродливым небом. Выглядит Mafia III «замыленно» и на консолях, и на PC, но на компьютерах у игроков есть возможность убрать этот эффект.
Зато критических багов, да и мелких недочётов, которые пользователи YouTube записывали всю неделю, я не заметил. Возможно, просто повезло. Хотя с отражениями здесь действительно большая проблема — притом что в зеркале заднего вида всегда можно увидеть происходящее, обнаружить собственное отражение в уборной Линкольн не может.
Ну а к музыкальной подборке претензий вообще нет — здесь можно услышать композиции и The Rolling Stones, и Beach Boys, и Джонни Кэша (Johnny Cash), и Джеймса Брауна (James Brown). Некоторые звучат по радио, другие включаются во время заставок, остальные делают погони и перестрелки более захватывающими. Но это опять же заслуга людей, занимавшихся постановкой — тем, что здесь держится на очень высоком уровне.
Mafia III могла бы стать великолепным боевиком в открытом мире, который составил бы конкуренцию хитам. Необычный сеттинг, оригинальные для видеоигр темы, восхитительный саундтрек, отличная анимация в заставках, хорошая постановка… И первые два часа история действительно кажется чем-то невероятным. Но затянутость и необходимость выполнять рутинные действия ради новой порции сюжетных миссий утомляют.
Плюсы: отличная история и постановка; впечатляющая лицевая анимация в роликах на движке; один из лучших саундтреков за последние годы; тема расизма здорово раскрыта; стелс, погони и перестрелки сделаны качественно и увлекают.
Минусы: то, что в других играх — побочные и необязательные задания, здесь необходимо для сюжета; техническая реализация иногда даёт сбои.