Payday 2
Обзор
В реальной жизни мало кто с симпатией относится к грабителям, налетчикам, бандитам и прочему асоциальному элементу, зарабатывающему на жизнь путем отъема материальных ценностей у населения или государства. Однако книги, фильмы, а теперь и игры, рассказывающие о приключениях «романтиков с большой дороги», пользуются стабильной популярностью со времен устных пересказов историй о «шервудском стрелке» (который, скорее всего, был самым обычным разбойником). Благо готовые рискнуть собственной шкурой ради быстрого заработка будут всегда — даже сейчас, несмотря на сверхсложные системы защиты, молниеносную реакцию органов правопорядка и практически неосуществимую возможность «залечь на дно», в современном, прозрачном для властей мире желающих сорвать куш хватает.
Современные «робингуды», по мнению Overkill Software, совсем не похожи на веселого парня в обтягивающих лосинах. Они прячут лица за разноцветными клоунскими масками, луку предпочитают автомат, мастерски управляются со сложными гаджетами и инструментами, а известного правила «грабим богатых — отдаем бедным» придерживаются ровно наполовину.
Мой дом — моя крепость
Четверка «медвежатников», знакомых нам с первой части, отправляется в длительную командировку в Вашингтон — богатый город, где всегда найдется работа для наших героев. Сразу на дело нас не пустят: перед началом нового этапа в богатой на события криминальной карьере игроку предлагают ознакомиться с убежищем, где потрошители банков проводят время в перерывах между заданиями. Убежище — это своего рода дом нашего персонажа и заодно площадка для обучающей миссии. Здесь есть тир, где можно попрактиковаться в стрельбе по мишеням, тренировочные помещения для отработки навыков вскрытия сейфов и дверей, оружейная, где собраны все «стволы», купленные персонажем (а оружия здесь, скажем сразу, немало). Но, несомненно, сердце нашей «блатхаты» — это неприметная на первый взгляд комната, где ничего, кроме большого стола и монитора на стене, нет. Однако по мере прохождения миссий стол начнет заполняться пачками хрустящих новеньких купюр, а на дисплее можно будет узнать баланс оффшорного счета в банке.
Собственно, пригодится убежище лишь для обучения азам игры, позволяя еще глубже погрузиться в атмосферу преступного мира перед началом серьезной работы — какой же медвежатник обходится без своей собственной «берлоги»? Потом туда стоит возвращаться лишь для того, чтобы щелкать скриншоты ломящегося от денег стола в хранилище и хвастаться состоянием банковского счета перед не столь удачливыми друзьями — вот, пожалуй, и все. Впрочем, разработчиков уже вовсю бомбардируют письмами с просьбой добавить в игру «кастомизацию» конспиративной квартиры для пущей атмосферности, и эта возможность наверняка появится в грядущих патчах. Ну, или DLC.
Сохраняйте спокойствие — это ограбление!
На новом месте наши герои полностью зависят от своих работодателей, которые с помощью специальной компьютерной сети Crime.net (эдакая смесь Facebook и Google Maps для преступных нужд) ищут смелых парней для решения деликатных вопросов. Работы хватает — но самому выбрать понравившуюся миссию не получится: необходимо ждать, когда заказчик объявит о наличии нового задания. На карте Crime.net появляются и исчезают значки миссий, а также отображаются уже активные ограбления, где есть свободные места. Выбираем приглянувшееся задание, подтверждаем выбор — и вперед, к денежкам, которые уже залежались в банковских ячейках. Миссии разные — чем сложнее, тем больше навар, а самые прибыльные представляют собой цепочки заданий, основная награда за выполнение которых дается в последний день (собственно, тот самый payday, давший название игре).
Перед тем как отправиться на дело, стоит определиться, с кем вы будете разбойничать. Стоит заметить, что ограбление в составе хорошей компании при наличии голосовой связи существенно отличается от прохождения миссий со случайными союзниками. Практически это две разные игры: в первом случае можно разыгрывать хитроумные комбинации и выпутываться из самых безнадежных ситуаций, а во втором, как правило, любая миссия превращается в тупой отстрел вражеских ботов и безуспешные потуги хоть как-то действовать сообща. Особенно «приятно», когда во время попытки пройти задание «стелсом» один из членов команды с дробовиком наперевес врывается в толпу гражданских и начинает палить направо и налево. Само собой, удовольствия от игры такие случайные союзники не добавляют ни на грамм. Можно взять в напарники и ботов, но только ради ознакомления с миссиями — все-таки проект жестко ориентирован на кооперативное прохождение. Занимайтесь грабежом с проверенными товарищами — тогда море веселья обеспечено.
Все миссии пусть и служат одной цели — обогащению заказчика и исполнителей, — существенно различаются. Некоторые проходятся за полчаса напряженной перестрелки, другие — за минуту-другую и без лишней пальбы. Где-то надо «вынести» банковское хранилище, где-то — разгромить торговый центр (одна из самых забавных миссий). Кроме выполнения основного задания никто не мешает прибрать к рукам все, что плохо лежит, — например, под шумок вскрыть банкомат или кассовый аппарат в соседнем здании. Дабы не превращать игру в однообразные пробежки по уже знакомым маршрутам, разработчики постарались разнообразить геймплей с помощью случайной генерации объектов: сейф с валютой может оказаться в другом месте, меняется маршрут движения охранников и гражданских, расположение зоны эвакуации и тому подобные мелочи. Все это позволяет не заскучать при многократном прохождении одних и тех же миссий.
Некоторые задания можно завершить с минимумом жертв — пусть мы и не Сэмы Фишеры, но кое-что в «стелсе» тоже сечем. Вычислить местонахождение цели, не попадаясь на глаза охране и бдительным прохожим, тихо убрать ненужных свидетелей, выбить взрывом дверь сейфа, забрать добычу и сделать ноги по-быстрому — отличная альтернатива непрерывной перестрелке, что начинается, едва кто-то из команды оплошает и гражданские вызовут полицию. Появляется она очень быстро, не считается с потерями, а с каждой волной атаки стражи правопорядка становятся только злее и круче: убить патрульного копа без брони и завалить «бульдозера» (здоровенный спецназовец в противоосколочном костюме) — две большие разницы, как говорится. А если таких врагов не один и не два, а напарники скованы боем и того гляди помрут, то начинается настоящий хардкор. Некоторые миссии команда «вытаскивает» из последних сил, на пределе возможностей — даже не скажешь, что воюешь с ботами. Пусть они и не блещут особым интеллектом, предпочитают брать числом, а не умением и гибнут пачками, ошибки компьютерный оппонент все равно прощает весьма неохотно.
Карты, деньги, два ствола
После завершения миссии можно ознакомиться со статистикой и, самое главное, узнать, какой заработок достался каждому из бандитов. Часть награбленного уходит на оффшорный счет (можно считать, что это местный счетчик очков), а часть выдается наличными. Эти деньги можно и нужно тратить на усовершенствования имеющихся «стволов» и снаряжения и покупку нового, плюс определенный бонус (деньги, раскраску для маски или свежую модель определенного «апгрейда») можно получить совершенно бесплатно, сыграв в мини-лотерею (выбор одной из трех игральных карт) после окончания задания.
Оружия в Payday 2 хватит, чтобы удовлетворить вкус самого взыскательного любителя смертоносных железок: штурмовые винтовки, дробовики, пистолеты-пулеметы, целая куча различных улучшений, начиная от оптического прицела и глушителя, заканчивая тактическим фонариком и накладкой на приклад. Кроме огнестрела каждый член команды может воспользоваться определенным снаряжением вроде аптечек, мин, сумок с патронами и прочих нужных для нелегкой работы наших героев вещей. Чтобы использовать эти устройства максимально эффективно, необходимо не только потратить заработанные нечестным трудом денежки на их покупку, но и вложиться в одну из четырех веток развития.
Система навыков здесь гибкая — никто не мешает выучить пару умений одной профессии, а потом переключиться на «прокачку» следующей. Класс Ghost полностью оправдывает свое название и придется по душе тем, кто не любит лишней стрельбы, а предпочитает решать проблемы тихо; Enforcer, напротив, рвется в гущу схватки, сея смерть направо и налево, аки берсеркер, не замечая ран (одноименное умение позволяет наносить больше урона, когда жизненные силы персонажа на исходе); Mastermind полностью оправдывает свое название — кроме того, что это отличный «саппорт», без умений которого практически невозможно пройти некоторые миссии, этот обаятельный мужчина в самом расцвете сил может очаровать гражданских так, чтобы те помогали грабителям, более того — если дорасти до четвертого уровня и открыть способность Joker, появляется возможность переманивать вооруженных противников на свою сторону. Наконец, последний класс — Technician — мастер на все руки: минирует, ставит турели и может заставить мощную дрель неведомым образом работать совершенно бесшумно.
Вообще, условностей хватает — не стоит ждать от игры какого-то хардкорного реализма, геймплей здесь первичен. Сравнение с Left 4 Dead до сих пор справедливо: здешние полицейские ведут себя как зомби, лезут напролом к нарушителям правопорядка и закономерно дохнут в каких-то совсем неприличных количествах, а наши герои, напротив, умирать не торопятся даже после пары очередей в упор.
Впрочем, придираться при желании можно еще долго — и локации здесь маловаты, и графика далеко не на высоте, а уж про уровень исполнения анимации персонажей лучше вообще молчать. Но, как ни странно, ставка на геймплей сыграла — все эти недостатки, если не приглядываться специально, можно и вовсе не заметить. Оказывается, быть грабителем (не сочтите за пропаганду преступного образа жизни) — увлекательно и интересно. По крайней мере, в этой виртуальной реальности.
Разработчики постарались на славу: игра точно придется по душе поклонникам фильмов о грабежах и разбое — с атмосферой здесь полный порядок; не забыли и тех, кто ценит в боевиках напряженные перестрелки до последнего патрона. А еще здесь есть шапк… то есть маски разных форм и расцветок.
Теперь главное для авторов — не останавливаться на достигнутом: недалек тот день, когда все миссии будут пройдены любыми возможными способами, открыты все «пушки» и навыки персонажей. Остается пожелать Payday 2 больше дополнений, хороших и разных (а еще лучше редактор уровней в открытом доступе). В остальном все, что необходимо для того, чтобы стать одним из лучших кооперативных боевиков года, у игры уже в наличии.
Плюсы: отличный саундтрек; атмосфера голливудского блокбастера; разнообразие оружия и снаряжения; напряженные и по-настоящему сложные бои.
Минусы: не хватает более глубокой случайной генерации уровней; глюки анимации; не всегда стабильная работа Crime.net.