Sherlock Holmes: Crimes & Punishments

Жанр Квест
Платформа PS4
Издатель Focus Home
Разработчик Frogwares
Язык Русский
Возраст 16+
Игроки 1
Дата выхода 22.10.2014

Обзор

Очередную игру про самого знаменитого сыщика в истории франко-украинская студия Frogwares делала в условиях, когда на телевидении с успехом идет сериал «Шерлок», а среди игр особой популярностью пользуются сериалы от Telltale Games, предлагающие нам принимать важные решения. Какие выводы должна была сделать Frogwares? Все правильно: она придумала свой сериал «Шерлок» и заставила Холмса принимать важные решения — только все это в рамках одной игры.

Идентификация Холмса

Игры про Шерлока Холмса и его друга доктора Ватсона от Frogwares всегда стремились выйти за рамки классических квестов. Возможность, как в какой-нибудь RPG, свободно бегать по улицам Лондона с видом из глаз, шикарная графика и лицевая анимация, свойственные скорее дорогим экшенам, чем квестам, голливудские ролики на движке, яркие истории, сталкивающие Шерлока то с Арсеном Люпеном, то с Джеком Потрошителем, — эти игры всегда претендовали на лавры эффектного интерактивного кино.

Но им всегда что-то мешало. Где-то авторы так и не решались полностью избавиться от условностей и штампов жанра, явно перебарщивали с пазлами, пришитыми к истории белыми нитками. Где-то им не хватало чувства меры: сценаристы, пытаясь шокировать и увлечь, придумывали какие-то нелепости. Вспомните, например, как в The Testament of Sherlock Holmes нас заставляли играть за собаку, помогающую Шерлоку открывать двери.

К слову, The Testament of Sherlock Holmes, вышедшая в 2012-м году, казалось, станет последней «фрогвэровской» игрой про великого мастера дедукции. Там авторы вроде бы уже исчерпали тему: придумали сюжет, логично завершающий всю эту эпопею, дали свободу действий доктору Ватсону, ввели побочные задания и даже колесо диалогов, предлагающее выбирать, как — по-хорошему или по-плохому — вести себя с подозреваемыми. Уровень с собачкой опять же. После такого, казалось, игра либо окончательно свалится в балаган с элементами ролевой игры и квеста, либо вернется к классическим корням. Либо Frogwares наконец-то займется чем-нибудь новеньким. Но, как оказалось, девелоперы все-таки решили дожать тему Шерлока. И наконец преуспели в этом — без всяких оговорок.

Sherlock Holmes: Crimes & Punishments начинается так, что мы сразу вспоминаем фильмы Гая Ричи (Guy Ritchie) с Робертом Дауни-младшим (Robert Downey Jr.) в роли знаменитого сыщика: Шерлок у себя дома, прямо в комнате, с завязанными глазами палит из револьвера по вазам. Ватсон, как в каком-нибудь шутере, перебегает от одного укрытия к другому, чтобы добраться до своего не совсем адекватного друга и остановить его. Еще через минуту вспоминаем уже телесериал «Шерлок»: Холмс стоит с завязанными глазами, слышит, что кто-то входит, и начинает думать, кто это может быть, а мысли его при этом отображаются всплывающим текстом на экране.

Таким образом авторы сразу задают киношный тон и ритм происходящему. И подтверждают его самой структурой повествования — новая игра Frogwares разбита на отдельные серии-расследования. А между ними общий сквозной сюжет обозначен лишь тонкими штрихами и полунамеками. Причем, как и в британском «Шерлоке», эта общая линия выстраивается вокруг отношений Холмса с Ватсоном и своим влиятельным братом Майкрофтом, а также вокруг вредных привычек знаменитого сыщика.

Понятно, что разработчики в какой-то мере пытаются использовать успех телесериала в своих целях. Но, согласитесь, лучше заимствовать хорошие наработки и ориентироваться на удачные примеры, чем заставлять нас играть за собаку!

Динамичный детектив

Главное, что сами истории получились оригинальными и интересными. Мы расследуем жестокое убийство бывшего моряка, которого в собственном доме пригвоздили к стене гарпуном, ищем следы исчезнувшего поезда, ловим убийц, зарезавших известного аристократа и археолога прямо в шикарных лондонских банях. Свой знаменитый дедуктивный метод Шерлок Холмс демонстрирует на темных лондонских улицах и среди китайских пагод, на развалинах античных храмов и на пригородных железнодорожных станциях.

Формат этакого сериала внутри игры оказался для Frogwares настоящим спасением. Раньше сценаристы студии, силясь придумать единый сюжет, зачастую не выдерживали собственного ритма: повествование местами провисало, местами вызывало улыбку или чувство недоумения. Теперь все иначе: мы получили достаточно короткие, киношные истории со множеством подозреваемых, которые просто не успевают наскучить.

Соответственно, изменился и игровой процесс. То есть внешне все вроде бы то же самое: собираем документы, прочесываем локации в поисках активных точек, находим нужные предметы, общаемся, периодически решаем какие-то головоломки. Но, во-первых, акцент все-таки больше сделан на саму историю, на динамику и общение — пазлов меньше, они проще и логичнее привязаны к происходящему. Во-вторых, в арсенале Шерлока появились новые способности. Он может включать режим суперзрения, чтобы найти не видимые обычным глазом следы или предметы, и использовать собственное воображение, дабы реконструировать какие-то события из прошлого — это тоже отдельный пазл, и он обеспечивает еще больше зрелища, подчеркивая гениальность главного героя.

Наконец, на динамику работают аркадные и экшен-вставки: вот Шерлок, как в шутере, прицеливается и метает гарпун в свиную тушу, вот Ватсон в рапиде стреляет в чилийца и спасает жизнь своему знаменитому другу. А еще есть мини-игры вроде армрестлинга с пьяным матросом в кабаке. В такой ситуации застрять где-то надолго или банально заскучать практически невозможно — все здесь сделано ради истории, ради самого детектива, а не ради процесса решения каких-то отвлеченных пазлов.

Шерлок Холмс и моральный выбор

Однако главное, что обеспечивает успех Sherlock Holmes: Crimes & Punishments, — это появление вариативности. Определенная нелинейность была и в прошлых квестах Frogwares, но здесь она вышла на совершенно новый уровень. Помните, как раньше было: мы проводили расследование, собирали улики, факты и свидетельства, а потом в отдельной таблице расставляли их в верной последовательности, чтобы прийти к правильному выводу. Иначе — начинай сначала!

Теперь режим дедукции устроен по-другому. Как мы уже сказали, в каждой истории есть несколько подозреваемых со своими мотивами. Мы на отдельном экране выстраиваем разные логические цепочки. Причем многие факты предполагают разное толкование: чтобы метнуть гарпун и пригвоздить человека к стене, нужна только сила или достаточно простой удачи? Поезд исчез, но был ли он взорван в шахтах или утоплен в реке? В зависимости от того, какой выбор мы делаем, меняются логические цепочки, и в итоге они приводят к разным выводам.

В убийстве бывшего моряка можно обвинить сына обанкротившегося банкира, садовника или того, кто с этим моряком когда-то вместе плавал. Или это сделали сын банкира в сговоре с садовником? А потом еще нужно решить, как с виновным поступить: отдать под суд или, например, отпустить с богом, войдя в его положение. Или позволить вмешаться Майкрофту, чтобы тот не дал разгореться политическому или международному скандалу из-за наших обвинений. Игра ничего не навязывает, разрешая сделать свой выбор. В конце каждого дела на отдельном экране можно проверить, насколько вы были правы и какой процент игроков поступил так же. Впоследствии вы увидите отголоски некоторых принятых решений. А увидев, вполне вероятно, захотите переиграть какие-то отдельные серии-расследования.

Frogwares наконец-то нашла свою формулу идеальной игры про Шерлока Холмса. Авторы много экспериментировали, где-то отчаянно держались за жанровые условности, где-то, наоборот, слишком резво выскакивали за их пределы. Но в итоге оказалось, что для счастья игрокам нужен динамичный интерактивный сериал, где они пробуют себя в роли великого сыщика и сами решают, кто виноват в преступлениях и какие наказания он за это понесет.

Плюсы: интересные и динамичные истории; возможность лично принимать решения; симпатичная графика; реалистичная лицевая анимация; обилие разнообразных локаций и персонажей; новые интересные возможности в арсенале великого сыщика.

Минусы: иногда необходимость постоянно перемещаться между одними и теми же локациями утомляет.

Зловещая история об оживших куклах, аниматрониках и ещё более жутких существах.
Побеждайте автоматически созданные боевые корабли в этой обновленной классической игре shoot em up от Кенты Чо.
Erra: Exordium – приключенческий 2D экшн в сеттинге Дизельпанка. Исследуйте мир, основанный на шумеро-аккадской мифологии.
1-2-Word Search — это классическая игра-головоломка с поиском слов с элементами TreeFall!
SCREEN — это динамичная однокнопочная игра.
Сразитесь с друзьями и семьей в динамичной игре для вечеринок в открытом космосе
Будьте инструктором по подготовке!
Никогда не позволяйте своему свету погаснуть.
Проверьте себя на прочность в категориях MotoGP, Moto2 и Moto3 в увлекательных кампаниях сезона 2024 года.
Двухмерный самурайский файтинг, где одного удара достаточно, чтобы убить.