NORCO
Обзор
Чтобы иметь примерное представление о том, что такое Norco, попробуйте смешать роуд-муви, южную готику и киберпанк, Disco Elysium и Kentucky Route Zero, «Настоящего детектива» и «Дорогу» по Кормаку Маккарти (Cormac McCarthy), фильмы Дэвида Линча (David Lynch), романы Уильяма Фолкнера (William Faulkner) и пьесы Теннесси Уильямса (Tennesse Williams). Добавьте роботов и Иисуса Христа… Согласен, выглядит диковато, но поверьте — получился очень вкусный коктейль.
Что такое южная готика
Уильям Фолкнер, Теннесси Уильямс, Кормак Маккарти, Харпер Ли (Harper Lee) — все эти писатели работали в жанре южной готики. Если это вам ни о чём не говорит, тогда вспомните первый сезон «Настоящего детектива» — это как раз классический пример. Действие происходит на юге Соединённых Штатов, в Миссури, у жёлтых вод Миссисипи, рядом с болотами (или прямо там) Луизианы и Нового Орлеана. Здесь много крокодилов и той самой одноэтажной, провинциальной Америки, вскормленной консервативными традициями и религиозной одержимостью, оставшейся ещё со времён рабовладельческого прошлого Юга.
Поэтому над болотами висит смог депрессии, мистики, алкоголя, невроза и блюза. Одна из главных тем — религиозная нетерпимость, нашедшая благодатную почву в провинциальной среде, социальные проблемы вроде насилия в семье или, наоборот, схождение в персональный личный ад (как и у героини пьесы Уильямса «Трамвай „Желание“»). И в то же время это бесконечно красивые (особой, южной красотой) пейзажи, это блюз, это джаз и щемящая тоска в сердце…
Весь этот бытовой депрессивный реализм вполне может смешиваться с сюрреализмом, мистикой, постапокалипсисом, как в «Дороге» Кормака Маккарти, или вот с киберпанком и роботами, как в Norco.
Что происходит?
Да, игру от студии Geography of Robots можно назвать типичным представителем южной готики. Действие происходит в Южной Луизиане, в вымышленном городе Норко, стоящем на реке, которая умирает от засилья нефтеперерабатывающих заводов. Время — недалёкое будущее. Помимо бомжей, живущих у реки, пьющих частных детективов и ожидаемых на юге Америки религиозных сект тут есть андроиды и медицинские компании, которые позволяют перенести сознание умирающего человека на жёсткий диск.
Мы играем за девушку по имени Кей (Kay), которая вернулась из дорожного путешествия по Америке домой и обнаружила, что её мать умерла, а брат исчез. Отношения в семье у них были непростые, но всё же она хочет посетить могилу матери, узнать, как всё произошло, и найти брата. При этом толком ничего не помнит, но, встречая старых знакомых (включая андроида по имени Миллион) и тех, кто знал её мать и отца, постепенно заполняет пробелы в памяти.
В процессе мы проникаем на нефтеперерабатывающий завод крупной корпорации, которая тут всем заправляет, и узнаём, что она занимается разработкой супер-ИИ, чтобы улететь в космос — вроде бы для поиска ресурсов. Периодически действие переносится в прошлое, где нам дают поиграть за умирающую мать Кей, Кэтрин, которая в таком состоянии подвизается работать курьером и встречает… огромную Суперутку (Superduck), которая обещает заплатить, если Кэтрин доставит ей некий важный артефакт. А тот на самом деле оказывается… ангелом.
Также мы общаемся с огромной крокодилихой, проникаем в расположение религиозной секты, где все себя называют Гарретами и тоже хотят улететь в космос, а ещё встречаем бомжа, одержимого мыслью, что Кэтрин и её семья — потомки Христа. В общем, периодически вообще не понимаешь, что происходит, и всё чаще вспоминаешь Дэвида Линча и Kentucky Route Zero, где тоже была эта терпкая смесь южной готики и сюрреализма. Даже подход к подаче истории и некоторые сцены схожи — в KRZ мы управляли машинкой, выискивая на карте точке назначения и интересные места, а в Norco примерно тем же занимаемся на лодке, блуждая по реке.
В любом случае, даже если не всё и не сразу понятно, играть и следить за историей интересно — сами понимаете, интриг и неожиданных поворотов тут хватает. К тому же в Norco отличные, литературные диалоги, продуманные персонажи, крутой пиксель-арт и великолепный саундтрек, мешающий блюзовую тоску и забойный постиндастриэл. А ещё авторы соединяют сюр, тоску и мистику с юмором. Особенно мне понравилась вышеупомянутая секта Гарретов, которые хотят одеваться как рыцари и рубиться в видеоигры.
А поговорить?
В игровом процессе мы видим микс из классического квестового геймплея, мини-игр и оригинальных находок. В основном прокликиваем экран в поисках активных точек, читаем описания, общаемся с многочисленными персонажами и иногда собираем предметы, чтобы с помощью ломика что-нибудь вскрыть или использовать по назначению карту доступа. Тут тоже не обошлось без юмора — однажды, чтобы добраться до нужной вещи, пришлось так активно наглаживать кошку, что она от перевозбуждения взмыла в небо, пробив крышу.
Много и диалоговых задачек, которые в основном сводятся к тому, чтобы убедить персонажа помочь нам, поделиться информацией или открыть на карте новую локацию, дабы продвинуться по сюжету. Частного детектива (естественно, пьющего) пришлось для этого постоянно угощать выпивкой, а дед, обожающий взрывать что-то на нефтеперерабатывающих заводах, попросил найти его сбежавшего пса. В общем, всё привычно.
Некоторые даже присоединяются к нам на время — и это тоже порой приводит к забавным ситуациям. Например, тот же детектив, когда мы пытались запустить модем, просто выхватил пистолет, пальнул в него — и всё, о чудо, заработало!
В решении загадок помогают также программы, установленные на смартфон. Одна включает дополненную реальность, а другая позволяет записывать фразы собеседников и потом их использовать в нужном месте — например, чтобы открыть дверь голосовым паролем или убедить настоятеля в религиозной секте, что её члены на самом деле не такие уж и агнцы божие. В целом как квест игра не предложит сложных задачек — даже цифровые коды подбираются без особых усилий. А если и застрянете где-то, всегда можно обратиться к одному из компаньонов за подсказкой. Но тут важно, во-первых, разнообразие ситуаций, а во-вторых, то, что авторы нашли почти идеальный баланс между квестовой частью и повествованием, ритм которого практически не сбивается.
Вспомнить всё
К интересным находкам относится своеобразная карта памяти, расположенная в голове у героини, — она постоянно пополняется новыми персонажами, локациями и организациями, между которыми протягиваются логические связи. Узнавая о них новое, мы не только вспоминаем и проливаем свет на происходящее — это также помогает в решении пазлов и открывает новые точки на карте.
Наконец, в Norco есть сражения, которые проходят в почти пошаговом формате и с помощью мини-игр — чтобы наносить повреждения, нужно дождаться своей очереди, выбрать, кто и кого будет атаковать, и правильно повторить последовательность знаков либо вовремя нажать на кнопки. Причём под конец таких драк будет едва ли не больше, чем загадок. В одной из ситуаций, чтобы облегчить задачу, сначала пришлось в ходе мини-игры избавиться от дронов, патрулирующих локацию.
Получилось действительно изумительное приключение в жанре южной готики, одновременно загадочное, депрессивное, мистическое и ироничное, очень вкусно, литературно написанное (почти на уровне Disco Elysium), со своими находками и в подаче истории, и в геймплее. Жаль, конечно, что нет русского языка, но такая игра стоит того, чтобы подучить английский.
Плюсы: увлекательная мистическая история; отличные диалоги и хорошо прописанные персонажи; разнообразный геймплей с загадками и мини-играми; прекрасный пиксель-арт; очень атмосферная музыка и в целом работа со звуком.
Минусы: местами не хватает сложности; нет русского языка.