Shenmue I & II
Обзор
Shenmue I & II — не полноценные ремастеры и не ремейки. Это те же игры, но с поддержкой разрешения 16:9. Какие-то незначительные нововведения в этих версиях можно увидеть, но в целом проекты практически ничем не отличаются от того, что много лет назад выходило на Dreamcast. И для кого-то это станет огромным плюсом (в том числе для ностальгирующих фанатов), а кого-то отпугнёт — после современных игр, с маркерами, подробно расписанными квестами и RPG-элементами, полноценно насладиться историей юноши по имени Рё может быть непросто.
Лучше не опаздывать
По понятным причинам первая часть сохранилась хуже второй, но даже сегодня легко понять, за что эта серия так полюбилась множеству игроков. Одна из главных её особенностей заключается в том, что открытый мир здесь живёт своей жизнью. Магазины открываются днём и закрываются вечером, торгаши ранним утром медленно подходят к своим ларькам и встают около них, таблички на дверях сменяются в зависимости от часов работы каждого конкретного заведения. Даже автобусы ездят по расписанию, которое висит на остановке.
Но в оригинальной Shenmue никак нельзя перемотать время, и этот недостаток трудно игнорировать. Простой пример. Вас попросили вернуться в магазин в начале следующего дня, чтобы встретиться с каким-то человеком, и вы отправились домой спать. Наутро проснулись, пошли в нужное место, обменялись с собеседником парой фраз, а он рекомендует пообщаться с другим персонажем. Но тот появляется в городе лишь ближе к ночи и сидит в баре, других способов поговорить с ним нет. Надо либо стоять на месте около получаса, либо убивать время в аркадных автоматах или заниматься чем-то ещё.
И это можно считать как серьёзным недочётом, так и весомым достоинством. В современных играх мы бегаем от точки к точке или берём автомобиль и не стоим на остановках в ожидании автобусов. А здесь — виртуальная жизнь, необходимость почувствовать себя горожанином, а не слоняющимся от одного маркера к другому болванчиком. Тут редко дают чёткие указания, все свои шаги Рё записывает в блокноте, почти после каждого абзаца используя новую страницу, и даже мини-карты нет. Для фанатов Yakuza последнее наверняка не будет проблемой — если Камурочо они запомнили как свои пять пальцев, то в куда более мелких локациях ориентироваться начнут ещё быстрее.
О Yakuza во время прохождения Shenmue вспоминаешь постоянно, но на самом деле общего между ними очень мало. Приключения Кирю переполнены драмой, разговорами на повышенных тонах, абсурдными драками с размахивающим велосипедами главным героем, смешными побочными заданиями с нелепыми ситуациями. Shenmue же гораздо приземлённее — она рассказывает о жизни простого парня, отец которого умирает у него на руках после визита загадочного мужчины. И после этого Рё Хадзуки отправляется мстить, но доберётся он до обидчика далеко не сразу.
Ни для кого не секрет, что история Shenmue не была закончена. Её создатель Ю Судзуки (Yu Suzuki) планировал растянуть сюжет на несколько игр, но из-за гигантского по тем временам бюджета и незавидной судьбы Sega Dreamcast о Рё пришлось забыть почти на два десятка лет. Но даже с учётом этого следить за событиями что в первой части, что во второй увлекательно. Если сам Рё далеко не такой харизматичный, как Кадзума Кирю, то жители посещаемых им районов оказываются приятными собеседниками. То бабушка попросит найти дом, потому что плохо видит, то парню нужно помочь поправить вывеску, которая постоянно криво висит. Вечно танцующий и нелепо выглядящий продавец хот-догов Том тоже запоминается надолго.
Простой житель
В отличие от «Якудзы», здесь нет необходимости драться с хулиганами на каждом шагу, зато нужно много общаться с жителями и выуживать информацию. В первой части в диалогах отсутствует возможность выбора реплик — Рё лишь подходит в каждому горожанину и задаёт ему вопрос в зависимости от своей следующей цели. И собеседник может просто назвать улицу или заведение, предлагая вам самостоятельно искать конкретное место. Фанаты серии легко во всём этом разберутся, а новичкам желательно сразу понять, что быстро здесь ничего не происходит. Если не сверяться с прохождением, то бегать от одного человека к другому, изучать вывески и запоминать названия придётся часто.
И в этом прелесть Shenmue — других подобных приключений практически нет. Она не предлагает огромное разнообразие мини-игр с хостесс-барами и караоке, но способы развлечься в ней есть. И в классическую Space Harrier зачастую играешь не потому, что захотелось, а потому, что надо чем-то себя занять в ожидании вечера.
Мини-игр довольно много — помимо древних релизов Sega (часть из которых встречается и в Yakuza) можно испытать удачу в автоматах с игрушками, сыграть партию в дартс или в QTE Title, где необходимо вовремя нажимать на показанные на экране кнопки. А можно заняться исследованием окружения и наткнуться на какого-то интересного персонажа и выполнить чьё-то поручение.
Если в Yakuza многие проблемы решаются кулаками, то Рё вступать в схватки придётся довольно редко. Зачастую экшен-сцены сопровождаются QTE — Shenmue стала одной из первых игр, в которых эта механика вплетена в повествование. Для удобства все кнопки были перерисованы, а если вы ошиблись и нажали на X вместо «круга», игра даст ещё один шанс. Но одними лишь QTE дело не ограничивается — иногда герою придётся демонстрировать своё владение боевыми искусствами, используя несколько разнообразных приёмов и изучая новые по мере прохождения. Если вы играли в Virtua Fighter, то примерно понимаете, как здесь выглядят драки. Они не самые зрелищные, но и не похожи на сражения беспомощных «деревяшек».
Сохранение из первой части предлагают перенести во вторую — в таком случае изученные приёмы, заработанные деньги и пара других бонусов станут доступны в сиквеле. В продолжении разработчики внесли несколько важных изменений, в том числе дали возможность обзавестись картой каждого региона, на которой даже позволяют ставить метки. А главное, отныне можно перематывать время, чего порой так не хватало в предшественнице.
Масштабы тоже изменились — локации стали значительно крупнее, а потому и развлечений здесь больше. Одна из моих любимых мини-игр называется Lucky Hit — в ней вертикально поставленная доска усыпана булавками, и положенный сверху шарик должен упасть либо в выигрышную, либо в проигрышную ячейку, отскакивая от булавок в разные стороны во время падения. Рё, который по приезде в Гонконг лишится всех своих денег, придётся искать работу и таскать ящики или помогать торговцам. Shenmue II осталась таким же меланхоличным симулятором жизни, как и первая часть, предложив в то же время более динамичные экшен-эпизоды. И оторваться от неё так же трудно.
Несмотря на преклонный возраст, выглядят обе Shenmue достойно. Sega не стала перерисовывать текстуры и модели, но это и к лучшему — игры не растеряли своего шарма. Ролики воспроизводятся с рамками, причём в первой части они видны лишь по бокам, а во второй расположены со всех сторон. Зато во время игрового процесса никаких рамок нет. Кадровую частоту тоже не изменили — по техническим причинам 30 fps придётся наблюдать даже владельцам персональных компьютеров. Интерфейс был перерисован, шрифты легко читаются, а загрузки происходят практически мгновенно, о чём владельцы Dreamcast могли лишь мечтать. Вдобавок сохраняться можно в любой момент — через меню.
А вот над звуком Sega вообще никак не поработала — диалоги как были записаны в жутком качестве в оригинальных версиях, так и остались приглушёнными. Нельзя сказать, что это слишком уж портит впечатление, но каждая произнесённая реплика напоминает о возрасте этих игр. Зато управление слегка улучшили — оно по-прежнему «танковое» и далеко не такое удобное, как в Yakuza, но терпимое.
Переиздания Shenmue на актуальных платформах — лучший способ познакомиться с классическими приключениями, влюбившими в себя миллионы фанатов. Во многом игры остались архаичными, и далеко не каждый современный пользователь сможет закрыть глаза на их недостатки. Но в них нет ничего такого, что было бы невозможно пережить, зато есть замечательная история, ни с чем не сравнимая атмосфера и во многом уникальный геймплей. Да и народные умельцы наверняка поправят какие-то недочёты PC-версии — им этим заниматься не впервой. Хотя и в нынешнем виде обе Shenmue способны подарить десятки незабываемых часов.
Плюсы: внимание к деталям и проработка виртуальных миров не перестают удивлять даже сегодня; уникальная атмосфера и геймплей, у которого практически нет аналогов; поддержка широкоформатных разрешений и другие приятные нововведения, в том числе возможность сохраняться в любой момент.
Минусы: графика, что ни говори, выглядит порой слишком несовременно; жуткое качество звука; в первой части не хватает возможности перематывать время.