Risen
Отчет с показа
Компания «Новый диск» не так давно устраивала закрытый показ своих проектов. Презентация длилась несколько часов, и главным событием вечера стала демонстрация одной из самых ожидаемых RPG года – Risen. Мы там были, ничего не пили, в проект играли, и вот, что хотим рассказать.
Предыстория
Если вы не пристально следите за игровой индустрией, то мы вам вкратце напомним, что первые две части серии «Готика» были великолепны. Мы их любим, перепроходим, а потом еще долго-долго вспоминаем. Третья часть оказалась забагованным проходнячком, где монстры первого уровня – кабаны – правили миром. После столь сурового провала JoWooD Productions сошлась в святой битве с Piranha Bytes, и по итогам ссоры разработчик остался без прав на серию.
Основатели мира расстроились, сказали, что во всех бедах виноваты не они, а злые продюсеры, бюрократы и мировое зло, и что если бы им дали шанс, то они бы всем показали, кто умеет делать отличные ролевки. Но издатель уже передал права и готовился выпустить главную дрянь года - Gothic 3: Forsaken Gods. Тут Piranha Bytes и решили, что настоящую «Готику» они все равно сделают, вот только называться она теперь будет Risen.
Пагубность процесса
Серия Gothic поражала не боями, не интересной ролевой системой и даже не красотой мира. На первый план выходил сюжет и то, как мы по нему двигались. Помните, как приходилось искать гильдию воров во второй части? Все на нее жалуются, сулят хорошую награду за поимку, рассказывают о том, что это жулье сумело украсть. Мы распутываем историю, находим новые факты, а потом и само логово. Причем квест совершенно вторичный, но он позволяет нам настолько сильно почувствовать мир, что во многих играх и сюжетная линия не передает такие эмоции.
Каждый клочок мира «Готики» значим. Если где-то виднеется кровь, то рано или поздно мы узнаем, почему она здесь. Если в горах есть пещера, то гоблины там не просто так сидят, сюжет нас обязательно к ним приведет. Пускай не основной квест и даже не тот, который сулит большую награду. Но зачем-то мы обязательно здесь окажемся. В этом принципиальное различие с The Elder Scrolls, где территории огромны, но большая их часть нужна только для путешествий...
Чтобы понять «Готику», ее надо хотя бы пройти на четверть. До этого она – закрытая книга. И вот на презентации нас стремительно ведут по разным локациям, быстро рассказывают о нововведениях, о сюжете, герое... За это время понять, будет ли Risen похожа на старушку-прародительницу – очень сложно. Однако даже тридцать минут показа уже вселили надежду. Повеяло чем-то знакомым, и я вспомнил былое...
В четвертый раз сначала...
Перенести героя из «Готики» в Risen без проблем с авторским правом было очень просто. Как звали нашего персонажа в прошлых играх? А никак, великий Безымянный. У всех есть имена, а у него нет. Сюжет, кстати, тоже начинается довольно стандартно. Произошла катастрофа (утонул корабль), мы едва остались живы, находимся неизвестно где, и нас ждет неизвестно что.
Первые минуты игры – вводные, обучение. Правда, в этот раз о мире нам будет рассказывать не какой-нибудь старый-великий-маг, а симпатичная девушка, вручившая герою большую дубину. Разработчики, демонстрировавшие проект, сказали, что мы не будем отвлекаться на любование пляжем, а сразу побежим драться. На море, мол, поглядим потом.
Герой мирно шагал вперед, я силился разглядеть местность, и тут внезапно на нас напал новый супермонстр – дикобраз. Случилась та же неприятность, что и с кабанами. Зверь так резво бил нас носом, что персонаж просто не успевал даже матом выругаться. Просто отскакивал в сторону и издавал что-то вроде «ой!». Демиурги засуетились и быстро наказали негодное животное ударом из консоли. После этого они предложили загрузиться с другого места и поговорить о сюжете.
Безымянный мгновенно оказался в лагере мятежников возле огромной пещеры. «У нас вновь несколько сторон конфликта», – говорит один из разработчиков. Причем, насколько я понял, отчасти они будут напоминать тех, что жили во второй «Готике». Так здешние бандиты очень уж напоминают наемников Онара, даже модели брони чуть ли не те же.
Итак, что же все-таки произошло, и во что вновь готов вляпаться главный герой? Однажды на острове начали появляться загадочные руины. Причем не две-три штучки, а сразу много и везде. Это, разумеется, привлекло внимание кого только можно: короля, бандитов, священников, змей, крокодилов и всякой нечисти в округе. Но если зверье, в общем-то, быстро перестало интересоваться невесть откуда взявшимися склепами, то вот люди решили, что это – вещь очень важная, и им необходимо ее контролировать.
Инквизиция приплыла на остров по поручению короля и теперь стремится понять природу происхождения этих загадочных объектов. Она запрещает кому-либо приближаться к ним и жестоко наказывает всех, кто пытается ей помешать.
Мятежники плевали на все запреты мрачных стариков и с удовольствием грабят руины, убивают инквизиторов, пьют и дебоширят. Эти две фракции постоянно нападают друг на друга и очень уж хотят использовать героя в своих целях. Будто бы они заранее знают, что именно он, один из тысячи человек на острове, и способен вершить судьбы мира.
Третья сторона напоминает нейтралов – это маги. Разработчики сказали, что они – сюрприз и тайна, поэтому говорить о них не будут. Однако стало понятно, что если мы все-таки примкнем к волшебникам, то ни мятежники, ни посланники короля уже не захотят с нами дружить. Что ж, ждем релиза, загадывать здесь сложно (кстати, объявлена дата выхода – 2 октября).
Он против всех
Познакомив нас с историей, мужи из Piranha Bytes вновь вышли в меню и загрузили следующее заготовленное сохранение. Через секунду Безымянный стоял в паладинских доспехах с явным желанием рубить головы своим большущим мечом.
Бой со времен второй и третьей частей «Готики» сильно изменился. Больше нет унылых тычков во врага и тупой долбежки по одной и той же клавише. Разработчики сказали, что теперь сражения станут гораздо веселее, тем более, за ними мы проведем большую часть игрового времени.
Поскольку поуправлять персонажем нам не дали, то и понять, насколько интереснее стало махать мечом – сложно. Но точно можем сказать, что бой стал красивее. Герой порой вытворяет пируэты с мечом не хуже, чем ведьмак Геральт.
Еще сильнее изменилась магия. Теперь она действительно разнообразная и интересная. Так при нас демиурги заморозили одного из противников, потом призвали скелета и вместе с ним побежали разбираться с обездвиженным недругом.
В следующем сохранении Безымянный уже кидался огненными шарами. Разработчики были настолько увлечены процессом истребления живности, что толком и не объяснили нам, будут ли разные школы магии перекрывать друг друга. Вроде бы на развитие определенной линейки заклинаний тратятся очки опыта, и если мы хотим получить абсолютно все навыки, то можем либо дальше хотеть, либо читерить. Иначе же придется выбирать.
Однако на цепочке холод-огонь волшебство не заканчивается. Есть магия призыва, вроде, что-то из электричества, телекинез, а также любопытное заклинание левитации. Герой садится в позу лотоса, начинает медитировать и потихоньку отрывается от земли. Нам по секрету сказали, что в некоторые места можно будет попасть, только воспарив. Так что, господа вояки, вам не увидеть игру полностью. Хотя, может, и маг не сможет где-то оказаться? В общем, ситуация для «Готик» классическая. За раз пройти все невозможно.
Остались и полюбившиеся многим превращения в зверей. Нам показали, как герой бегает в образе маленькой мышки. В таком виде нас не трогали дикие звери, и мы легко забежали в какую-то нору. Вот только не совсем понятно, зачем...
Живой мирок
Кстати, нам обещают отличную симуляцию жизни зверей. Мол, ночью они охотятся, днем спят. Если кто-то занят растерзанием добычи, то он может и не заметить героя. Но это все настолько старая песня, что даже как-то рассуждать не хочется. Ну будет, ну хорошо. Не за это, совсем не за это мы любим «Готики».
Зато когда мы наконец-то попали в портовый городок, я чуть не прослезился. Тут все так же, как было и раньше. Персонажи выполняют ровно те же действия, что и во второй части... Кто-то точит меч, кто-то сидит на лавке и покуривает, все граждане готовы разговаривать с нами, и я даже услышал чуть ли не родной немецкий язык (так случилось, что «Готику» я проходил с оригинальной озвучкой). Безымянный влез в драку, его избили и обобрали, но не прикончили. Все это настолько знакомо, все настолько свое...
И в эту секунду стало ясно, что Piranha Bytes не могут сделать плохой проект. Gothic 3 провалилась, да, но именно поэтому в этот раз у разработчиков все получится. Не способны люди, подарившие нам столь сильные RPG, скатиться до уровня халтуры и серых поделок. Они нас поразят и возьмут за душу. Будьте уверены, так и случится. Я ни секунды не сомневаюсь. Они обязаны это сделать. Обязаны.