Mount & Blade 2: Bannerlord
Превью по ранней версии
Не прошло и восьми лет с момента анонса, а продолжение Mount & Blade: Warband уже добралась до «Раннего доступа»! О том, что нам обещала TaleWorlds я уже рассказывал в превью прошлой осенью. Вырисовывалось что-то вроде улучшенной во всех аспектах Warband, вобравшей в себя лучшее из многочисленных модификаций. Больше контента, больше возможностей, но с сохранением проверенной формулы, которая заключалась в том, что игра позволяла написать свою собственную историю средневекового героя, живущего жизнью воина, торговца, знатного лорда или наёмника.
TaleWorlds даже слегка опередила график, выпустив Mount & Blade II: Bannerlord на сутки раньше срока. 30 марта она может смело отмечать красным в календаре: тысячи положительных отзывов, внушительная статистика играющих, неделю позволявшая Bannerlord удерживать место в тройке самых популярных игр в Steam, самая востребованная новинка на Twitch, миллионные продажи… Попробуем разобраться, в чём же секрет такого оглушительного успеха.
Из грязи в князи
Начинается игра, как говорится, с вешалки: создание внешнего вида персонажа, затем первоначальное распределение умений и навыков с помощью выбора предыстории героя и, наконец, обучение в тренировочном лагере, после которого героя отправляют в свободное плавание. Нет, формально тут присутствует главный квест, но про него можно забыть, по крайней мере до поры, – занятий хватит и в «песочнице».
Первым делом стоит заглянуть в соседние деревни, чтобы пополнить ряды своего отряда – в одиночку перемещаться по Кальрадии опасно, всюду снуют разбойники и мародёры, справиться с которыми поначалу будет нелегко. В сёлах же можно приобрести что-то из немногочисленного ассортимента товаров (обычно это еда или продукт производства, вроде глины или шерсти). Купить подешевле, продать подороже – стартовый капитал проще всего заработать именно таким образом.
В городских тавернах можно встретить странников, которые не откажутся присоединиться к нашему герою. Компаньоны куда полезнее обычных солдат и со временем могут стать лучшими друзьями и самыми верными соратниками. В городах же, кроме всего прочего, проводятся турниры, в которых может принять участие каждый желающий. Наш герой – не исключение: ценный приз и деньги, заработанные на ставках, явно лишними не будут, да и обучиться основам боя не помешает, если тренировочный лагерь не пошёл впрок.
Каждое сражение – настоящая песня, и неважно, происходит оно на турнире или в тёмной подворотне городских кварталов, во время осады замка или в чистом поле. Мечи и щиты, топоры и булавы, пики и копья, луки и арбалеты – огромный арсенал средневекового воина позволяет ощутить себя кем угодно, от классического рыцаря, закованного в броню с головы до пят, до кочевника-монгола, умеющего поражать цели меткими выстрелами из лука на полном скаку. На поле брани иногда сходятся несколько сотен участников, а наш герой может как наблюдать за боем со стороны, лишь отдавая приказы, так и вести войско в атаку, своей рукой разя врагов направо и налево. Большие сражения, а особенно осады, поражают эпическим размахом, да ещё и показываются не с высоты птичьего полёта, а изнутри, с точки зрения обычного смертного.
Для Кальрадии война – дело привычное. Вокруг всё идёт своими чередом: крестьяне привозят товар из деревень в города, знатные лорды воюют друг с другом, а после многочисленных битв отдыхают в роскошных замковых покоях, караваны, отбиваясь от грабителей, перевозят товары через весь континент. На огромной карте вовсю кипит жизнь, в которой наш герой всего лишь маленькая песчинка, а не очередной спаситель мира.
Если хочется большего, то придётся постараться: дорога наёмника нелегка, но может завести очень далеко, главное – знать, с какой стороны держаться за меч. Вас ждут первые масштабные бои и первые победы, первые знатные пленники и серьёзные деньги, полученные за их выкуп и продажу трофеев. Вассальная клятва лидеру одной из основных фракций позволяет со временем получить свой феод, а значит, и открыть путь к постоянному доходу от собственных земель. Бандитские своры, которые когда-то были серьёзной угрозой, а затем – источником опыта и лута, теперь в ужасе разбегаются от одного нашего вида. Да и не до них теперь – куда важнее дела в королевстве: с кем воевать, а с кем мириться, как заполучить в свою собственность ещё пару замков, опередив других вассалов, и какие новые законы лучше поддержать, чтобы не испортить отношения с королём.
Герой становится далеко не последней фигурой в государстве и наконец-то обзаводится супругой. Семья ждёт в родовом имении его возвращения с очередной войны. Армии в несколько сотен мечей под нашим предводительством отправляются в дальние походы, чтобы взять ещё один вражеский замок во славу сюзерена. Но не пора ли подумать о собственном королевстве?..
Великолепная была игра, не так ли? Нет, я не ошибся – именно «была», ведь текст выше – о Mount & Blade: Warband. А вы думали, я про Bannerlord рассказываю? Ну, если сделать небольшую поправку на увеличившуюся в масштабах карту и похорошевшую графику, то ровно теми же словами можно описать и новую игру TaleWorlds – будто и не было почти восьми лет разработки.
Война как единственная радость
Рискну высказать непопулярное мнение: Mount & Blade II сейчас выглядит не лучшим образом, как бы ни уверяли в обратном первые оценки и отзывы. Когда проходит первая волна эйфории, то огромный ворох проблем не заметить просто невозможно. Конечно, можно ссылаться на ранний доступ, но для такого долгостроя это будет скорее оскорблением, чем оправданием. Перед нами типичная для инди недоделка, а не проект достаточно крупной студии, имеющей поддержку огромной армии фанатов и модостроителей, работы которых представляют собой почти неиссякаемый источник идей.
Дело даже не в чисто технических проблемах, хотя и их у Bannerlord предостаточно. Квесты, ломающие прохождение, невозможность загрузить ни одно из своих сохранений, провалы сквозь текстуры, банальные вылеты – подобного здесь хватает. Куда хуже, что не работают совсем уж элементарные вещи, вроде умений главного героя: учишь какой-нибудь перк, а его, оказывается, «забыли» включить. И не скажешь, что ролевая система здесь сильно мудрёная: нет, вполне привычная и логичная схема, где прокачка навыков происходит по мере применения конкретного действия – например, для того, чтобы лучше управляться с конкретным видом оружия, необходимо этим самым оружием постоянно пользоваться.
Что уж говорить о более сложных материях, вроде хвалёной системы боевого искусственного интеллекта или экономики? Например, около двух сотен основных предметов снаряжения добавили в игру лишь спустя несколько патчей (которые, к чести разработчиков, выходят часто) – до этого мы обходились без доспехов некоторых фракций. Как ведут себя в бою солдаты – отдельный разговор. Лучники, которые разворачиваются всем строем за кружащей вокруг вражеской конницей, вместо того чтобы стрелять с текущей позиции, или застывшие друг напротив друга отряды, не решающиеся напасть, – насмотревшись на такое, со временем начинаешь отправлять всех своих воинов в атаку без затей, а не строишь из себя стратега.
Тем не менее сражения в Bannerlord очень хороши. Неважно, как участвует в них игрок: в роли обычного бойца или командира. В самом начале, когда любая встреча с врагом грозит поражением и пленом, а полсотни солдат кажутся огромной армией, приходится выгрызать победу, становясь основной силой своего маленького войска. Боевая система получилась простой, понятной в освоении, но достаточно реалистичной для того, чтобы походить на настоящую схватку с помощью холодного оружия, а не на соревнование в показателях урона клинка и прочности доспехов. Когда дело доходит до сражений больших армий в несколько сотен человек, а уж тем более до осад и штурмов замков, то битвы поражают размахом, несмотря на все попытки ИИ испортить праздник.
Хорошо забытое старое
Но заниматься чем-то кроме сражений в Bannerlord особого смысла пока нет. Дворцовые интриги, отношения с другими лордами? Логика действий персонажей непонятна, возможности взаимодействия урезаны до минимума, а обещанная уникальность характеров скрыта где-то в глубине кода и никак не влияет на прохождение. Квесты? Сломаны и однообразны, прибыль от них ничтожна, и годятся они разве что для улучшения отношений с рекрутерами. Торговля? Слишком примитивна – в деньгах буквально купаешься уже к середине партии, а если столь желанная «настоящая» экономика и действует, то увидеть это очень сложно.
Вообще, игровая механика живущего по своим законам мира получилась максимально непрозрачной и малоинформативной. Да, в Кальрадии постоянно что-то происходит, но заметить влияние событий на окружающий мир довольно сложно – приходится превозмогать интерфейс, который хоть и стал выглядеть современнее, но функционально мало чем превосходит свой аналог из Warband. Хочется такой же доступности данных, как в Crusader Kings II, но, видимо, придётся на время забыть о такой роскоши – до патчей и модов, а то и навсегда.
Партия, как её ни начинай, какие решения ни принимай, проходит по тому же проверенному сценарию: бег от разбойников, бег за разбойниками, наёмничество, вассальная клятва, пограничные войны, создание своего королевства. «Фишка» со старением и смертью героя, а также рождением детей, за которых можно будет продолжить партию, пока не имеет смысла: победить всех врагов можно за пару-тройку лет. Внутренних кризисов, не позволяющих слишком большим империям разрастаться, пока не замечено – как правило, одна из фракций очень быстро «закрашивает» карту, после чего в игре просто нечего делать.
Ранний доступ, учитывая срок работы над игрой, не должен оправдывать наличие огромного количества очевидных ошибок, которые порой правятся заменой нескольких строк кода (чем сейчас успешно занимаются авторы модификаций, выпускающие свои собственные патчи).
В целом Bannerlord сейчас – это просто слегка улучшенная копия Warband. Да, похорошела графика, стали разнообразнее интерьеры городов и замков, появился модный (но по-прежнему неудобный) интерфейс, однако свежего контента совсем немного, а большинство изменений сугубо косметические. Тем не менее в M&BII хочется играть снова и снова, что заставляет вспомнить первую часть серии – та тоже была далека от идеала в плане удобства и технической части, но затягивала не на шутку.
В этом, кстати, и кроется ответ на вопрос, почему, при всех своих недостатках, Bannerlord получила такую популярность и высокие оценки сразу после выхода. Если Warband была так хороша, то почему её копия должна быть принята общественностью хуже? Видимо, многие из тех, кто буквально завалил страничку игры в Steam положительными отзывами, незнакомы с оригиналом. Их восторг мне вполне понятен – стоит только вспомнить самого себя, уйму времени потратившего на самые первые билды M&B. Что до фанатов серии, то они готовы носить TaleWorlds на руках за один лишь факт выпуска продолжения.
Хотите по-настоящему новую игру, в которой будет то, что нам обещали, – придётся подождать ещё. Надеемся, такой хороший старт не даст разработчикам пустить дело на самотёк и через пару лет активной доработки перед нами появится настоящий шедевр. Модификации, которых со временем должно стать всё больше, тоже должны в этом помочь. Bannerlord, несмотря на всю свою сырость, явно стоит того, чтобы вы начали знакомство с игрой уже сейчас – хотя бы ради великолепных сцен сражений.