Story of Seasons: Friends of Mineral Town
Обзор
Хотя Story of Seasons: Friends of Mineral Town – ремейк очень старой игры, оригинальная версия выходила с иным заголовком. Это была Harvest Moon: Friends of Mineral Town, появившаяся на Game Boy Advance в 2003 году. Со временем разработчики из Marvelous потеряли права на это название, зато с выпуском ремейка никаких проблем не возникло. Двухмерность сменилась дешёвеньким 3D, но основа симулятора фермера осталась прежней, разве что появились некоторые нововведения.
Неожиданный подарок
За 17 лет игры этого жанра сильно эволюционировали: одни обзавелись хоть каким-то сюжетом, другие выдают задания, чтобы можно было достигать определённых целей, третьи предлагают нестандартные механики. Friends of Mineral Town же – та игра, которую примерно представляешь себе, когда слышишь словосочетание «симулятор фермера». Есть большое поле, есть возможность сажать семена и поливать растения, а также приобретать животных для разных целей: доить коров, срезать шерсть с барашков, собирать куриные яйца и так далее.
Игра начинается с того, что созданный пользователем персонаж (настроек внешности тут почти нет) получает приглашение от мэра Минерал-Тауна. Дедушка протагониста оставил ему ферму, которую тот посещал в последний раз аж 20 лет назад. Фермой уже очень долго никто не занимался, так что она находится не в лучшем состоянии: повсюду сорняки, камни и пеньки, в амбаре пусто, живности вообще нет. Зато крошечный домик хорошо сохранился – и телевизор работает, и кровать есть, и небольшой склад. Вдобавок заботиться об инструментах не нужно, ведь всё уже лежит в специальном ящике.
У мэра полно своих дел, так что долгими объяснениями всего подряд он не утомляет и уже спустя десять минут игрок отправляется в свободное плавание – никто за ручку не водит, развлекай себя сам. Начинаешь изучать местность: если идти по дороге наверх, попадёшь в город, а внизу расположены мастерская, шахта и какая-то палатка. Стучишься во все двери, но некоторые здания могут быть недоступны – иногда это связано с расписанием, по которому они работают. Если магазин открывается в 11 утра, попасть в него раньше не удастся, и ты ждёшь продавца и наблюдаешь за тем, как он заходит в свою лавку.
Не самый лёгкий заработок
Рано или поздно приходит понимание того, что главная задача в игре – зарабатывать деньги, и желательно как можно больше. Чтобы увеличить свой дом и добавить туда кухню, нужны деньги. Чтобы поставить туда холодильник, без которого хранить еду попросту негде, нужны деньги. То же самое с улучшением инструментов, приобретением живности, а главное – с покупкой семян. Зарабатывать можно продажей любых вещей, сложенных в особый ящик на ферме, – каждый вечер (кроме праздничных дней) в одно и то же время к нему подходит человек, забирает весь хлам и автоматически обменивает его на валюту.
Поначалу собираешь копейки, поскольку источников хоть каких-то ценных вещей очень мало. Разбросанные ветки рубишь топором, превращая их в бревна, а маленькие камни «обрабатываешь» молотом. Идёшь на прогулку и срываешь цветы – их мало, но что-то за них дадут. Плюс прямо рядом с домом стоит дерево, генерирующее виноград и улей с мёдом почти каждый день, и за это тоже предлагают достойную сумму.
После этого можно пойти к лавке на пляже и купить свои первые семена, после чего вернуться к полю, возделать землю, всё посадить, полить и гулять дальше, пока не наступит вечер. Главное – читать описания семян, поскольку все растения в этой игре растут лишь в определённые сезоны.
Томительное ожидание
Запуская Friends of Mineral Town, нужно быть готовым к тому, что здесь всё происходит очень медленно. Возможно, в версии для Game Boy Advance были какие-то баги и «эксплойты», но для обзора я их искать не стал – играл так, как задумано. Овощи, к примеру, растут почти три недели – семена, за которые отдал все свои деньги, окупятся нескоро. А самое обидное, что, как только один сезон заканчивается (спустя 30 суток), в первый же день второго сезона все ваши растения погибают. Моя капуста, посаженная в середине весны, завяла сразу после наступления лета, что наверняка расстроило бы любого фермера.
Вопросы возникают и к другим элементам – например, к добыче руды в шахте. Там несколько этажей, и лестницу на каждый следующий надо искать самостоятельно, разбивая камни молотом и расчищая землю мотыгой. Поскольку каждое действие в игре сжигает выносливость, можно потратить всю энергию на поиск прохода на второй этаж, надеясь на «рандом». А ведь чем ниже спускаешься, тем более качественные ресурсы находишь. Но систему можно обмануть – сохраняться сразу после попадания на очередной этаж, искать выход, перезагружаться и добираться до него как можно быстрее. Не совсем честно, но механика исследования шахты настолько идиотская, что совесть не мучит.
В остальном игра такая незамысловатая, что даже становится увлекательной благодаря своей «казуальности». Наступил новый день. Ты вышел из дома, взял в руки лейку, собрал воду в соседнем пруду, полил все свои растения. Потом поприветствовал каждую зверушку: почистил лошадь щёткой, погладил корову, зашёл к цыплятам – чем чаще им всем уделяешь внимание, тем лучше будут производимые ими продукты. Утро закончилось, а значит, магазины открыты. Купил корм, заглянул в лавку с семенами, побеседовал с жителями города. По пути собрал какие-нибудь цветы, уничтожил пеньки, разрушил камни. Вернулся до вечера на ферму, сложил всё в ящик и через считаные минуты получил деньги. Жаль, все магазины уже успели закрыться – зато завтра будет чем заняться.
Так проходит почти каждый день. Немного рутинно, иногда скучновато, но трудно бороться с желанием провести в игре ещё хотя бы пару суток и что-то себе купить. Помимо обычных коров есть те, которые производят фруктовое или шоколадное молоко. В мастерской не только позволяют увеличить размер дома, но и продают деревья, с которых можно ежедневно срывать ягоды. Когда у персонажа появляется собственная кухня, он начинает собирать рецепты и все полученные продукты и ингредиенты становятся намного полезнее. С некоторыми блюдами спускаться в шахты даже удастся без использования сохранений и загрузок.
Сам себе фермер
Какие-то цели, о которых напрямую не говорят, в игре всё же есть. Чем чаще используешь тот или иной инструмент, тем скорее появится возможность создать его улучшенную версию. С топором первого уровня не удастся уничтожать пеньки, со вторым на это потребуется шесть ударов, а с третьим – лишь три заряженных. Лейка тоже становится значительно удобнее – если поначалу поливаешь лишь один квадрат, то позднее можно одновременно орошать три или шесть. Энергии при этом тратишь столько же, а драгоценное время экономишь. Периодически в городе устраиваются фестивали, где жители развлекаются куриными боями и лошадиными бегами, и, если у игрока есть собственные животные, он может принять участие.
Иногда Friends of Mineral Town позволяет больше узнать о вселенной игры: показывает диалоги или запускает сценки с участием протагониста, когда тот заходит в определённую локацию. Впоследствии появляется возможность завести отношения с полюбившимся жителем и создать с ним семью. А рядом с церковью спрятались духи, готовые оказывать пользователю помощь, если тот принесёт им подарки. Они будут поливать растения, собирать их (и автоматически складывать в ящик), а также ухаживать за животными. Игра остаётся простенькой, но способна удивлять.
В оригинальную версию наверняка играли немногие, но пару слов о нововведениях сказать стоит. Кардинально игру они не меняют, зато делают удобнее. Управлять инвентарём, к примеру, значительно проще благодаря возможности быстро переключаться между инструментами крестовиной. Предметы вроде деревяшек, булыжников и руды в шахте подбираются автоматически – их не надо хватать руками, как раньше. Выгуливать животных тоже стало удобнее – звонишь в колокольчик около хлева, они выходят (в таком случае корм не нужен – сами найдут что-нибудь), а когда наступает вечер, возвращаются и идут спать.
Конечно, фанатам симуляторов фермера вроде Stardew Valley ремейк Friends of Mineral Town может показаться простоватым и местами занудным. Но если здесь и есть рутина, то она очень приятная, в том числе благодаря очаровательному визуальному стилю. Игра понятная и удобная, не сильно наказывает за ошибки (если не считать увядающие растения при смене сезона) и не утомляет долгими походами из одного угла в другой. Не покормили зверушку – не получите от неё продукты, но она и не умрёт от истощения. Проигнорировали праздник – скоро будет ещё один. Не сходили в магазин – успеете завтра. Делаешь что хочешь – и в этом вся прелесть.
Плюсы: симпатичная (хоть и простенькая) графика, сохраняющая атмосферу оригинала; нововведения ремейка упрощают игровой процесс и делают его удобнее; геймплей, понятный с первых минут и способный преподносить сюрпризы; хотя прямо о целях игры не говорят, здесь почти всегда есть к чему стремиться, чтобы сделать свою ферму лучше.
Минусы: всё происходит очень медленно, и реальный прогресс ощущаешь лишь спустя десяток часов; добыча руды сделана так глупо, что обманывать систему сохранениями и загрузками совсем не зазорно.