Sam & Max: The Devil's Playhouse
Обзор
Возникла тут в последнее время некая всеобщая мода, чтобы не сказать тенденция: подавать пищу для ума маленькими, сверхмаленькими и даже микроскопическими порциями. Все популярнее становятся короткометражки, короткостранички и мини-коротко-совсем-на-один-зуб-игры. В чем-то оно и понятно — постоянная нехватка времени вкупе с информационной перегрузкой вынуждают современного человека стремиться к «отдыху по-быстренькому». И желательно, чтобы по-легонькому, не особенно напрягая и без того уставший за день мозг.
Господа из Telltale Games вовремя уловили дыхание времени и блестяще приспособились к запросам общества. От раза к разу их адвенчурные эпизоды становятся все миниатюрнее. Если главы Wallace and Gromit’s Grand Adventures или Tales of Monkey Island казались нам небольшими, а серии Sam & Max до третьего сезона — совсем маленькими, то Sam & Max: The Devil's Playhouse Episode 1: The Penal Zone выглядит еще скромнее.
Не думай о белой обезьяне
За два сезона Telltale-овских штудий на тему Sam & Max мы уже привыкли к формату «интерактивный мультфильм». Так что вряд ли The Penal Zone станет сюрпризом: здесь тоже мало что придется делать самостоятельно. В основном — смотреть, слушать и наслаждаться. И только между делом изредка подобрать какой-нибудь плохо лежащий предмет.
Не то чтобы этот способ… кхм… игры особенно напрягал. Сюжет без меры абсурден, реплики героев по-прежнему восхитительны в своей бредовости, персонажи все так же колоритны. С большей частью NPC мы уже знакомы по предыдущим эпизодам, но есть и новичок — злодейский белый горилл под кодовым названием генерал Сканкейп (Skunkape). Или Сканкепи. Каждый персонаж выговаривает его имя на свой манер.
Обезьян — межгалактический преступник, и прибыл он на Землю, чтобы творить всякое зло. Ближайшие планы негодяя — вполне в русле традиций: собрать магические артефакты — «игрушки силы» — а потом уничтожить город, где живут Сэм и Макс. Само собой, сладкая парочка вольных детективов должна помешать примату воплотить в жизнь столь жуткий план. Героям помогают инопланетный зеленый мозг в баночке и новые сверхспособности Макса (привет людям-Х и прочим супергероям). Так уж получается, что искомые предметы первым делом попадают в лапы кролика. В результате наш маленький друг получает разные полезные умения: предвидение ближайшего будущего, телепортация, телекинез и тому подобные фокусы. А что, пригодится в быту.
На первый взгляд сценарная канва предельно проста и не то чтобы очень нова. Вся прелесть — в мелочах, без которых бренд Sam & Max не был бы так популярен.
Начнем с конца…
Ведь именно такой способ подачи сюжета избрали разработчики. Сначала мы наблюдаем, как Сэм и Макс побеждают обезьяногенерала и упекают его в космическую тюрьму. И только потом возвращаемся назад, к самому истоку событий, где горилл все еще спокойно бродит на свободе. Кстати, экскурсы в будущее нам придется совершать постоянно. Как правило, магический дар предвидения показывает кролику момент локального триумфа, то есть развязку каждой мини-коллизии. А затем, выполнив несколько простых заданий, мы приходим к этому же событию уже в реальном времени. Необычно, согласитесь.
На сегодняшний день Сэм и Макс — еще не старички, но уже очень заслуженные ветераны. Их совместная история началась в 1987 году с комиксов Sam & Max: Freelance Police. В игровое пространство герои попали пять лет спустя. Легендарная адвенчура Sam & Max Hit the Road от не менее легендарной LucasArts оказалась бестселлером, стала классикой, заняла место в пантеоне и совершила все прочие вещи, которые в то время любили делать классные квесты с квестолюбивой общественностью.
Первый выпуск Sam & Max в эпизодах состоялся в 2006 году. Уже тогда разработчики из Telltale Games уверенно взяли дело в свои руки. Собака и кролик «приоделись» в 3D, но по духу остались такими же абсурдными детективами из бредового мира, какими их знали и любили раньше.
Впрочем, не везде и не всегда Telltale удается удивить искушенного игрока. Когда Макс, убеждая папашу Стинки в том, что горилла — зло, приводит аргумент «Он даже не человек!» — это забавно. Или когда все тот же дедуля Стинки признается в своей жуткой ненависти к NPC. Однако триста раз повторенная всеми персонажами шутка на тему «ох, вы опять будете задавать вопросы, куда же без этого в адвенчуре» перестает вдохновлять уже после второго употребления. Нет, мы понимаем, на самом деле даже приятно постоянно ощущать в игровой атмосфере эдакую легкую самоиронию от разработчиков, но к чему такой явный перебор?
Мультик? Мультик
Примерно такая же ситуация и с активными действиями. Мы готовы смириться с детской легкостью задач. Однако в сто первый раз выполнять квест «поменяй одну штуку на другую и получи взамен третью» — неинтересно. Особенно когда мы с самого начала точно знаем, кому и что нужно отнести. Вот пример: вредный дедок не отдает демонический бульон, возлагая на него необоснованные финансовые надежды. В то же время Сэму совершенно случайно достается ваучер на специальное путешествие для кротолюдей. И надо же, какое совпадение — среди наших знакомых есть всего один кроточеловек, который к тому же недавно купил лотерейный билет. Кстати, благодаря максовому предвидению мы узнаем, что именно этот билет и станет счастливым в текущем розыгрыше. В общем, Волга впадает в Каспийское море — трудно не догадаться, что здесь нужно сделать.
Зато игры со способностями кролика доставляют гораздо больше приятностей. Использовать артефакты приходится довольно часто, причем нам позволяют попробовать не только нужные для прохождения варианты, но и несколько «побочных» — так, для пущего веселья. Скажем, читать мысли инопланетного мозга, в принципе, бессмысленно. Но интересно же попробовать! Да и вообще вокруг нас постоянно находится куча бесполезных для прогресса предметов, которые тем не менее стоит осмотреть ради сэмско-максовских комментариев.
Наверное, Telltale придется очень хорошо постараться, чтобы создать плохую игру. Пока что у них не получилось. Да, третий сезон Sam & Max начался, пожалуй, не совсем удачно, если сравнивать с другими творениями студии. Да, Wallace and Gromit глубже и изящнее, а Monkey Island гармоничнее. Но все равно The Penal Zone остается в рубрике «новые старые добрые адвенчуры», раздел «хорошие игры», каталог «cтоит попробовать», издание 2010-го года.
Плюсы: традиционный абсурдный юмор; атмосфера всеобщего бреда; забавные фокусы со сверхспособностями.
Минусы: некоторая шаблонность ситуаций; чрезмерно легкие задачи; повторы шуток.