Mutazione
Обзор
По описанию вселенная Mutazione кажется любопытной: на тропический курорт упал метеорит, его обитатели начали мутировать, со временем с этим смирились и основали закрытое общество Мутацьоне. В роли девушки по имени Каи мы отправляемся в это место, чтобы навестить своего деда, одного из немногих «нормальных» людей, живущих в окружении дружелюбных мутантов. С такой завязкой можно было бы предложить приключение в духе Oxenfree и Night in the Woods, но так ли интересно здесь общаться с незнакомыми существами?
В мире мутантов
К сожалению, нет. Mutazione оказалась одной из самых нудных, затянутых, скучных и поверхностных игр, которые мне доводилось проходить. В ней очень много текста, но сказать разработчикам толком ничего. В ней множество персонажей, но наблюдать за их жизнью не хочется. Локации посещаешь под конец игры те же, что и в начале. А геймплейные элементы, которых тут совсем мало, надоедают из-за своей бессмысленности.
Поначалу игра интригует: приятно нарисованные герои и окружение, красивый интерфейс, возможность выбора ответов в диалогах. Мы потихоньку знакомимся со всеми мутантами, понимаем, что от обычных людей они ничем не отличаются, разве что внешность у них странная. Получаем в подарок книгу с описаниями десятков всевозможных растений, но с трудом осознаём, что нам с этой информацией делать. А некое странное существо в маске постоянно посещает нас в сновидениях и будто пытается о чём-то предупредить.
Однако очень скоро приходишь к выводу, что всё самое интересное увидел в течение первого получаса. После этого геймплей сводится к открыванию меню паузы, чтению записей в дневнике и выполнению записанных туда поручений. «Отличный день, надо посетить кое-кого у маяка», — пишет Каи. Ладно, идём туда, общаемся с мутантом (или человеком) и отправляемся дальше. «Лучше проверить, как там дела в баре», — намекает она в следующий раз, и мы опять повинуемся. И так всю игру. Можно отвлекаться и посещать других обитателей, с которыми необязательно сталкиваться для прохождения сюжета, но зачем?
Герои неинтересны, у них нет уникальных особенностей, разве что часть из них общается на непонятном языке — остальные разговаривают точно как люди. Разработчики старательно подбрасывают игроку подробности о жизни всех этих существ: кто-то влюблён, кто-то ждёт ребёнка, кто-то занят работой или ушёл в себя и смотрит по ночам итальянские сериалы. Спустя несколько часов начинаются попытки вызвать эмоции и выдавить слезу, но всё подаётся настолько беспомощно и прямолинейно, что на это смотреть тоскливо, не то что рыдать и сопереживать.
Если с кем-то начинаешь беседу, разговор тянется и тянется, разбиваясь на десятки мелких реплик, после каждой из которых приходится нажимать на кнопку. Периодически предлагается выбрать ответ, но это едва ли на что-то влияет — если вы промолчите или грубо ответите, сюжет никак не изменится. В некоторых случаях можно либо сразу покинуть какое-то место (и завершить «квест» в дневнике), либо продолжить диалог. Каждый раз выбор второго пути заставлял меня жалеть о потраченном времени. Как до запуска игры мне не было дела до этих мутантов, так и спустя несколько часов их разборки меня не волновали.
Ботаник на выезде
Единственная геймплейная механика, делающая Mutazione игрой, а не симулятором беготни от мутанта к мутанту, связана с выращиванием растений. По сюжету вам становится доступно всё больше участков, где позволяют посадить семена, которые вы собираете, исследуя остров. Просто так эти кустики и цветочки не растут — жители делятся с вами песнями, при исполнении которых флора начинает оживать. Соответственно, полдюжины квестов связано с этими рассадами — кто-то вдруг захочет увидеть рядом со своим любимым местом клумбу, или кому-то потребуется некий цветок.
Каждый такой эпизод, наверное, должен стать своего рода медитацией. Вы выбираете семена из большого списка, сажаете их так, чтобы всё могло свободно расти, слушаете спокойную музыку и отдыхаете на природе. Но мне эти квесты показались неуместными и неудачными — заниматься раз за разом одним и тем же не так уж увлекательно. Да и участки с цветами расположены настолько далеко друг от друга и такие крошечные, что внешний вид острова благодаря вашим действиям никак не меняется. Не имеет значения и то, какие цветы вы выберете, — подобрав нужную мелодию, вырастить можно всё что угодно.
В остальное время вы посещаете одни и те же дома, комнаты и заведения, общаясь с одними и теми же героями. И играется это так же тоскливо, как звучит. Иногда по сюжету открываются новые зоны, но они такие же бестолковые, как и все остальные, — кроме медленных (даже бегает героиня еле-еле) прогулок и сбора семян здесь ничего нет, а диалоги порой так уныло читать, что стараешься не начинать лишний раз беседу. Смысл книги с растениями так и не становится понятен — просто ради удовольствия её можно полистать, но её содержание никак не влияет на прохождение.
Странно, что в описании игры авторы обещают «сюжет, полный неожиданных драматических поворотов», тогда как на деле на протяжении первых трёх или четырёх глав здесь вообще ничего не происходит — вы просто слоняетесь, пытаетесь помочь деду и боретесь со скукой. Потом начинается та самая драма, но уже слишком поздно — полюбить мутантов вам не удалось, а потому и их проблемы неинтересны. Хочется добраться до концовки не потому, что игра увлекла, а потому, что есть желание увидеть, ради чего это всё вообще затевалось и зачем ты потратил на эту чушь два вечера.
Возможно, я что-то неправильно понял или подошёл к Mutazione не с той стороны, но на моей памяти это первая за долгие годы игра, которая буквально усыпляла меня во время прохождения. Достаточно провести в ней полчаса — и всё, глаза слипаются, мозг отключается, а геймпад выпадает из рук. Вроде бы выглядит игра симпатично, но внутри она настолько пустая, что понять, какую мысль пытались донести разработчики, невозможно. Или возможно, но для этого надо слишком долго заниматься рутинными действиями и листать тонны банальных диалогов. Ей-богу, читать описание в Steam было интереснее.
Плюсы: симпатичный стиль; забавный дизайн некоторых мутантов.
Минусы: в сюжете ничего не происходит; персонажи неинтересны, и связанная с ними драма не вызывает эмоций; затянутые диалоги; игровой процесс однообразен и клонит в сон.