Persona 5 Strikers
Обзор
Расставаться с Persona 5 трудно – даже если провести в ней больше сотни часов, к персонажам так привязываешься, что прощаться с ними не хочется. Частично эту горькую пилюлю подсластила Persona 5 Royal, предложившая немало нового контента, но в основном это было повторение пройденного. То ли дело Persona 5 Strikers – знакомые герои в новой обстановке, свеженькая история и много невиданных ранее локаций. Тех же вершин, что оригинал, игра не достигает, зато называть её лишь спин-оффом язык не поворачивается – это сиквел.
Повеселились – и хватит
Однако сиквел не совсем полноценный. Многие элементы Persona 5 были либо сильно модифицированы, либо вырезаны. Ходить в школу персонажам не надо – события разворачиваются летом, так что никаких экзаменов и прогулок по коридорам после уроков. Ребята отлично знакомы и уже давно общаются, так что свидания и дружеские походы в кафе никому не интересны. А главный герой прокачал свои характеристики, вроде силы и интеллекта, поэтому читать книги и смотреть фильмы нет необходимости.
В то же время в Strikers старательно воссозданы характеры героев: немного занудные рассуждения Юске на тему искусства, готовность Футабы изучать всё связанное с программированием, стремление Морганы поднять настроение Энн и её резкие высказывания в сторону тех, кто сравнивает её с котами, – всё на месте. Сюда отлично вписалась София, «компаньон человечества», или просто искусственный интеллект, желающий лучше разобраться в людской психологии. Когда здесь начинаются продолжительные ролики с диалогами, можно напрочь забыть, что это не обычная Persona 5.
Вот только за пределами этих бесед Strikers начинает немного меркнуть на фоне пятой части. По сюжету герои путешествуют по всей Японии – в разных городах находятся люди, которые каким-то образом влияют на разум других жителей и делают их своими последователями. Творец с армией поклонников, мэр с небывалым количеством избирателей – как только герои «меняют сердце» злодея, они покидают город и отправляются в следующую точку. Вернуться они уже не смогут, и неспроста – делать там толком и нечего.
Разработчики попытались ввести в игру социальные элементы – во время исследования города можно наткнуться на товарищей, поговорить с ними и получить предмет или даже небольшой квест. Одно из первых таких поручений – пробежаться по магазинам и купить конфеты для Энн, а потом пообщаться с несколькими людьми и найти для неё элитную сладость. Но такие моменты лишний раз подчёркивают, какие крошечные и бестолковые здесь города: штук десять магазинов, телепорт в Бархатную комнату и… всё. А, ещё рецепты можно купить и увидеть с десяток бонусных диалогов, но это совсем мелочи.
Однако возможность провести время с виртуальными друзьями, с которыми пережил столько запомнившихся событий в оригинале и Royal, позволяет закрыть глаза на недочёты. Даже сюжетной линии прощаешь минусы – здесь многое случается благодаря удаче, злодеям обязательно сопереживает один из членов команды из-за рода деятельности или похожего прошлого. Местами истории кажутся притянутыми за уши или клишированными, но всё равно история увлекает. Слишком высокую планку задала Persona 5, и соответствовать ей будет трудно даже её создателям – что уж говорить о сторонних разработчиках?
Стильный хаос
Самые большие изменения связаны с тюрьмами – здешними аналогами дворцов из пятой части (теперь в них можно в любой момент возвращаться даже из другого города). В плане структуры они похожи на дворцы: каждая крупная локация поделена на несколько зон с загрузками между ними, кое-где снуют враги, можно незаметно нападать на них сзади и так далее. Но отличаются драки – теперь они происходят в реальном времени. И сражаются ребята одновременно не с двумя или тремя противниками, а с десятками и даже сотнями.
При этом разработчики удивительным образом сумели перенести сюда практически все элементы пошаговой «боёвки» из Persona 5. Управлять можно любым персонажем, пользуясь его оружием и специальными атаками, а в драках с крупными оппонентами пригодятся персоны – зажимаете R1, останавливаете время и можете выбрать нужный приём. Игра любезно подсказывает, какие у врагов слабости, и после удачной атаки можно продолжить нападение нажатием разных кнопок.
Окружение тоже активно используется – машины можно взрывать, нанося огненный урон, всякие ледяные сталагмиты тоже. Если запрыгиваешь на фонарный столб и нажимаешь на «Треугольник», персонаж начинает крутиться у его основания и наносит всем вокруг урон. Всё очень динамично, весело и красочно – со знакомым визуальным стилем, который получился весьма достойным факсимиле.
Что здесь работает не очень хорошо, так это накладываемые эффекты вроде заморозки, усыпления, страха и так далее. Они как бы есть, но в то же время их не замечаешь, особенно когда враги накладывают их на компаньонов. Следишь здесь в основном только за своим героем, а что там делают остальные и как себя чувствуют, – наплевать. А если тебя самого оглушили, чаще всего проблема решается перемещением стика в разные стороны в течение пары секунд. В пошаговых драках такие эффекты оказывают огромное влияние на бой, особенно с боссами. Здесь же от них мало толку, а боссы больше похожи на губки и порой абсолютно беспомощны против умелого игрока.
В каком-то смысле этот минус становится плюсом, потому что некоторые аксессуары, дарующие иммунитет к тем или иным эффектам, оказываются бесполезны и на выбор экипировки тратишь не так много времени. Да и в целом на это обращаешь внимание, лишь когда целенаправленно начинаешь анализировать элементы. В драках же об этом не думаешь: там важнее с умом использовать ману, запоминать удачные комбинации ударов и использовать все возможности против толп врагов. А толпы тут бывают, особенно когда нужно защищать Футабу во время взломов.
Главное, что геймплейно игра не надоедает. Если при виде слова «мусоу» у вас начинается нервный тик, можете расслабиться – пусть здесь врагов больше, чем в Persona 5, до Dynasty Warriors и недавней Hyrule Warriors: Age of Calamity игре далеко. Многих боёв можно избегать, игнорируя патрулирующие тени, а при грамотном использовании персон даже сражения с десятком противников заканчиваются за пару секунд.
Выпустить Persona 5 Strikers решили на PC, PlayStation 4 и Nintendo Switch, хотя Persona 5 доступна лишь на одной из этих платформ. С одной стороны, связей между играми в самом деле не так много – есть отсылки и упоминания событий в диалогах, но в остальном Strikers самостоятельна. С другой – я не уверен, что с новинкой стоит знакомиться тем, кто не проходил оригинал. Не будет настоящей встречи с персонажами, не будет их предысторий, и впечатления окажутся совсем иными.
Надеяться на появление пятой части за пределами PlayStation – значит раз за разом разочаровываться в решениях SEGA и Atlus. Скорее всего, если бы планы действительно были, на них бы уже намекнули. Времени прошло достаточно, уже и Persona 4 Golden на PC портировали, и Джокера в Super Smash Bros. Ultimate добавили, а воз и ныне там. Так что рекомендую не трогать пока Strikers, а обзавестись PS4 или PS5 и пройти «пятёрку» – можно обычную версию, бесплатно доступную в PlayStation Plus, но лучше сразу идти в Royal.
Фанатам же обязательно стоит ознакомиться со Strikers. Это неидеальное, но очень хорошее продолжение, рассказывающее неплохую историю. Не стоит ожидать от него новую Persona 5 – многих элементов оттуда здесь попросту нет, и в том числе из-за этого игра проходится заметно быстрее. Но как возможность провести ещё несколько десятков часов в приятной компании Strikers прекрасна.
Плюсы: неплохая история с полюбившимися персонажами и парой новичков; узнаваемый визуальный стиль не растерял своего очарования после смены жанра; отличная боевая система, в которую перенесли почти все особенности оригинала и добавили уместные нововведения.
Минусы: клише в сюжете; не хватает социальной составляющей; незнакомым с оригиналом вряд ли стоит начинать с этой игры.