Subnautica
Превью по ранней версии
Куда только не заносила судьба героев всех чрезвычайно популярных ныне игр про выживание. Кубические пейзажи Minecraft, полные безжалостных маньяков территории RUST, постсоветская Черноруссия DayZ, космические просторы Space Engineers или ледяная тайга The Long Dark — каждый может подобрать себе сеттинг по душе и окунуться в пучину приключений, ожидающих очередного «выживальщика».
Subnautica — ещё одна представительница этого распространённого жанра, выгодно отличающаяся от остальных прежде всего тем, что фразу насчёт «окунуться» здесь можно воспринимать в самом что ни на есть буквальном смысле.
Кораблекрушение
На самом деле, идея сделать «выживач» в океане плавала, что называется, на поверхности. Студия Unknown Worlds известна широкой публике в первую очередь смесью стратегии и шутера Natural Selection, вторая часть которой вышла в 2012-м году. Subnautica совсем не похожа на предыдущую работу калифорнийских разработчиков, пусть действие обеих игр и происходит в одной и той же вселенной: на смену жарким схваткам с ксеноморфами пришла не столь динамичная, но не менее напряжённая борьба за выживание на далёкой планете.
Научно-разведывательный корабль «Аврора» терпит крушение при попытке войти в атмосферу океанической планеты. Звездолёт стремительно разваливается на куски, и лишь главный герой в последний момент успевает занять место в спасательной капсуле, которая благополучно приводняется недалеко от места падения. Руки-ноги целы, местный воздух пригоден для дыхания — можно сказать, повезло.
На этом, однако, везение заканчивается. Связи с родиной нет, еды и питья при себе — на пару дней, других уцелевших рядом не видать. И пусть от гибели при аварии спасти удалось, но теперь нам грозит перспектива умереть от банального голода или обезвоживания.
Впрочем, при наличии смекалки, знаний, накопленных компьютером спасательного костюма, и обломков «Авроры», щедро усыпавших окрестности, наш инопланетный Робинзон имеет все шансы дотянуть до прибытия помощи. Вот только если это и случится, то очень не скоро, а вот выживать предстоит уже сейчас.
Аквалангисты — это хорошо!
Бескрайние просторы инопланетного океана таят в себе неземные во всех смыслах красоты. Первое же погружение под воду открывает весьма впечатляющие пейзажи: песчаное мелководье, полное различной живности, огромные кораллы, стайки рыбёшек, уходящие в глубину леса водорослей… Мир разделён на отдельные биомы, в каждом из которых своя флора и фауна; кроме того, эти области различаются и рельефом. Песчаное дно, к слову, можно копать — ничто не мешает вырыть себе уютную пещерку, даже если задержаться в ней надолго пока не получится (уж слишком мал запас воздуха в костюме).
Subnautica и вправду очень красива, несмотря на достаточно серьёзные огрехи (к примеру, мир загружается недостаточно быстро). Но, как это часто бывает в хороших инди-проектах, великолепный дизайн позволяет не обращать внимания на техническое несовершенство. Как симулятор дайвинга в его эстетическом смысле Subnautica, пожалуй, лучшая среди аналогов. В конце концов, здесь можно просто бесцельно плавать, лишь любуясь подводной жизнью, — кому-то и этого будет достаточно.
Тем не менее игра не ограничивает себя эдаким виртуальным аквариумом для успокоения нервов. Напротив, если запустить режим выживания, то вскоре обнаруживаешь, что эти самые нервы можно хорошенько потрепать. Проблемы встают в полный рост одна за другой: чем перекусить и где найти пресную воду, как починить неработающее оборудование, где и когда здесь безопасно, а куда лучше не заплывать без соответствующего снаряжения?
Двадцать тысяч льё под водой
С этого момента всё идёт куда интереснее. Жанр предполагает развитие персонажа, получение простейших инструментов, создание с их помощью более продвинутых и тому подобное движение вперёд, но без финальной цели. К счастью, нам не придётся вручную плавить сталь или охотиться на рыбу с самодельным копьём — в спасательной капсуле есть чудо-аппарат под незамысловатым названием «Изготовитель». Собрали на дне пару кусков металлолома и пару семян водорослей, притащили домой, положили в приёмник устройства — готов нож. Другой чертёж даст нам кислородный баллон или ласты. С таким добром исследовать окрестности уже веселее, но это только начало.
Ассортимент снаряжения растёт в геометрической прогрессии. Тут и ручные инструменты вроде сварочного аппарата, и усовершенствования костюма, и различные изысканные блюда из пригодной для употребления местной фауны… Ну и вершина инженерной мысли будущего — небольшое, но очень важное приспособление «Строитель» (как видим, в Subnautica изобретатели даже таких крутых штуковин особо не заморачиваются с их именованием).
С помощью «Строителя» можно, как ни странно, строить. Из всё тех же обломков «Авроры», переработанных в титановую руду, создаётся фундамент на дне океана, а уже на нём начинает расти вширь, вверх или в глубину наша собственная подводная база. Дом можно обставить по своему вкусу — есть даже аквариум, в котором можно разводить животных, пойманных в открытом океане.
Пожалуй, на данный момент строительство базы — вершина здешнего геймплея. Из других занятий остаются разве что исследование да попытки развлечь самого себя игрой в кошки-мышки с особо опасными представителями животного мира.
Тем не менее игра развивается — можно уверенно сказать, что её не постигнет судьба многих проектов из «Раннего доступа», заброшенных своими создателями в долгий ящик. Если в Subnautica добавить мультиплеер, усложнить производственные цепочки и ввести возможность их автоматизации, как в Factorio, то игру ждёт большое будущее. Но даже нынешняя версия заслуживает внимания. И неважно, любитель ли вы водных красот, или вам страсть как хочется ощутить себя инопланетным Робинзоном Крузо.