SteamWorld Heist 2
Обзор стимпанковой приключенческой тактики
Серия SteamWorld уникальна. Её события разворачиваются в одной стимпанковой вселенной, где после войны с людьми роботы (тут их называют стимботами) сформировали свою цивилизацию, но в каждой игре меняются герои, место действия и жанр. Всё началось в 2010 году с tower defense, потом были метроидвания, пошаговая тактика, коллекционная карточная RPG и градостроительный симулятор с нотками dungeon crawler. SteamWorld Heist II -сиквел пошаговой тактики, но место действия кардинально поменялось — с космических кораблей мы пересели на подлодку.
И снова водный кризис
Как и в первой части, сюжет сиквела закручен вокруг воды, на которой работают все стимботы в этой паровой вселенной. Но если там мы испытывали дефицит и летали в поисках H₂O между обитаемыми осколками, на которые разлетелась Земля, то здесь действие происходит на одном из этих осколков. Вода оказалась заражена болячкой под названием Ржавчина, смертельной для роботов.
Главный герой, капитан Ливэй, должен не только ответить на два классических вопроса, кто виноват и что делать, но и решить проблему. Попутно он хочет доказать, что достоин своей знаменитой матери, всеобщей любимицы и героини, на корабле которой мы и плаваем.
Есть в этой истории и мистика, связанная с загадочным артефактом, добытым как раз матерью, — в какой-то момент он оживает и начинает общаться с капитаном, а потом выясняется, что за этим артефактом охотятся крайне неприятные особы.
Кроме того, нам противостоят «флотские» — королевская армия, которая вроде как гоняется за контрабандистами, но на самом деле приватизирует воду, устанавливает свои порядки и наживается на этом. Есть ещё «гремучники» — местная нежить, культисты, которые меняют свои шестерёнки на кости и поклоняются Воде. А вот пиратов особо замечено не было, хотя периодически в разговорах и упоминаются местные Карибы. Впрочем, через два стартовых региона мы попадаем в местную же Арктику.
За очки, шляпы и репутацию!
История в SteamWorld Heist II интересная, с колоритными персонажами и локациями и с лихими заданиями — мы, например, проникаем в закрытую тюрьму, штурмуем охраняемый форт, чтобы получить необходимые улучшения для корабля, и гоняемся за флагманом ради кодов доступа в закрытый туннель.
Помимо сюжета большое внимание уделяется исследованию мира. Мы ходим на своём судне между островами, отстреливаем корабли флотских, собираем разбросанные то тут, то там галлоны воды (это основная местная валюта) и постепенно очищаем карту от тумана войны.
Постепенно открываем новые точки с заданиями и скрытые места, где можно разжиться чем-нибудь полезным, открыть магазин с редкими товарами или с модными шляпами — как и в первой части, они не дают никаких бонусов, но могут прикрыть голову в бою и забавно с неё слетают, что вызывает искреннее возмущение и у врагов, и у наших подопечных.
Проход в некоторые места и новые регионы заблокирован по сюжету — сначала нужно получить важные улучшения для корабля, которые, скажем, помогут преодолевать сильные течения или превратят его в подлодку, что откроет новый пласт геймплея и расширит простор для исследования. Помимо сюжетных есть и обычные апгрейды — мы вольны устанавливать на корабль новое оружие, усиленную обшивку, улучшенный двигатель и так далее.
Для получения всего этого нужно выполнять миссии, собирать очки заданий, копить денежки (то есть галлоны) и набирать репутацию, которая нужна для продвижения по сюжету и открытия новых редких магазинов.
Всю возможную репутацию за миссию можно собрать, если выполнить не только основное, но и бонусное условие и если при этом никто не погибнет. Пытаться это сделать можно сколько угодно раз, но после успеха репутацию с миссии уже не получим.
А вот очки заданий можем получать каждый день, в том числе за уже пройденные. В конце дня, когда в баре отправляем уставших подопечных отдыхать, мы обмениваем собранные очки заданий на полезные вещи — галлоны, новое оружие и редкие кристаллы, которые нужны для открытия многих улучшений и возможностей.
Как видите, возможностей для исследования и гринда ресурсов на новое оружие и апгрейды полно. В какой-то момент даже возникает чувство пресыщения. Первая часть была более лаконичной, но затянутость — один из немногих минусов (и то относительный) SteamWorld Heist II.
Рикошет и мультиклассовость решают
А главный плюс — это, как и прежде, пошаговые бои в разных комплексах и зданиях (корабликом мы сражаемся в реальном времени). Они всё так же напоминают о Worms и во многом строятся на возможности убивать врагов рикошетящими пулями и гранатами. Мы выстраиваем ломаные линии, что позволяет доставать противников там, где их достать, казалось бы, невозможно.
Рикошетами, впрочем, дело не ограничивается. Нужно грамотно размещать подопечных за укрытиями, использовать умения, следить за тылами и действовать быстро. Во многих миссиях враги через энное количество ходов врубают тревогу и начинают вызывать всё более мощные подкрепления, а на потолках и стенах появляются турели. Мы должны не только выполнить основную задачу и сбежать, но и по возможности собрать добычу — за это получаем бонусы.
В целом сражения в сиквеле стали ещё более интересными и разнообразными. Помимо новых пушек с уникальными эффектами на это повлияли расширенные возможности прокачки и мультиклассовость персонажей. Изначально специализация привязана к используемому оружию. И если снайпер возьмёт в руки дробовик, то станет лазутчиком, а если инженер сменит пистолет на топор, то будет уже бойцом.
При этом мы сохраняем возможность использовать умения прошлого класса — для этого их нужно активировать с помощью особых шестерёнок. Выучив несколько полезных умений в новой профессии, можно обратно сменить дробовик на винтовку уже с новыми навыками. Всё это расширяет простор для экспериментов.
Сами драки стали более масштабными и сложными, хотя баланс по-прежнему выстроен отлично — читерства со стороны врагов даже на «Ветеране» и «Элите» я не заметил. Да, они плодят подкрепления, но сбежать всегда можно.
Нас же ограничивают, например, тем, что не дают проходить все задания только мощными любимчиками. Каждый боец за день может участвовать только в одной миссии, а потом ему нужно отдохнуть. Поэтому важно расширять список доступных персонажей и нанимать в барах новичков, чтобы за день выполнять как можно больше заданий и получать за это больше наград.
И вот тут можно пожурить авторов за то, что среди бойцов не так уж много действительно ярких персонажей. Ну да, есть ворона с дробовиком и громадная роботиха в розовой броне, но с циркачом, который никогда не расстаётся со своими гантелями, и трясущимся стариком-снайпером из первой части они едва ли сравнятся.
Как и полагается отличному сиквелу, SteamWorld Heist II стала больше и разнообразнее, отчасти сложнее и интереснее. Ближе к финалу происходящего становится даже слишком много — но это мелочь.
Плюсы: интересный сюжет; большой мир, который полезно исследовать; расширенные возможности для прокачки всего и вся, включая корабль; появление мультиклассовых персонажей; по-прежнему шикарные тактические сражения; атмосфера уютного приключения с отличной музыкой, симпатичной картинкой и уместным юмором.
Минусы: по сравнению с оригиналом меньше ярких героев; игра может показаться перегруженной сражениями, особенно морскими.