Mega Man 11
Обзор
Не так давно серия Mega Man отметила 30-летний юбилей, и Capcom выпустила по такому поводу сразу несколько сборников. В 2015 году появились две коллекции, состоящие из номерных частей Mega Man, а позднее издательство вспомнило и о Mega Man X — два набора по четыре игры вышли на PC и актуальных консолях. Но фанатам робота в синей броне этого мало, поэтому Capcom подготовила для них подарок — спустя восемь лет после Mega Man 10 состоялся релиз Mega Man 11.
Знакомая формула
Одиннадцатая часть так сильно похожа на все предыдущие, что возникает ощущение, будто Capcom не особо волновала возможность привлечь к проекту внимание новой аудитории. Во времена, когда платформеры предлагают всё больше оригинальных идей и пытаются выделиться на фоне конкурентов, Mega Man 11 слишком уж крепко держится за прошлое.
Сюжет опять добавлен «для галочки», персонажи опять озвучены отвратительно, и доктор Уайли опять крадёт из лаборатории доктора Лайта восемь роботов. На сей раз злодей завершил работу над системой Double Gear и устанавливает её во все похищенные «железяки», чтобы завоевать мир и уничтожить тех, кто попытается ему помешать. Мегамену предстоит в очередной раз сразиться с восемью опасными противниками, а затем завершить серию финальных уровней и одолеть главного «босса».
С голыми руками он в путь не отправится — у доктора Лайта завалялся старый прототип той самой системы Double Gear, которую он безвозмездно дарит Мегамену. Её суть заключается в следующем: в любой момент вы можете нажать на геймпаде на L1 для увеличения урона при стрельбе из бластера или на R1 для замедления времени. Первое для обычного игрока не очень полезно — если честно, я об этой возможности вспоминал очень редко, по крайней мере поначалу. А вот второе часто спасает.
Но даже не думайте, что из-за этой системы игра стала легче предшественниц, — местами она всё так же зубодробительно сложна, и никакое замедление времени порой не помогает. Хотя всё зависит от выбранного уровня сложности, которых здесь аж четыре. Первый вряд ли будет интересен даже самым «казуальным» игрокам — в нём даётся неограниченной количество «жизней», при падении в пропасть героя тут же спасают, здоровье отнимается очень медленно. В этом виде Mega Man 11 скучна до зевоты, но в качестве тренировки для новичков такой режим сгодится.
Нормальным считается третий уровень сложности, однако тем, кто с Mega Man незнаком, я бы рекомендовал второй. На нём выдают пять «жизней» вместо двух и противники достаточно сильны, чтобы лёгкой прогулкой происходящее не казалось. А уже после этого можно запускать третий и пробовать свои силы в нём — он гораздо больше похож на классические Mega Man, чем остальные режимы. Сложность в основном заключается в меньшем количестве «чекпоинтов» — после смерти приходится заново пробегать несколько экранов. Ну а для самых отважных есть режим «Супергерой», где и возможностей подлечиться почти нет и «боссы» суровее.
Сквозь тернии
Одной из самых интересных особенностей Mega Man всегда была её нелинейность — «боссов» позволяют убивать в любом порядке. И за победу над каждым из них выдаётся связанное с ним оружие: Block Man оставит после себя возможность призывать ряд падающих с неба блоков, что пригодится для устранения врагов в труднодоступных местах, а Acid Man «подарит» ауру, которая защищает от нескольких попаданий. Выбор осуществляется нажатием на R2 или в меню паузы — Мегамен надевает другой шлем, а цвет его брони меняется. У каждого «босса» есть слабости — если вы придёте к кому-то из них с определённым видом оружия, уничтожить его удастся буквально за пять секунд. Ничто не мешает консультироваться с гайдами, но это далеко не так интересно, как вычислять всё самостоятельно.
Уровни получились по большей части неплохими и отличаются интересными особенностями. Отправившись на охоту за Torch Man, вы повстречаете летающих механических птиц, сбрасывающих сверху огненные капли. От этих врагов легко избавиться, но без них локация погрузится во мрак — придётся на ощупь определять, куда идти дальше. Уровень с Acid Man переполнен странными ожившими шприцами, отравляющими воду, — если позволить им несколько раз попасть точно в цель, прогулка по воде начнёт приводить к потере здоровья, зато жидкость убьёт упавших в неё приставучих пауков.
Но есть и недостатки. Тот же эпизод с Acid Man раздражает расположенными под водой шипами, убивающими с первого раза. Когда я перепроходил в переиздании первую Mega Man X, «казуальный» режим я включал исключительно из-за уровней с этой пакостью, и даже спустя 25 лет Capcom вновь решила её добавить. Ничего не имею против хардкорности игры, но эти шипы не делают геймплей сложнее — они просто раздражают и часто вынуждают надеяться на удачу.
Иногда подводит и управление. Порой прыжки необходимо совершать с точностью до пикселя, и особенно это актуально для эпизодов с двумя балками с небольшим расстоянием между ними — если встали не так и подпрыгнули, готовьтесь к проблемам. Ну а зона с Bounce Man хоть и выглядит забавно, но огорчает физикой персонажа при отталкивании от шариков.
Чтобы немного упростить прохождение, следует посещать магазин, доступный во время выбора следующего уровня. За собранные на локациях болты можно приобрести множество товаров: и дополнительные жизни, и аптечки, и увеличение инвентаря, и уменьшение отдачи при заряженном выстреле. Есть и одноразовые спасения от падения в пропасть и накалывания на шипы — на тот случай, если вы точно знаете, что какой-то участок на каком-то уровне обязательно потреплет вам нервы. А это станет известно лишь после нескольких прохождений игры, и наверняка вернуться в Mega Man 11 захочется либо сразу после финала, либо на следующий день.
Высокая реиграбельность остаётся одной из отличительных черт проекта — несмотря на большую продолжительность некоторых уровней, несколько несправедливых по отношению к игроку участков, не самый интересный набор дополнительного оружия и другие недочёты, играть в новую Mega Man весело. Пробовать разные уровни сложности, пытаться пройти всё без замедления времени и прочих упрощений. Множество стримеров уже проходят игру на скорость и без смертей, тратя на это меньше часа и заучивая каждую локацию наизусть. Интересно определять, в каких ситуациях какое оружие использовать, какого «босса» чем лучше убивать, как достать дополнительную «жизнь», которая лежит на недостижимой платформе.
И выглядит Mega Man 11 замечательно — она и не «пиксельная», и не современно-трёхмерная. Противники здорово нарисованы и анимированы, особенно запомнился промежуточный «босс», сидящий в экскаваторе в зоне Impact Man. Когда он пытается ударить Мегамена ковшом, он выглядывает из кабины, а в остальное время смотрит прямо.
Ну а сражения с основными «боссами» и вовсе захватывающие — враги юркие, ловкие, быстрые и часто требуют отличной реакции. Ну, или понимания того, когда замедлять время и не тратить всю энергию Double Gear — если устройство перегреется, остывать оно будет на протяжении нескольких секунд.
А вот музыка получилась блёклой — в игре она звучит неплохо, но ей бесконечно далеко до лучших композиций в серии.
В результате Mega Man 11 оказалась самой настоящей 11-й частью старой серии: она максимально приближена к тому, что хотели увидеть от неё давние фанаты, и не пытается походить на современных представителей жанра. Когда-то Mega Man оказывала влияние на другие платформеры, теперь же старается не сильно менять приевшуюся формулу. И в этом нет ничего плохого — системы Double Gear и приятной графики достаточно для того, чтобы ублажить поклонников, желающих увидеть обыкновенного «Мегамена» без лишних наворотов. Но даже если оценивать игру с этой точки зрения, назвать её идеальной номерной частью серии всё равно не получается.
Плюсы: возвращение классики, которое наверняка понравится фанатам серии; большинство уровней радует дизайном и интересными идеями; красочные бои с «боссами»; высокая реиграбельность; различные уровни сложности на любой вкус.
Минусы: старая формула Mega Man уже приелась, а управление по сравнению с современными платформерами не всегда удобное; пара неудачных локаций и дополнительных видов оружия; не лучшее музыкальное сопровождение и кошмарное озвучивание.