Rebel Cops
Обзор
У игровых журналистов хорошо получается делать видеоигры. Самый яркий пример — это Bastion и Transistor, над которыми в составе Supergiant Games работал Грег Касавин (Greg Kasavin), бывший главред GameSpot. В белорусской Weappy Studio всем заправляют два моих бывших коллеги, с которыми мы когда-то вместе работали в игровом журнале, — Илья Янович и Ян Кузовлев. Их симулятор шефа полиции This Is the Police тоже оказался отличной игрой. Сиквел, в котором появились новые механики, вызвал более противоречивые отклики. Но, по словам Ильи Яновича, игра была коммерчески успешной. Поэтому сейчас Weappy Studio работает над новым крупным проектом. А пока выпустила спин-офф, который получил название Rebel Cops.
В погоне за славой
Rebel Cops целиком и полностью сосредоточена на тактических сражениях. Больше никаких затянутых кат-сцен, простынь диалогов, душевных переживаний и моральных дилемм. Фабула Rebel Cops предельно проста — в городе Риптон власть и даже полицейский департамент захватил криминальный авторитет Виктор Зуев, а несогласные с ним копы ушли в подполье. Местные жители собирают для них деньги, а полицейские-партизаны выполняют их просьбы и пытаются разрушить империю Зуева.
Согласитесь, звучит несколько натянуто, а для нас, россиян, и вовсе смешно. Но такая завязка позволила реализовать в Rebel Cops почти «икскомовскую» геймплейную схему. На карте мы выбираем основные и побочные задания, торгуем, экипируем и прокачиваем бойцов, а потом отправляемся воевать непосредственно на пересечённую местность.
Если при этом ещё и выполняем поручения простых людей (освободить чью-то дочь, забрать у преступников аркадный автомат и так далее), то мы не только получим дополнительные деньги и полезную экипировку, но и увеличим уровень народной славы. А последняя влияет на цены у торговца и на то, как активно к нам будут присоединяться новые копы. Если же взять такое задание и не выполнить, то уровень славы упадёт.
Давай сделаем это по-тихому
Так как у нас тут подполье и партизанщина, миссии в основном прямо или не очень подталкивают к тихому прохождению. Поэтому в арсенале бойцов есть нелетальное оружие — дубинки и шокеры, вырубающие врагов на какое-то количество ходов, в течение которых на них можно надеть наручники. К тому же именно за аресты, а не за убийства дают больше опыта. Если же шуметь и палить, то враги могут заметить нас, поднять тревогу и вызвать подкрепление. Поэтому и двери лучше не вышибать, а открывать отмычкой.
Также можно приказать преступнику сдаться. Шанс успеха зависит от расстояния до противника и некоторых других условий. Например, если выстрелить ему в ногу (не сможет ходить) или в руку (не сможет стрелять), то вероятность, что он сдастся, существенно возрастёт.
Да, в Rebel Cops реализованы точечные повреждения. При этом выстрел в голову убивает наповал, а остальные ранения приводят к тому, что персонаж начинает истекать кровью — и истечёт, если его во время не подлечит аптечкой напарник.
Копы на прокачку
За аресты также выдаются так называемые очки бунтаря, за которые можно активировать местные аналоги заклинаний — включить для всех, у кого остались очки действия, режим наблюдения, сделать бойцов на этот ход точнее или незаметнее, подсветить всех противников на карте или даже отправить за решётку всех преступников, попавших в наше поле зрения.
Естественно, все бойцы прокачиваются. Помимо общих параметров (сила, стрельба, скорость) у них есть разные «перки» — некоторые увеличивают шансы убедить преступника сдаться, другие позволяют дальше видеть, успешнее уворачиваться от пуль и так далее. С получением новых уровней мы выбираем новые навыки. При этом, если боец чаще действовал по-тихому, ему игра предложит именно способности, связанные со стелс-механикой. И наоборот.
Прокачанные персонажи тут на вес золота, но использовать только их не получится. Копы имеют свойство уставать — в таком состоянии они становятся менее эффективными. Поэтому лучше дать им отдохнуть и взять на следующую миссию других полицейских. А уж когда кто-то погибнет, тут же возникнет желание переиграть миссию — к своим подопечным успеваешь привыкнуть, пусть они и не общаются между собой, не делятся персональными квестами и не травят анекдоты.
Немного критики
В целом тактическая система в Rebel Cops проста — за один ход каждый боец может совершить два действия. Но при этом нельзя использовать высоты, бегать по крышам, нельзя «зацеливать» какой-то участок местности и менять положение бойцов. У противников плохо реализована зона видимости — враг тут не видит нашего копа, стоящего от него сбоку на расстоянии одной клетки.
Более того, оппоненты практически не используют режим наблюдения и не могут поднимать тревогу или как-то реагировать на действия игрока в течение его хода. Поэтому вы можете смело подбежать к врагу и, например, огреть его дубинкой — никаких ответных действий не последует, даже если несколько противников с оружием наперевес заметили эти манёвры.
Также здесь присутствует элемент случайности, как в последних XCOM. У меня были случаи, когда даже раненый босс, вокруг которого с оружием наготове стояли мои копы, при почти 100-процентном шансе надеть на него наручники отказывался сдаваться. И так раза три подряд. Приходилось переигрывать большой кусок миссии, пока «рандом» наконец не смилостивился надо мной.
Условные условности
Укрытия есть, но они порой работают странно. Вы можете спрятаться за кустом, и игра посчитает, что это полное укрытие — враги почти гарантированно будут мазать. А вот укрытие за невысоким бетонным забором будет считаться неполным, и противники вполне могут ранить спрятавшегося за ним стража порядка.
Ещё более странной условностью выглядит невозможность подбирать оружие или хотя бы патроны с трупов. То есть если у вашего персонажа закончились боеприпасы, то так до конца миссии он и не сможет стрелять. Илья Янович объяснил мне это соображениями внутриигровой экономики: дескать, если позволить «лутать» врагов, то исчезнет необходимость заходить в магазин на карте. Тем не менее, согласитесь, ситуация, при которой коп, оставшийся без патронов, в разгар боя не может взять чужое оружие, смотрится по меньшей мере нереалистично.
И в любом случае для полицейских-партизан, которые вроде как нищие и постоянно нуждаются в экипировке, куда логичнее было бы именно подбирать и уносить с собой оружие и бронежилеты врагов, а не таскать телевизоры, бутылки вина и игровые аркадные автоматы по поручению какого-нибудь местного Васи Пупкина.
И всё равно круто
Однако всё это по большому счёту лишь брюзжание. В общем и целом Rebel Cops — отличная тактика, которая постоянно бросает вызов и вынуждает действовать выверенно, грамотно, просчитывая каждый шаг. Тем более что на уровнях сложности, отличных от лёгкого, количество сохранений ограниченно. А некоторые пробелы в поведении ИИ с лихвой компенсируются количеством врагов, к которым часто ещё и подкрепления приходят. Вдобавок тут легко умереть от одного попадания или за несколько ходов истечь кровью.
Это заставляет использовать все тактические возможности. Например, бойцы должны прикрывать друг друга — так они смогут предупредить коллегу об опасности. Или в какой-то момент в наших рядах появится снайпер — раз в три хода он может «просветить» определённый участок локации или точным выстрелом снять мешающего нам противника.
А ещё в Rebel Cops действительно интересные миссии со своими условиями. С одной стороны, зачастую тут достаточно большие локации, которые нужно прочёсывать, чтобы выполнять поручения граждан и собирать разные ценные предметы — это увеличивает доход от успешно выполненного задания. С другой — нередко действуют ограничения по времени: нужно добраться до депо, чтобы остановить поезд, или постараться выполнить задание до рассвета, пока на двух джипах не прибыла дополнительная охрана.
Можно, конечно, по-разному относиться к тому, что авторы смешали и таймеры, и свободное исследование, и поиск ценностей в одном флаконе. Но скучно в такой ситуации точно не будет.
Уж не знаю, каким будет следующий проект Weappy Studio, но серией This Is the Police разработчики доказали, что они умеют делать отличные, стильные игры. Да, Rebel Cops — не идеальная тактика, но в ней есть и вызов, и свои «фишки», и атмосфера, и опять же стиль — копы-бунтари сражаются с преступниками под джаз и в окружении пролетающих по экрану листьев. Видно, что люди, которые по долгу службы переиграли в огромное количество тактических стратегий, знают, чего игрокам действительно не хватает, что могло бы их заинтересовать. В общем, настоящая авторская работа. Надеюсь, этот подход сохранится и в будущих творениях студии.
Плюсы: интересные и сложные миссии; достаточно богатая тактическая механика; большие локации, которые можно свободно исследовать во время заданий; возможность проходить миссии по стелсу; стильная картинка; атмосферный джазовый саундтрек.
Минусы: присутствуют раздражающие игровые условности; местами слабый ИИ; «рандом» порой мешает.