Resident Evil: Revelations
Превью
Если создать рейтинг «уже-не-тортовых» игровых серий, то Resident Evil наверняка займет в нем одну из первых позиций. Оригинальная атмосфера с каждой следующей частью серии сходила на нет. Revelations, по заверениям Capcom, должна была стать настоящим откровением, способным подарить «олдскульный» игровой опыт. Однако удалось ли выполнить обещанное в полной мере, пока смогли проверить лишь обладатели Nintendo 3DS — именно на этой платформе вышла игра год назад. В мае 2013-го новая «Обитель зла» станет доступна массовому пользователю на ПК и других консолях. Чего нам ждать и на что надеяться, мы узнали из превью-версии Revelations.
Морская болезнь
Сюжет «Откровений» разворачивается в 2005-м году и повествует о событиях, произошедших за несколько лет до действия Resident Evil 5. Жесткой связи с другими частями здесь нет — история игры цельная и законченная, так что, не будучи фанатом серии, можно без страха и сомнения браться за Revelations. Зачинщиком беспорядков на этот раз является не таинственная корпорация, а банальная террористическая группировка «Вельтро». В 2004-м организация подвергла биологической атаке американский чудо-град Серую Землю, заразив его свеженьким вирусом T-Abyss. Тысячи монстров заполонили улицы. Распространение заразы нужно было как-то предотвратить, и единственным выходом из ситуации стала полная изоляция города. Казалось бы, опасность в прошлом. Однако через год после трагических событий террористы вновь дают о себе знать. На этот раз заражению подвергается круизный лайнер «Королева Зенобия». Расследовать происшествие и спасать выживших на корабль отправляются Джилл Валентайн и Паркер Лукиэни.
Основные действия демо-версии, включающей в себя шесть эпизодов кампании, разворачиваются на «Зенобии». Под нашим чутким руководством оказывается прекрасная Джилл (заметно изменившая внешность по сравнению с другими частями). Пространство корабля представляет собой сложную систему коридоров, не потеряться в которых помогает довольно удобная карта. По мере прохождения мы получаем ключи от дверей, ранее закрытых, — таким образом, приходится по несколько раз прогуливаться по уже изученным локациям. Ограниченность и однообразие уровней здесь возмещается флешбеками, в которых события происходят в других местах. Кроме того, иногда нам представляется возможность поуправлять и другими персонажами, например небезызвестным Крисом Редфилдом. Повествование стилизовано под сериал: каждый эпизод поочередно рассказывает истории разных групп персонажей. А в начале новой главы можно посмотреть краткое содержание предыдущих серий. Особого смысла в таком стилистическом приеме нет, но он удобен, если вы прервали процесс прохождения на длительное время.
Смешанное чувство жалости и страха
Так произошло ли возрождение серии? Смогла ли Resident Evil обратиться к истокам, к тому неповторимому и действительно пугающему хоррору, о котором нынче лишь рассказывают байки древние «олдфаги»? Будем честны — несмотря на реставрацию отдельных сторон серии, в целом Revelations далека от оригинала. Игра не столько пугает, сколько держит в нервном напряжении. Конечно, здесь есть неожиданно выскакивающие из-за угла враги, темные комнаты и пронзительные звуки. Тем не менее по-настоящему заставить ужаснуться Revelations удается не очень часто.
Вместо классических зомби воевать мы будем с зараженными вирусом тварями, внешне напоминающими обитателей городка Сайлент Хилл. Монстры, медленно надвигающиеся на игрока, вызывают скорее легкое чувство паники. И проблема не в ужасающем внешнем виде зараженных (их облик порой вызывает недоумение и даже улыбку) — эти огромные кучи органических тканей крайне живучи. Коридоры на уровнях очень узкие, скорость передвижения главных героев не сильно превосходит таковую у противников, из-за чего в битве с двумя-тремя тварями избежать «интимной» близости с ними просто невозможно. Ты отстреливаешь магазин патронов в одного монстра, а в это время второй вплотную подбирается к тебе, пока вынужденная перезарядка съедает столь дорогие в данный момент секунды. Здесь есть возможность увернуться от атаки, вовремя среагировав на нее, но непосредственный контакт с нелицеприятными существами все же заставляет поерзать на стуле.
Однако со временем привыкаешь к подобным ситуациям. Повадки монстров становятся предсказуемыми, в арсенале появляются гранаты, уничтожающие врагов пачками, а бесполезные в бою напарники все же оказывают психологическую поддержку своим присутствием. И если в начале игры столкновение с каждой тварью было настоящим событием, то на более поздних этапах демки от боевой части Revelations возникают примерно те же впечатления, что и от кооператива Dead Space 3. Представители бестиария уже не пугают поодиночке, а грубой толпой наваливаются в каждой комнате.
Большие боссы
Редкие моменты, действительно вызывающие бурные эмоции, — это битвы с местными «боссами». Например, мутировавший в огромного толстого монстра член команды корабля способен разрешить все наши жизненные проблемы одним ударом. Приходится бегать от мерзавца в ограниченном пространстве, при этом успевая стрелять в баллоны с газом, мимо которых он проходит. Ситуацию усугубляют десятки неустанно «респаунящихся» рядовых монстров. Подобные испытания превращаются в настоящее хардкорное выживание, напрягающее до максимума нервную систему. Если из них и выходишь живым, то лишь с пустыми магазинами.
Схватки с «боссами» — единственные эпизоды игры, в которых действительно страдаешь от дефицита боеприпасов. Конечно, если вы не ставите своей целью перебить всех местных воробьев и хотя бы изредка выцеливаете слабые места на теле недоброжелателей. Патроны щедро разбросаны по локациям. Мы можем носить с собой одновременно три оружия — этого более чем достаточно, чтобы дело не дошло до рукопашной.
Правда, для нахождения боеприпасов нужно постоянно выполнять одну муторную процедуру. Разработчики «разнообразили» игровой процесс введением так называемого Genesis Scanner — прибора для обнаружения скрытых предметов. Просканировав, казалось бы, пустое помещение, мы найдем в нем множество всяких полезных плюшек, вроде тех же патронов, лечебных растений и модификаторов оружия, улучшающих урон, скорострельность или емкость магазина. Более того, исследуя тела тварей, мы также получаем награды. Процесс сканирования скучноват, однако, уделяя ему достаточно внимания, можно полностью забыть о нехватке жизненно важных ресурсов. В общем, если хотите страдать, как страдали в первой части, — просто забудьте про этот сканер.
Что касается головоломок, то они здесь представлены скорее для галочки. Большинство из них решается в течение минуты. Собрать из монет разного номинала определенное число или «распутать» электросхему — в местных загадках нет ни вызова, ни оригинальности.
В итоге мы можем констатировать: у Capcom не получилось возродить дух оригинальной Resident Evil. А был ли смысл рассчитывать на подобное? Выбирая между парой-тройкой плачущих «олдфагов» и мириадами современных геймеров, какой разработчик будет ориентироваться на первых? Тенденция и логика развития игропрома задается желанием большинства, а полностью угодить всем просто невозможно. Эволюция или деградация — каждый решает сам. Однако Revelations все же получается добротной игрой с интригующим сюжетом и напряженным геймплеем.