Murdered: Soul Suspect
Превью по пресс-версии
Добротные детективные игры можно пересчитать по пальцам. Уж слишком сложно сымитировать многоаспектную следовательскую деятельность, завязанную на сборе улик, их анализе, проектировании ситуации и так далее. Еще труднее представить всю эту скучную рутину в форме интересной механики и увлекательного сюжета. С последним компонентом у Murdered: Soul Suspect — проекта малоизвестной компании Airtight Games — проблем нет: в игре нам придется расследовать собственную смерть.
Жизнь после смерти
Как бы привлекательно ни звучало это заявление, у мало-мальски думающего человека оно вызывает вполне определенный ассоциативный ряд: посмертное существование, миры живых и усопших, нематериальные духи, жуткие призраки и прочая псевдорелигиозная шелуха. Подогреваются ожидания и тем, что действие игры происходит в небезызвестном городе Салеме — главной обители черной магии в Америке.
Завязка полностью подтверждает предположения: Ронар О’Коннор, немного циничный, но высокопрофессиональный и бескомпромиссный полицейский, погибает при попытке задержания таинственного преступника. Но его душа не спешит отправляться в мир иной: в жизни Ронара остались незавершенные дела, которые не позволяют парню упокоиться с миром и задерживают его на «мосту» — особом измерении, где обитают подобные души и злобные демоны, питающиеся ими. Выяснением личности преступника, а также того, что же не завершено в жизни Ронара, мы и будем заниматься в течение всего прохождения.
Все бы ничего, да вот только с жанром детектива, как показывает практика, мистические фантазии игроделов находятся далеко не в дружеских отношениях. Достаточно вспомнить антуражную Fahrenheit, стартовавшую за здравие, но на середине дистанции сбившуюся с пути и финишировавшую нелепейшим мистическим бредом. Недавняя Outlast также отметилась профессионально испорченной концовкой. Почему-то разработчики считают хорошим тоном отказываться от здравого смысла и давать происходящему антинаучные объяснения.
Впрочем, если бы мистификаторские позывы девелоперов ограничились вышеописанным зачином, оправдывающим посмертные искания Ронана, а преступник имел бы вполне человеческие мотивы, то у сюжета Murdered были бы неплохие шансы на поддержание интриги. Но похоже, что паранормальные таинства будут встроены в центр повествования. Убийца героя обладает сверхчеловеческой силой, среди улик мы находим некую религиозную книжку, а свидетельница нашей смерти отправляется в церковь. Пока судить рано, но факты определенно намекают на то, что нас ожидает очередная спиритическая драма.
Духless
Несмотря на это, стоит признать, что начало Murdered действительно интригует и делает это не хуже вышеупомянутой Fahrenheit. Достигается это не столько самим сюжетом, сколько способом его подачи. В первую очередь атмосферу задают отлично поставленные видеоролики. Любопытно смотреть на то, как вышедший из раненого тела Ронана дух чуть ли не с бубном выплясывает панические танцы вокруг убийцы, глядя, как тот медленно поднимает пистолет, чтобы добить героя. Диалоги между персонажами выстроены очень качественно и преисполнены незначительных деталей, которые не имеют прямого отношения к сюжету, но обогащают образы и добавляют проекту нуар-колорита.
Изредка ролики прерываются странными интерактивными эпизодами, в которых нам предлагают совершить какое-либо незначительное действие. Например, в процессе открывания двери камера зависает над кистью героя, которую мы должны «подвести» к дверной ручке. Следы Fahrenheit и Heavy Rain видны и здесь — подобные сценки совершенно бессмысленны, но способствуют «вживанию» в роль персонажа.
В основе геймплея Murdered лежит уникальная форма интерактивности. Вернее, ее полное отсутствие. Дело в том, что, приняв обличье призрака, главный герой теряет возможность взаимодействия с материальными объектами и становится совершенно невидимым для людей. Так, мы можем свободно проникать сквозь стены зданий, столы, машины и так далее. Все это открывает большой исследовательский потенциал, а также позволяет О’Коннору становиться свидетелем довольно любопытных ситуаций. Например, коллега Ронана по цеху, прибыв на место преступления, примеривает шляпу усопшего и зло высказывается о нем. Правда, свободно погулять по городу не получится — многие стены искусственно «заблокированы» от нашего проникновения.
Другим замечательным умением сыгравшего в ящик полицейского является способность вселяться в тела людей, читать их мысли или даже манипулировать ими. Мы можем принять облик совершенно любого человека, но набор возможных процедур ограничен сюжетной ситуацией. Почитать мысли удастся у каждого смертного — даже у не имеющих отношения к делу зевак. Но принудить к определенным действиям получится далеко не всех: придется ждать, пока скрипт не соизволит выдать «лицензию» на управление телом.
Следствие ведут привидения
Главным компонентом игрового процесса Murdered: Soul Suspect является изучение места преступления и сбор улик. Прибыв в определенную локацию, мы получаем задание вроде «узнать, что делал на четвертом этаже преступник». Кроме того, указывается количество улик, которые можно здесь обнаружить. Дальше начинается праздник для любителей квестов: мы бродим по небольшой территории, выискивая интерактивные предметы и взаимодействуя с ними. В конце длительной процедуры придется реконструировать ситуацию и сделать вывод о том, что же произошло. При этом главный герой не забывает тщательно фиксировать все увиденное в записной книжке, в которой хранятся не только данные по основному делу, но и множество сторонних фактов о событиях, происходящих в Салеме.
Помогает расследованию и особенность призрачного измерения: в нем запечатлеваются следы реально присутствовавших в каком-либо месте людей. Так, Ронану удалось увидеть «духовный» образ девушки — свидетельницы его убийства. Дабы выяснить, что эта персона делала здесь, нас просят определить ее состояние, угадав отраженные на ее лице эмоции. Список возможных вариантов уже дан: страх, ненависть, любопытство и так далее. Нам остается включить в себе психолога и выбрать из них правильные. Карать за ошибку, как в L.A. Noire, никто не станет — количество попыток ничем не ограничено.
Вообще, следственный процесс организован весьма «казуально». Местные загадки даже не пытаются расшевелить извилины, а оплошности в выводах легко прощаются и ни на что не влияют. Искать, наблюдать, читать и методом проб и ошибок докапываться до истины — этим и придется заниматься львиную долю времени в Murdered: Soul Suspect.
Дабы разбавить «созерцательный» геймплей, разработчики населили Салем разношерстными призраками, желающими добить непокорный дух Ронана. Удается им это на удивление просто: достаточно несколько секунд удерживать героя в поле зрения. В превью-версии призраку полицейского ответить было нечем, приходилось избегать взгляда противников, прячась в ярких дырах, которыми испещрено пространство потустороннего Салема.
Впрочем, устранять врагов можно, но лишь «крысиными» методами. Чтобы отправить демона туда, где ему подобает быть, нужно подобраться к нему из-за спины, после чего активируется небольшая кат-сцена, демонстрирующая расправу над противником. Опять же ничего сложного: благодаря умению проходить сквозь стены подкрасться к недругу просто.
Несмотря на бесхитростную механику, Murdered интригует, увлекает атмосферой и сеттингом. Подкупают уникальные умения персонажа и приятная графика. Геймплей же, как нам показалось, не сможет удерживать внимание на протяжении всего прохождения. Возможно, вместо него с этой задачей справятся прекрасная постановка и интересный сюжет — именно на эти два компонента ориентируется Murdered: Soul Suspect.