Pyre
Обзор
В ожидании выхода нового хита от Supergiant Games я решил ещё раз пройти Transistor и в очередной раз поразился вкусу, фантазии и чувству стиля авторов, которые на основе обычного, казалось бы, материала всегда делают что-то яркое, творческое, рукотворное и ни на что не похожее. В Transistor, напомню, они мешали нуар и киберпанк, а мы играли за рыжеволосую девушку Рэд, с которой (и с нами тоже) постоянно разговаривал меч — в нём был заключен её любимый человек. Разве можно придумать что-то ещё более необычное?
Интерактивная книга
Описывать мир Pyre привычными словами очень сложно — это как раз тот случай, когда лучше самому всё видеть, слышать и читать. Особенно читать. Напомню, что и в Bastion, и в Transistor присутствовал невидимый автор, рассказчик, который со своими комментариями, описаниями и пояснениями не оставлял нас и наших персонажей ни на минуту. Так вот, в Pyre его нет, «четвёртая стена» окончательно рушится и герои напрямую обращаются к нам, к игроку: они просят определять дальнейший путь по звёздам, принимать решения и всячески им помогать.
Фактически мы читаем интерактивную книгу, находя всё новые и новые страницы, а её события и персонажи оживают у нас на глазах и при этом разговаривают с нами. Это как если бы Геральт обратился к читателю со страниц романов Сапковского (Andrzej Sapkowski) и попросил совета, где ему искать Цири.
Вот только выдуманная вселенная в Pyre куда более странная и необычная, чем в «Ведьмаке». Если говорить вкратце, то есть некий Нижний Мир, куда из Внешнего ссылают всех грешников, изгоев, преступников и тех, кто не вписывается в местные «цивилизованные» рамки. А чтобы освободиться и вернуться, им нужно сражаться друг с другом в ходе так называемых Обрядов. В нашем подчинении как раз находится отряд таких изгоев, который путешествует по Нижнему Миру в забавном вагончике и по мере прохождения постоянно пополняется. Но на каждый бой нужно выбрать из всей этой оравы только троих.
Читатель, советник, психолог
Дальнейшее вроде бы знакомо по другим играм. Мы сражаемся, «прокачиваем» персонажей, торгуем, покупая новые талисманы (единственный съёмный элемент экипировки) и улучшения для них, периодически останавливаемся на ночлег, решая, чем заняться в это время — индивидуально позаниматься с одним из изгоев, чтобы подтянуть его ранг, получить глобальные бонусы для всего отряда перед следующим Обрядом или отправиться поискать что-нибудь ценное, чтобы потом продать это или надеть на персонажей.
А ещё мы постоянно общаемся со своими подопечными, которые то и дело обижаются на что-то, просят совета по разным поводам или хотят поговорить по душам. Кто-то недоволен тем, что мы не выбрали его сражаться в прошлом Обряде, кто-то питает романтические чувства к другому персонажу и спрашивает, стоит ли признаться, а кто-то интересуется, идут ли ему усы, — с юмором тут всё в порядке!
Также периодически нужно выбирать свой путь на глобальной карте, чтобы добраться до очередного Обряда. Члены отряда предлагают свои варианты, куда ехать, мотивируя это личными причинами или, например, обещая, что там есть нечто ценное, а мы решаем, кого слушать. И все эти решения и ответы в диалогах влияют на отношения с персонажами, на их бонусы или штрафы в следующем Обряде и на то, какую концовку вы получите. Ну и, конечно, на то, сбреет ли усы один из изгоев…
Паноптикум
Помимо истории с усами всё это в тех или иных вариациях мы видели и в других играх, например в такой же рисованной The Banner Saga. А вот действительно уникальной Pyre делают две вещи. Во-первых, это особая, ни на что не похожая атмосфера, которая складывается из шикарной картинки, волшебной музыки Даррена Корба (Darren Korb), необычного сеттинга и колоритных персонажей — они, к слову, сражаются в странных масках и говорят на каком-то своём языке.
Среди наших подопечных есть демонесса с рогами, менестрель, маленькое существо, похожее на попугайчика, червяк, выдающий себя за благородного рыцаря, и даже говорящая собака с усами (которых она, как вы уже поняли, вполне может лишиться).
Каждый обладает своим характером, биографией и своими капризами. Периодически кто-то заболевает, куда-то уходит или отказывается выходить на бой, если в Обряде участвует персонаж, который ему не нравится. Впрочем, ротация тут идёт сама по себе — чем чаще мы ставим на бой кого-то, тем ближе он к просветлению и к тому, чтобы навсегда покинуть отряд.
Регби с магией
Другое кардинальное отличие Pyre — это боевая система, представляющая собой местную вариацию… регби. Бои проходят на отдельных аренах, трио наших подопечных и врагов располагаются друг напротив друга, а в центре находится сфера, которую нужно схватить и доставить на базу противника. Та выполнена в виде некоего пламени и имеет свой запас здоровья — каждый пронос «мяча» на базу уменьшает это количество.
Персонажи могут пасовать друг другу, метать сферу в пламя врага, ускоряться, прыгать, колдовать заклинания, которые выбивают «мяч» из рук противника и временно выводят того из игры. Кроме того, каждый генерирует ауру, соприкосновение с которой также выбивает сферу. И все параметры и умения, которые мы изучаем по мере получения новых уровней/рангов, «заточены» под то, чтобы улучшать эффективность этих действий — повышать скорость, дальность броска или урон, наносимый вражеской базе, сокращать время до возвращения на поле, делать ауру более мощной и так далее.
При этом персонажи отличаются специализацией и некоторыми способностями — кто-то быстрее, кто-то медленнее, кто-то бьёт заклинанием по линии перед собой, а кто-то создаёт взрывную волну вокруг себя. Всё это нужно учитывать, выбирая команду на бой и выстраивая собственную тактику.
Поначалу, конечно, такая система несколько обескураживает, но стоит к ней привыкнуть, обжиться, понять правила, и азарт этих необычных сражений-состязаний захватывает с головой. Жаль только, что они постоянно повторяются и лишь иногда их разбавляют особыми заданиями, когда нам нужно перепрыгивать через препятствия, уничтожать толпы врагов заклинаниями или защищать своё пламя в режиме, напоминающем tower defense.
Впрочем, для российских игроков куда обиднее, что в Pyre нет русского языка, — текста тут очень много, и без знания английского многие начинают его пропускать, что, понятно, не позволяет полностью прочувствовать атмосферу и сюжет.
У Supergiant Games снова получилась, с одной стороны, уникальная, яркая и атмосферная, а с другой — выдержанная в узнаваемом стиле игра, которая, помимо прочих достоинств, на этот раз сумела предложить и очень необычные сражения, напоминающие регби с магией. Интересно, что же они придумают в следующий раз?
Плюсы: необычный сеттинг; колоритные персонажи; интересный сюжет; уникальная боевая система; возможность влиять своими решениями на отношения с персонажами и на концовку истории; шикарная картинка; потрясающий саундтрек.
Минусы: нет русского языка; сражения часто повторяются.