STRAFE

Платформа PS4
Издатель Devolver Digital
Разработчик Pixel Titans
Язык Русский (субтитры)
Возраст 16+
Игроки 1
Дата выхода 09.05.2017

Обзор

Несколько сотен рублей за инъекцию ностальгии — не так уж плохо, да? Здесь всё как встарь: графика грубого помола, квадратные пушки, стреляющие лучами и комьями всех цветов радуги, бешеная динамика перестрелок — такое в 90-е годы называли «зубодробительный 3D-экшен». Не знаем, как зубы, а глаза за полчаса — час игра дробит основательно. Но даже мимо этого, казалось бы, неудобства разработчики из Pixel Titans не могли пройти без шуток: в настройки видео они добавили опцию «сделать STRAFE ещё хуже». И тут есть две точки зрения.

Круто сварено

STRAFE — продукт вторичной переработки классики вроде Quake и Doom. Шлем героя отчётливо указывает на «думгая», а графика, дизайн монстров и оружия навевают воспоминания об ЭЛТ-мониторе SyncMaster и мышке с шариком внутри. Что-то слышится родное и в электронном саундтреке, и в хрюканье врагов, и в том, как взрываются разбросанные по уровням бочки нефти. Руки помнят, как уклоняться от летящих в лицо шаров ярости, двигаясь из стороны в сторону. Как отстреливаться, пятясь по коридору, как доставать злодея выстрелом из гранатомёта в прыжке. Поэтому в ориентации на хиты id Software нет ничего плохого.

Наоборот, это сразу же задаёт боевику адский темп. Нас телепортируют в «предбанник» космического корабля «Икар», где можно выбрать одну из трёх «пушек» — пулемёт, дробовик или «рейлган», — и понеслась. Выстрелы раскрашивают стены красным, взрывы расшвыривают в стороны кишки и запчасти, от врагов отрываются руки, отскакивают головы, уроды и роботы наваливаются гурьбой — только успевай маневрировать да перезаряжаться. Главное — убить их всех, а затем добраться до лифта, чтобы перенестись на следующий уровень, где разворачивается, в общем-то, аналогичное представление.

Хотя многие моменты вроде подбирания оружия на ходу кажутся знакомыми, STRAFE бросает оригинальный взгляд на догмы 90-х. Из поверженных противников сыплется металлолом, который можно перерабатывать на верстаках во что-нибудь полезное — например, в коробки патронов или броню. Медицинские препараты (за них здесь фастфуд) выдаёт привинченный к стене автомат — аптечки тут не валяются где попало.

Робот в будке помогает улучшить оружие — скажем, приделывает к дробовику подствольник или заставляет ваш пулемёт стрелять минами-липучками и иглами, детонирующими в тушке мутанта. Закончились патроны — бей прикладом. Либо поднимай и бросай во врагов взрывоопасные бочки. Не знаешь, как выбраться из локации, — разбивай ящики, где наверняка спрятан ключ. Однако радикальнее всего разработчики обошлись с архитектурой космического корабля.

Залы и коридоры «Икара» генерируются случайным образом, поэтому каждый следующий заход в чём-то отличается от предыдущего. Иначе разбрызганы лужи кислоты, другое устройство у галереи вокруг колодца с чертями на дне, дверь переехала с места на место, верстак не в начале, а ближе к концу пути. Что, впрочем, не мешает игре вворачивать «пасхальные яйца» обо всём на свете — от Wolfenstein 3D до сравнительно недавней Superhot. То есть атмосфера в STRAFE царит задорная, и это хорошо.

Чисто поржать

С остальным, увы, не задалось. Если Джон Ромеро (John Romero) приучил индустрию к тому, что создание уровней в боевиках — это настоящее искусство, то дизайнеры из Pixel Titans просто рассмеялись ему в лицо. По изобретательности уровни STRAFE не идут ни в какое сравнение с тем, что мы видели в Doom или Quake. Их-то хитросплетения заучивали наизусть: где лежит крутая «пушка», сколько монстров топчется вон за той дверью и куда бежать, чтобы получить тактическое преимущество. Здесь же подобные мысли не одолевают. Всё равно по пути будет верстак. Всё равно по пути будет еда. И единственный нюанс, всерьёз заботящий игрока, — как бы противники не зажали в глухом тупике.

Техническая сторона дела тоже оставляет желать лучшего. Как вам мутанты, стреляющие сквозь закрытые двери? Или тот факт, что разницу между «стволами» ощущаешь только по урону? Но таково общее место инди-игр, в которых бывает сложно понять, где тут баг, а где «фича». Например, выскакивающий из текстуры стены за спиной протагониста враг — это как, хардкор ради хардкора или результат ошибки программистов? А куда смотрели гейм-дизайнеры, запретившие сохранять прогресс? Здесь предусмотрен лишь один выбор — либо не погибай, либо проходи всё заново. Мы, конечно, просили немного духа 90-х, но не настолько же. И можно ли в такой ситуации отвертеться шутками вроде скрупулёзного подсчёта галлонов пролитой крови и обучением, где есть ролик с живой актрисой в мини-юбке?

С другой стороны, STRAFE консервирует дух ушедшей эпохи, когда компьютеры были медленными, а шутеры — быстрыми. И когда для получения удовольствия от виртуальных развлечений приходилось учиться порхать как бабочка и жалить как пчела. Эта игра идеально подходит для коротких партий минут по 10 — 15, чтобы отвлечься, пока грузится какая-нибудь нормальная игра или варятся пельмени. Тратить на неё дни и ночи, как было в 90-е с произведениями id Software, нет никакого смысла: в конце концов, существует DOOM 2016-го года и, если уж на то пошло, Brutal Doom. Так что эта ностальгия сломалась — несите новую. А жаль: пиар у экшена был запредельно крутым. Вы только посмотрите на тизер.

Плюсы: интересная стилизация под боевики 90-х; адреналиновая музыка; бешеный темп.

Минусы: однообразный геймплей; скучные локации; предсказуемые враги; баги.

Подпрыгивайте и ломайте все, катясь вниз по склону, в этой прекрасной игре!
Испытайте классическую карточную игру с новой красивой анимацией и решайте головоломки, перемещая карты в нужные стопки.
Персонаж Reimu покажет себя во всей красе в динамичной ролевой игре Gensokyo!
Электроны вышли из-под контроля. Хаос разразился ниже микроскопического уровня.
Воспитай девочку, мечтающую стать суперзвездой!
Может ли дрифтинг быть расслабляющим занятием?
Прокачайте навыки магии, чтобы выжить!
The Devil Within: Satgat — это стильный приключенческий 2.5D-экшен, рассказывающий о путешествии воина из восточных земель, зараженного демонической кровью.
Строй, Грабь, Завоевывай — Веди Свой Викингский Клан к Славе!
Экшн-приключение с боковой прокруткой, переселением душ и элементами песочницы,