Magicka 2
Обзор
Бывают игры, которые получают безоговорочное признание критиков и геймеров. Не слишком часто, но попадаются.
Другие игры «срывают банк» у экспертов, но встречают довольно-таки прохладный прием у публики. Тоже редкий, но возможный вариант.
Есть и третья разновидность успеха — народное признание при сдержанных отзывах игровых журналистов. Именно так в 2011-м году приняли необычный экшен с видом сверху под названием Magicka. Большинство авторов рецензий поставили игре про волшебников без лица оценки примерно на уровне 7 из 10. Снизили баллы в основном из-за злостной «забагованности». Простым пользователям клавиатуры и мыши Magicka полюбилась, особенно после выхода патчей, исправляющих недоработки.
Без всякой связи со всем сказанным выше грядущее появление сиквела вызывало определенные опасения. Справедливости ради заметим, что опасения возникают всегда, когда оригинальный проект передают новой команде разработчиков. Arrowhead Game Studios больше не имеет отношения к Magicka: созданием второй части занималась маленькая, но гордая Pieces Interactive.
И никаких вампиров
Нас встречает старый знакомый — Влад, ни-разу-не-вампир, который и в первой части выступал неким сюжетно-направляющим началом для безымянного героя или команды героев. По его словам, со времен первой Magicka в волшебном мире что-то прогнило и подтухло. Маги развязали гражданскую войну, переубивали друг друга, а редкие выжившие сделались настолько странными, что в приличном обществе их начали избегать. Старинный замок Альдхейм, в котором раньше обучались волшебному искусству представители разных стихийных школ, пришел в упадок. На этом фоне светлым пятном выделяется пророк по имени Нострир, который предсказал пришествие на землю великого колдуна, способного объединить все стихии и вообще навести порядок в мире под названием Мидгард.
Нашему персонажу не повезло: именно он должен найти дитя из пророчества, чтобы защитить его от злокозненных… в общем, злокозненных всех. Нарочито незамысловатая сюжетная завязка, разумеется, имеет весьма опосредованное отношение к тому, чем мы будем заниматься в Magicka 2. Потому что, в сущности, речь идет о забаве из серии «убей все, что движется, и умри сам бесчисленное количество раз».
Желаем приятной смерти
Говоря о «бесчисленном количестве раз», мы не слишком-то преувеличиваем. Попытка пройти игру в одиночку даже на нормальном уровне сложности будет долгой, мучительной и малорезультативной. Сложность растет от главы к главе, врагов становится все больше. Стайки мелких гоблинов в начале нашего путешествия легко отправляются в мир иной при подборе адекватных комбинаций элементов. Зато уже на каком-нибудь там третьем уровне мы начинаем иметь дело со столь внушительными колониями разнообразных тварей одновременно, что процесс прохождения превращается в пытку и серьезный удар по самооценке. Только поддержка товарищей — то есть кооператив — может спасти нас от депрессии. При условии, что мы и сами не лыком шиты, и соратники играть умеют.
В каком-то смысле Magicka 2 стала чуть менее «фортепианной», чем ее предшественница. Если в первой части мы могли применить какое-либо заклинание только используя комбинацию клавиш, порой довольно-таки неочевидную, то во второй нам разрешено повесить на «горячие клавиши» до четырех «магик», чтобы использовать их немного быстрее и удобнее. Это нововведение можно было бы назвать «оказуаливанием», если бы слово «казуальный» и Magicka 2 вообще хотели становиться в один ряд в одной фразе. Разработчики не могли бескорыстно упростить нам жизнь и нигде не подложить свинью при этом. Все готовые заклинания вроде огненного дождя с небес или «спешки», позволяющей бегать быстрее, теперь должны немного «остыть» перед повторным использованием. Пока такая вынужденная пауза длится, мы вполне можем бодренько сыграть в ящик. Так что старые добрые комбинации элементов никто не отменял — выжить без них невозможно.
Невеликий комбинатор
Основное удовольствие мозгу Magicka 2 по-прежнему доставляет широчайшими возможностями сочетания стихийных элементов. Механика слегка изменилась в этом отношении: например, теперь нельзя поставить в очередь комбинированные явления вроде пара, как мы делали это в первой Magicka. Но разгуляться все еще есть где.
Мы можем собрать до пяти различных элементов в одну последовательность. Некоторые решения оказываются очень удачными — как, к примеру, стенка-щит из мороза, молнии и смерти. Другие работают хуже: скажем, огненные шары хороши лишь на небольшой дистанции. Однако игра всегда оставляет много простора для эксперимента, тем более занятного, что наши собственные чары способны отличнейшим образом навредить и нам самим, и нашим незадачливым союзникам.
В геймплейном отношении несколько огорчает, пожалуй, только тактическое однообразие битв. Вне зависимости от того, сражаемся мы с «боссом» вроде гигантского краба или с тучей мелких монстров, нам приходится нарезать круги на местности, стараясь вообще не подпускать противников к себе, постоянно лечиться и в перерывах пытаться кого-то там убивать. Область, по которой мы можем бегать, — очень мала. Срабатывание очередного скрипта не только вызывает к жизни толпы противников, но и закрывает для нас путь к отступлению, не позволяя вернуться туда, где мы только что находились. Маги — совершенно «тряпочные», никакой урон долго выдерживать не могут — и этот параметр нельзя «прокачать», потому что «прокачка» в Magicka 2 традиционно практически отсутствует.
Время от времени нам выдают какое-нибудь новое оружие или мантию — и некоторые из таких предметов могут быть даже полезными. Большинство, впрочем, не только бесполезны, но и вредны: они делают нас более уязвимыми или наносят более слабый урон, чем меч и посох, что выдаются на старте. В остальном никакого прогресса игра не предлагает. Разработчики намекают: за «прокачкой» персонажа и деревом умений — куда-нибудь в другое место, пожалуйста.
Двести процентов комедии
Кроме бесполезного оружия и дурацких одежд мы время от времени открываем артефакты — обычно нам их выдают после прохождения какой-нибудь главы. Не стоит думать, будто речь идет о настоящих артефактах, улучшающих параметры персонажа и добавляющих ему какой-нибудь там ловкости, выносливости или здоровья. Эти модификаторы созданы скорее для того, чтобы вызвать интерес к повторному прохождению. Они воздействуют не на героя, а на весь игровой процесс в целом. Один добавляет здоровья врагам, другой телепортирует мага в точку смерти каждого монстра, третий повышает комедийность прохождения до двухсот процентов.
Хотя, по совести говоря, даже с жалкой стопроцентной комедийностью игра кажется достаточно ироничной и смешной. Смена команды разработчиков нисколько не отразилась на юморе. Здесь по-прежнему высмеиваются стандартные фэнтези-клише. Местная атмосфера все еще замешана на абсурде и преувеличении. Несчастные крестьяне, угнетаемые гоблинами, жалеют, что пропустили уроки ОБЖ. При входе в пещеру стоит деревянный щит с надписью: «Мы не хотели добавлять пещерный уровень, но издатели настояли». Характерный восклицательный знак над головой у NPC абсолютно не значит, что мы можем получить здесь какой бы то ни было квест — да и куда мы могли бы записать сведения о нем, раз у нас нет ни дневника, ни журнала заданий?
Все это было бы очень приятно и мило, если бы жизнь не портили периодические баги. Увы, вместе с достоинствами оригинального проекта Pieces Interactive прихватила и его основной недостаток. В ряде сцен герой запросто может перелететь через целую область, которую в норме должен был преодолевать, убивая врагов. Яркая и аккуратная графика казалась бы еще более аккуратной, если бы разрешение периодически не менялось само по себе. При этом вернуть все можно только перезагрузив игру.
Будем откровенны: Magicka 2 — все та же Magicka, только с новой цифрой, новым, весьма непритязательным сюжетом и кое-каким косметическим ремонтом. Как правило, таких нововведений не хватает для того, чтобы сиквел получился хорошим. Однако в случае с Magicka правила просто не работают. Второй выпуск получился по крайней мере не хуже первого, а это уже очень неплохо.
Плюсы: оригинальный геймплей; веселый кооператив; юмор; широкие возможности для экспериментирования.
Минусы: тактическое однообразие; баги.