
Mafia
Машина времени: как критики оценили Mafia в 2002 году
Совсем скоро свет увидит Mafia: Definitive Edition, полноценный ремейк гангстерского боевика Mafia: The City of Lost Heaven 2002 года. Пока трудно сказать, удачной ли получится обновлённая версия, однако классика точно останется в сердцах многих навсегда – нередко оригинальную Mafia можно увидеть в обсуждениях самых любимых игр. Но как отреагировала на этот проект пресса, что понравилось журналистам или разозлило их в 2002 году, когда они проходили игру впервые? Все самые яркие мнения собраны в этой статье.
Жизнь после GTAIII
Mafia вышла 29 августа 2002 года, а примерно за год до этого – 22 октября 2001-го – появилась GTAIII, поразившая всех качеством, вниманием к деталям и обилием возможностей в открытом мире. Поэтому «Мафию» почти в каждом обзоре неизбежно сравнивали с хитом Rockstar, и не всегда эти сравнения были в пользу новинки. Особенно некоторых обозревателей огорчило то, что Лост-Хэвен, несмотря на масштабы, не такая весёлая песочница, как Либерти-Сити.
«Город в Mafia не связан так тесно с миссиями, как в GTAIII. Зачастую поездка к следующей точке больше напоминает задающую настроение интерактивную кат-сцену, нежели геймплейный элемент, ставящий какие-то задачи перед игроком, – писал автор GameSpot, считавший это главным недостатком боевика. – В начале игры это терпимо, но примерно к середине прохождения начинаешь мечтать о возможности пропустить эти поездки». Медлительность машин, необходимость останавливаться на красный свет и желание копов штрафовать игрока за каждое превышение скорости тоже казались автору спорными элементами.
Об этом же писал рецензент PC Gamer, у которого, судя по всему, проблемы во время езды тоже возникали:
Приходится гонять взад-вперёд, обязательно соблюдая правила дорожного движения, поскольку всего одна ошибка может привести к провалу из-за привлечения внимания полиции. Эту механику можно считать реалистичной, и в каком-то смысле она бросает игроку вызов, но наличие опции, позволяющей быстро перенестись к следующему экшен-эпизоду, не помешало бы.
О той же возможности просили автор IGN и многие другие журналисты.

Впрочем, долгие поездки оказались чуть ли не единственным неудачным элементом игры, и они не смогли сильно повлиять на финальные оценки. GameSpot в итоге остановился на 9.3/10, IGN – на 9.2/10, а PC Gamer – на 9.1/10. Остальные составляющие Mafia вызвали восторг у подавляющего большинства рецензентов. Много лестных эпитетов можно прочесть по поводу дизайна миссий. В статье GameSpot все задания назвали «одинаково восхитительными» – как считал автор, каждая перестрелка в игре непохожа на другую, а захватывающих сцен очень много.
Как минимум один автор поспорил бы с утверждением выше – поставив новинке 3.5/5, рецензент журнала Computer Gaming World пожаловался на темп повествования. Ему не понравилось то, что игра начинается очень медленно – мало того что в самом начале приходится работать таксистом и развозить людей, так ещё и впервые стрелять в игре о мафии позволяют лишь в четвёртой или даже пятой миссии. Также он был разочарован отсутствием возможности сохраняться где угодно – об этом говорили во всех обзорах, но проблем с этим почти ни у кого не возникало. Под конец статьи автор CGW назвал Mafia «предложением, от которого возможно отказаться», слегка изменив знаменитую цитату из «Крёстного отца».

Для многих Mafia была увлекательной не только благодаря разнообразию ситуаций, в которые попадал главный герой, но и за счёт отличного сюжета. «Нужно канонизировать того, кто решил потратить деньги на хороший сценарий для этой игры; я полностью погрузился в рассказанную историю», – написал автор Game Informer. «[Mafia] укрепила мою веру в то, что создатели игр должны привлекать талантливых сценаристов для работы над составляющей, которая кажется мне в видеоиграх всё более важной», – заметил сотрудник IGN.
Красота, да и только
Визуально игра тоже многих впечатляла. «Вне всяких сомнений, игра безумно красивая, – писал автор Game Revolution, поставивший оценку 4.5/5. – Шестьдесят винтажных автомобилей с несметным количеством полигонов у каждого, ни с чем не сравнимая детализация текстур, плотно обставленные мебелью интерьеры… Я мог бы продолжать до бесконечности».
Обозреватель Game Informer был уверен, что модели персонажей в Mafia – одни из самых высокодетализированных и поразительных среди всех, что он когда-либо видел, хотя одежда и кисти рук показались ему угловатыми.
Качеством лиц был потрясён и рецензент PC Gamer – единственный обнаруженный им недочёт в графике был связан с появляющимися из воздуха объектами на горизонте (то же самое заметили и на GameSpot). Но это мелочь, не портившая впечатление.

Автор IGN назвал Mafia куда более реалистичной игрой, нежели GTAIII, – всё благодаря модели освещения, цветовой палитре и «превосходным» моделям автомобилей, шины которых даже можно было прострелить. Но больше всего его поразил звук, особенно в миссии на ферме, где идёт дождь:
Когда вы проходите мимо объектов вроде зданий и бочек, вы начинаете слышать, как стук капель дождя меняется в зависимости от материала, из которого сделаны эти объекты. Он приглушённый в случае с деревянными постройками и более звонкий рядом с бочками, а под металлическими навесами можно услышать эхо.
«Самое невероятное в Mafia то, что, когда игрок врезается в здание или в другую машину, его автомобиль получает повреждения: вмятины, царапины, разбитые стёкла, – восхищался рецензент GameZone. – Такая реалистичность помогает игроку почувствовать, что он в самом деле занимается в городе грязной работой». Также GameZone порадовало разнообразие видов оружия, в том числе наличие бейсбольной биты. «Когда разработчики из Illusion Softworks говорили, что хотят позволить игроку побывать в шкуре гангстера, они не шутили!» – добавил автор.

Из-за столь крутой графики системные требования были высокими, о чём предупреждал в том числе GameSpy:
Графический движок LS3D способен выдавать потрясающую картинку, но довольно требователен, особенно во время езды. В минимальных «системках» пишут о видеокарте с 32 Мб памяти, что уже говорит о многом, но на деле вам потребуется карта с 64 Мб и поддержкой T&L, чтобы насладиться визуальной красотой в полной мере.
Как писал автор, обладатели столь мощных компьютеров могли увидеть красивые горизонты, роскошно детализированное окружение и одни из лучших лиц в индустрии. «Дым от сигарет и оружия даже пугает своей реалистичностью», – говорил рецензент.
Музыка тоже всем пришлась по душе – люди были в восторге от того, насколько точно композиции воссоздают атмосферу 30-х годов. Автор GameSpot назвал саундтрек «восхитительной альтернативой банальному техно и приевшейся оркестровой музыке, которые используют во всех играх», а на IGN посчитали, что музыка сделала боевик гораздо кинематографичнее. А вот озвучение высоко оценили не все – если автору GameZone понравились все актёры, то рецензент PC Gamer назвал некоторые голоса «мягко говоря, терпимыми».
Интересно, что в 2002 году некоторые авторы обзоров указывали, насколько трудной Mafia покажется тем, кто с играми не дружит. Всё-таки тогда индустрия не была такой развитой и популярной, как сейчас. «У пользователей, проводивших мало времени в других играх, здесь на первых порах могут возникнуть проблемы. Однако удобная камера, которая даже лучше, чем в Max Payne, поможет адаптироваться в игре, иногда кажущейся запутанной», – писал автор IGN. Отдельно он отметил удобный интерфейс с возможностью поставить игру на паузу во время выбора оружия, а также понятную карту, доступную прямо во время поездки.

Забавно, но ни в одном опубликованном в 2002 году обзоре Mafia я не нашёл претензий к печально известной гонке, которая теперь считается одним из самых трудных игровых моментов той эпохи наравне с миссией с вертолётиком из Vice City. То ли игровые журналисты тогда были рукастые, то ли на самом деле этот эпизод не такой уж сложный. В любом случае Mafia сильно впечатлила прессу и игроков в 2002 году – осталось узнать, встретят ли так же тепло ремейк, который выйдет 25 сентября на PC, PlayStation 4 и Xbox One.