Хаос еще не начал утихать ниже микроскопического уровня. Блуждающие электроны все еще представляют угрозу безопасности ядер. Ядро должно оставаться защищенным.

Mosaic

Платформа PS4
Издатель Raw Fury
Разработчик Krillbite
Язык Русский
Возраст 12+
Игроки 1
Дата выхода 11.02.2020

Обзор

В знаменитом романе Бориса Виана (Boris Vian) «Пена дней» серой рутине, войне, государственной машине, превращающей людей в винтики, и заводам, где из человеческих тел выращивают винтовочные стволы, противостоят весёлый сюрреализм, джаз, говорящие мышки, живые цветы, сражающиеся с раком, и прекрасные металлические розы, которые упорно выращивает вместо оружия «дефектное» тело главного героя. Mosaic, новая работа авторов Among the Sleep, — современная вариация на эту тему, только в формате видеоигры. Ну, или интерактивная иллюстрация к стихотворению Владимира Маяковского «А вы могли бы?».

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана

Впрочем, когда видишь, как и чем тут живёт главный герой, первым делом вспоминается не Виан, а антиутопические книги и фильмы про то, как в невесёлом мире будущего всем управляют цифровые технологии и машины, да и сами люди становятся машинами. Под свинцовым небом они ежедневно сплошной и такой же серой толпой ходят на работу, чтобы давать результат и приносить прибыль. Места для чувств и красок в этой бесцветной рутине бесконечного «Дня сурка» практически не осталось, и если где-то пролетит жёлтая бабочка, то вскоре её засосёт в какую-нибудь вентиляцию и выплюнет наружу лишь горсткой переломанных крыльев…

Хотя почему антиутопия и мир будущего? Всё это и сейчас происходит с нами в больших и малых городах. Авторы намеренно приближают происходящее к современности. Например, единственное развлечение всех жителей в Mosaic — это смартфон, в котором можно часами бессмысленно кликать по кнопкам в примитивнейшей мини-игре или читать новости про то, что всё теперь нужно делать для выгоды инвесторов и получения денег, а все, кто не вписывается в эту схему жизни, просто лентяи.

Или про то, что современная синтетическая еда абсолютно безопасна, а для пастеризации в ней используются лишь умеренные дозы радиации. А ещё есть приложение для знакомств, где все мужчины и женщины, независимо от возраста, абсолютно похожи друг на друга — словно клоны или роботы.

Я показал на блюде студня косые скулы океана

Во всём этом очень много от Кафки (Franz Kafka) с его одой маленьким людям, которых давит грузом депрессии, рутины и огромной бюрократической машины. Вспомните его «Замок» или «Превращение». А что же от Виана? Отвечаю — джаз (да и вообще музыка в целом) и истинно виановский сюрреализм. Если у Кафки в том же «Превращении» сопротивление окружающей действительности и рутине вылилось в гротескный и уродливый сюр, то в Mosaic, как и в «Пене дней», он куда живее и светлее.

У Виана были говорящие коты и мышки, а тут — говорящая рыбка, которую однажды герой игры обнаруживает у себя в раковине. Он может взять её с собой или слить в унитаз, но она всё равно будет являться и всё чаще, настойчивее говорить о том, что нужно что-то менять в жизни, спрашивая с упрёком, когда мы, мол, в последний раз делали что-нибудь помимо работы.

И вот уже наш герой начинает выделяться из толпы, останавливаться, чтобы посмотреть на жёлтую бабочку, на небо, помочь кошке слезть с дерева или послушать уличного музыканта. И естественно, теперь он постоянно опаздывает на работу, о чём его регулярно отчитывают по смартфону. Может быть, лучше сразу загадать у рыбки желание круто изменить свою жизнь и заняться тем, что действительно по душе?

На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ

Все эти темы, метафоры и символы более чем просты и очевидны. Истории о том, как чувства, эмоции, музыка и цвет противостоят серым будням, бездушной работе и рутине, мы слышали не раз и не два. Но тут надо видеть, как талантливо, с чувством настоящего художественного вкуса и стиля это показывают авторы Mosaic.

То герой вдруг взмывает в небо, оставляя позади город-муравейник, то куда-то ввысь улетает бесконечная лестница, по которой он идёт на работу, а крыши домов превращаются в платформы — по ним нужно идти, как по лабиринту. То камера улетает к бабочке, следуя за ней и лишь фоном показывая нашего героя, не отрывающего от глаз от жёлтого комочка настоящей жизни. То за дыркой в заборе мрачная серость улиц и шум машин сменяются цветущим садом и джазом, а в героя врезается какое-то яркое облако цвета.

То он вдруг оказывается в стеклянном лабиринте и, куда ни поглядит, видит своё отражение вокруг — чтобы выбраться, нам нужно идти по следу из травы и цветов и переключаться на другое отражение, оказавшись по ту сторону стекла. То падает в воду, отчаянно плывёт к свету, видит кровь на воде или кошмары, где с ним говорит какая-то машина. То есть это опять же чисто виановский сюрреализм, который так выгодно выделяет Mosaic на фоне других современных высказываний на вечные темы.

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Если же говорить чисто о геймплее, то от других симуляторов ходьбы (а это опять он, как вы уже догадались!) Mosaic отличает наличие мини-игр. Помимо тех необязательных мини-игр, что есть в смартфоне, присутствует ещё одна, важная для сюжета.

Каждый день мы идём из дома на работу, а там нам нужно с помощью бегающих точек (они схематично показывает работников) захватывать ромбики и добывать ресурсы. Чем больше бегающих точек, тем быстрее мы это делаем. А чем выше ромбики тянутся, тем быстрее мы достигнем плановых показателей и выполним свою рабочую норму по сбору ресурсов на сегодня. Новые же точки-работники генерируются с помощью особых клеток, которые также нужно захватывать, а потом ещё и прокачивать. Кроме того, иногда появляются нарушители — это всё те же разноцветные облака, которые пытаются раскрашивать в зелёный или фиолетовый наши чёрные ромбики.

В принципе, ничего сложного тут нет, но нельзя не отметить саму концепцию, идею этой мини-игры, которая очень удачно вписалась в общую атмосферу. В остальном это чистокровный симулятор ходьбы, где мы всю дорогу просто кликаем мышкой, чтобы герой встал, что-то взял, открыл дверь, куда-то пошёл или, например, взял кошку. Плюс ещё есть элементы головоломок, когда мы, например, пытаемся выбраться из того же стеклянного лабиринта с отражениями.

Это, безусловно, одна из лучших сцен в игре.

Можно, конечно, завести привычное нытьё по поводу того, что перед нами очередной симулятор ходьбы фактически без геймплея, да ещё и очень медленный, где нас заставляют повторять одни и те же действия. Но в данном случае это будет особенно глупо. В этой медлительности и повторяемости как раз и состоит концепция — это нужно, чтобы заставить нас как следует прочувствовать монотонную рутину, когда герой каждый раз встаёт, выключает будильник, чистит зубы и идёт на работу, сливаясь с толпой. Тут нет места для сложных пазлов, развлечений или разухабистого экшена, а есть только медленное и унылое существование, которое может разрушить лишь какое-то чудо вроде говорящей рыбки у вас в раковине — ну, или просто желание что-то изменить в своей жизни. Чего Mosaic действительно не хватает, так это более удобного управления мышью (персонаж плохо реагирует на её указания) и нелинейности, свободы в том, как идти по сюжету. Но всё это не отменяет того факта, что перед нами ещё одна стильная и атмосферная инди-игра, которую так и хочется назвать произведением искусства.

Плюсы: интересная, пропитанная символизмом история; шикарно переданная атмосфера бездушного города и ежедневной рутины современного офисного человека; выдающийся художественный стиль; яркий сюрреализм в стиле Бориса Виана; отличная режиссура и работа с камерой; необычные концептуальные мини-игры; атмосферная музыка.

Минусы: управление мышью не всегда кажется удобным; не хватает нелинейности и полноценной свободы выбора в сюжете.