
Project Zero: Maiden of Black Water
FATAL FRAME / PROJECT ZERO: Maiden of Black Water: Обзор
Многие преданные PC-бояре наверняка что-то слышали про серию японских хорроров Fatal Frame (известна на родине как Project Zero), которая когда-то почти на равных была с Silent Hill. Но лично её попробовать не могли. Вот только сейчас, по случаю Хэллоуина и 20-летия серии, до PC впервые добралась хоть какая-то игра из этой франшизы, а именно пятая по счёту Fatal Frame: Maiden of Black Water. Оригинал вышел в 2015 году эксклюзивно на Wii U, поэтому нынешнее переиздание впервые посетило и все остальные ключевые платформы.
По традиции Koei Tecmo особенно «повезло» именно обладателям «православной платформы». Сразу после релиза посыпались жалобы на отсутствие поддержки мыши, привязку скорости к фреймрейту и другие проблемы — мы об этом писали. А учитывая, что некоторые фанаты «Смертельного кадра» называют Maiden of Black Water чуть ли не худшей в серии, возникает вопрос: а стоит ли в это вообще играть?
Чем уникальна эта серия?
С первой игры, вышедшей на PlayStation 2 в декабре 2001 года, её гейм-директор и создатель Макото Сибата (Makoto Shibata) делал ставку на две вещи. Во-первых, на японский фольклор про призраков и злобных духов. Также он вдохновлялся старыми (опять же японскими) ужастиками и собственными воспоминаниями — несколько раз Сибата под смешки коллег рассказывал о том, как видел призраков.
Смех смехом, а в итоге серия Fatal Frame стала одной из самых жутких за всю историю хорроров. Авторы очень правдоподобно (как бы странно это ни звучало в отношении призраков) воспроизвели всю эту паранормальщину. Духи тут выглядят и ведут себя так, что начинаешь верить в происходящее. Потому что, когда персонаж оказывается в гробу, начинает бешено колотить по крышке, поднимает голову и вдруг видит перед собой лицо какой-то женщины, то это похоже не на дешёвый скример, а на ваш сбывшийся кошмар.

Во-вторых, со всеми этими привидениями в играх серии можно сражаться только с помощью фотокамеры. В качестве боеприпасов выступают разные виды плёнки (одни наносят мало урона, но быстро заряжаются, другие — наоборот), есть свои особые удары и комбо, для которых нужно крутить камеру и ловить нужный ракурс. А самый мощный, тот самый смертельный кадр получается, если щёлкнуть затвором перед самой атакой призрака — аналог идеального уклонения/парирования. А за умения, на которые тратится полученная за изгнание духов энергия, отвечают разные виды линз — с их помощью мощно восстанавливать здоровье, замедлять врагов и так далее.

И всё это прокачивается посредством опять же полученных за изгнание призраков очки. За них же в перерыве между миссиями мы покупаем расходники. Подобная механика с камерой оказалась и оригинальной, и опять же весьма убедительной — легче поверить в то, что духи боятся фотовспышек и снимков (поэтому их мало кто видел), а не дробовика или огня. Кстати, иногда можно успеть сфотать неожиданно появляющихся призраков, не нанося им урона, — это особые сцены, добавляющие саспенса, а за такие фото выдают дополнительные очки.

Почему в это надо играть?
Всё это есть и в Fatal Frame: Maiden of Black Water. Сюжет рассказывает истории трёх персонажей, которые оказались тесно переплетены. Сценаристы перебрасывают нас от одного персонажа к другому и обратно. То мы играем за девушку Юри Кодзукату (Yuri Kozukata), которая после гибели родителей стала видеть мёртвых и их прошлое — когда-то она хотела покончить с собой, а теперь помогает другому медиуму, Хисоке Куросаве (Hisoka Kurosawa).

То выступаем в роли писателя-фольклориста Рэна Ходзё (Ren Hojo), который тоже хорошо знаком с Хисокой. То ищем свою мать, играя за 17-летнюю Мию Хинасаки (Miu Hinasaki) — а мамой её, между прочим, является героиня первой и третьей частей. За помощью в поисках Мию обратилась опять же к Хисоке Куросаве.

Но не 23-летняя красавица и предсказательница будущего Хисока их всех объединяет, а призраки, тайны и проклятия горы Хиками — когда-то она считалась священной, там практиковали культ воды, а верующие перед смертью приходили в ней омыться, чтобы правильно уйти в мир иной. Также там случались трагедии, убийства, проводились ритуалы, а сама гора стала местом паломничества для самоубийц. Юри, к слову, тоже хотела сброситься с горы, но её спасла… ну, вы сами догадываетесь кто.
Авторы грамотно тасуют и соединяют эти линии, выдерживают нужный градус интриги, а потому следить за историей не просто интересно — это и есть то, ради чего стоит играть в Fatal Frame: Maiden of Black Water. Тем более что все концовки (а их тут девять) открыть за одно прохождение не получится. Дело не только и не столько в самом сюжете (проклятия, ритуалы, секты — тут всё более-менее знакомо), а в том, как это подаётся и какой атмосферой сопровождается.

Это очень японский хоррор, который умеет пугать не только скримерами и агрессивными монстрами (хотя и это тут есть), но и самим ожиданием страха и жутковатыми сценами в духе оригинального фильма «Звонок» и других японских ужастиков. Здесь мёртвая женщина на фотографии может открыть глаза и спросить: «Хочешь ли ты умереть со мной?», а когда девочка с красными глазами предлагает поиграть с ней в куклы, то сразу хочешь бежать от неё коридорами.

Для японцев в этом смысле нет табу, поэтому тут много мёртвых детей (точнее, их призраков) — особенно страшно, когда видишь десятки повешенных маленьких тел, а потом их духи окружают вас, играют, неловко бегают вокруг. Или когда оживают (или мне так показалось?) кукольные фигуры в конце коридора; когда персонажи, подталкиваемые шепчущими на ухо привидениями, тянут нож к своему горлу…

Жуткие видения, стилизованные под чёрно-белую документалку; записи с камер наблюдения, на которых, естественно, где-то мелькнёт призрак; руки фантомов, которые неожиданно могут схватить вас, когда вы тянетесь к очередной найденной плёнке или аптечке; многочисленные дневники, которые не скупятся на пугающие подробности; крики, вопли, шорохи и звуки, актерская игра; да даже то, как намеренно медленно герои открывают каждую дверь, пока инстинктивно вжимаешься в кресло и гадаешь, что же за ней, — всё работает на атмосферу. А атмосфера эта буквально с первых кадров тяжёлая, гнетущая. Поэтому людям со слабой психикой и склонностью к депрессии я бы не советовал сейчас, осенью, играть в Fatal Frame: Maiden of Black Water.

Где самые красивые японки?
С другой стороны, так вы не увидите, пожалуй, самых красивых азиаток в индустрии (ну ладно, Тифа и Айрис из ремейка Final Fantasy VII тоже в этом списке). Maiden of Black Water в этом смысле опять же очень японская игра — хоррор тут разыгрывается устами, глазами и ногами сексуальных девушек, которые всегда одеваются так, словно не на проклятую гору и на смерть идут, а на просмотр в модельное агентство.

Ещё они обожают держать друг друга за руки и говорить о тесных связях и данных когда-то обещаниях. Некоторые даже могут спать рядом на одной постели — ничего такого вроде, всё невинно, но как же это по-японски, с подтекстом, с волнительной примесью жути и эротики. И это прекрасно.

Естественно, девушек можно одевать в сексуальные костюмы разной степени откровенности, за что оригинал в своё время подвергали цензуре в Европе, — в переиздании добавили многие наряды героинь прошлых игр серии, а также арты оттуда же. В антикварном магазинчике Хисоки есть зеркало, где можно примерять обновки. Правда, однажды, мельком заметив отражение в этом зеркале, я чуть не поседел — нет, это была Юри, но напряжение такое, что пугаешься уже всего. И это тоже многое говорит о том, какой перед нами хоррор.

Пятая часть также добавила совершенно новую и абсолютно прекрасную механику намокания персонажей — здесь ведь чуть ли не постоянно идёт дождь и многое закручено вокруг воды. Есть отдельный показатель степени намокания, и, когда он достигнет предела, персонаж начнёт получать больше урона. Снимать это состояние нужно с помощью расходников. Ну а что может быть прекраснее промокшей красивой девушки?

Насколько интересно играть?
Сам геймплей в Fatal Frame: Maiden of Black Water выдержан в традициях серии. Я в прошлые выпуски не играл, а вот критики в 2015 году высказывали самые разные мнения. Кто-то уверял, что эта часть вобрала в себя лучшее, что есть в линейке, и стала ещё круче. Другие называли пятый выпуск самым слабым. Кто-то был рад, что в ней нет особенно сложных головоломок, — другим, наоборот, это не понравилось.

Так что лучше познакомиться самому. Мне вот геймплей понравился. Исследуем локации — самые, как говорят, большие в серии, — собираем расходники и дневники, фотографируем призраков, следим за степенью промокания, прокачиваем камеру (у Рэна она отличается возможностью делать несколько кадров подряд — этакое комбо), просматриваем жуткие видения. Последнее, кстати, является уникальной способностью Юри, которая может прикоснуться к поверженному привидению, чтобы увидеть сцену его смерти — хотя иногда лучше бы этого не видеть, настолько они неуютные!
Также решаем загадки опять же с помощью камеры — например, если не знаете, как открыть дверь, то нужно сфоткать замок, и на плёнке вы увидите место, где находится ключ. Да, в прошлых играх серии головоломки, по словам фанатов, были сложнее, но мне это нисколько не мешало — зато нет искусственных пазлов, всё привязано к истории.

Что здесь может не понравиться?
Конечно, поначалу нужно привыкнуть к управлению камерой во время сражений с духами, а сами бои кажутся слишком лёгкими (есть ещё и уклонение) и при этом — как раз из-за управления — неудобными и медленными. Но когда привыкаешь, а призраки во второй половине начинают доставлять неприятности, то все вопросы снимаются. Если же вызова всё равно мало, можно начать игру ещё раз после первого прохождения, когда откроется высокий уровень сложности.

Частенько нужно сопровождать и защищать других персонажей, а потом ещё искать их, если они отстали. Тоже старомодная, громоздкая механика, но в рамках такого хоррора она смотрится уместно и добавляет напряжения.
Оригинал обвиняли в том, что нас заставляют часто возвращаться в одни и те же локации. И по факту это действительно так. Но, во-первых, это логично обусловлено самим сюжетом. Во-вторых, локаций тут в принципе много — есть даже общая карта горы, где это хорошо видно.

И наконец, каждый раз при посещении одних и тех же мест мы видим новые сцены, видения и подробности, находим новые расходники и записки, проливающие свет на события. А учитывая, что далеко не всё в сценарии объясняется кат-сценами, искать такие дневники действительно важно. То есть, при общей линейности прохождения (концовка определяется только ближе к финалу), тут есть элемент интересного исследования карты.
Впечатления может подпортить качество порта. Дело не в отсутствии геймплейных нововведений — как раз хотелось оценить культовый хоррор в оригинальном виде. Дело в технической реализации. Хорошо, что авторы добавили современные графические эффекты — это видно, например, по воде. А модели персонажей, как я уже сказал, выше всяких похвал. Но то и дело бросаются в глаза размытые текстуры — а отсутствие расширенных настроек графики только усугубляет ситуацию.

А анимация и топорность при перемещении персонажей, которые постоянно норовят врезаться во что-то, вызывает ассоциации с олдскулом в худшем смысле этого слова.

Что же касается поддержки мыши, то я играл на геймпаде и никаких проблем в этом смысле не испытывал. К тому же часть проблем уже поправили патчами. Но в любом случае за изначальное качество порта на PC авторы получают максимум тройку — вылеты у меня тоже случались.

Ну а сама Fatal Frame: Maiden of Black Water как игра заслуживает минимум четыре с плюсом. Уж не знаю, худшая ли это часть серии или нет, но все поклонники жанра однозначно должны сыграть в этот ремастер (только лучше сразу подключайте геймпад). Мне ни в одном ужастике в этом году не было так неуютно и жутко.
Плюсы: один из самых страшных и атмосферных хорроров в истории жанра; интересный сюжет; персонажи со своими скелетами в шкафу; уникальная механика фотосессий — сражений с призраками; очень красивые девушки, которые могут промокать — и это обыгрывается в геймплее; шикарная работа с атмосферой; безупречно выстроенный звук; приятные бонусы в ремастере вроде новых костюмов, фоторежима и артбука.
Минусы: часто возвращаемся в одни и те же локации; есть вопросы к управлению даже на геймпаде; слабое качество порта на PC.