
Suikoden I and II HD Remaster
Обзор неидеального сборника
Мы уже давно не получали от Konami новых крупных игр, зато свои старые релизы издатель довольно активно переносит на новые платформы. Помимо удачного ремейка Silent Hill 2 компания выпустила немало сборников своих классических проектов, в том числе игр о Черепашках-ниндзя, Metal Gear Solid и Castlevania. Теперь Konami решила вспомнить о JRPG Suikoden — первые две части серии, вышедшие изначально на PlayStation 1, переиздали в высоком разрешении. Сборник получил дурацкое название Suikoden I & II HD Remaster: Gate Rune and Dunan Unification Wars, и, хотя игры на удивление хорошо сохранились, они всё же заслуживали большего, особенно на фоне проектов вроде недавней Dragon Quest III HD-2D Remake.
Нестареющая классика
Серия Suikoden насчитывает пять номерных частей и несколько спин-оффов, и в своё время эта франшиза познакомила многих игроков с жанром JRPG. Создатель Deus Ex Уоррен Спектор (Warren Spector) вообще называл первую часть одной из своих любимых игр, которая вдохновляла его на протяжении всей карьеры, и причин любить её было много. Там не было растянутой истории, в отличие от многих JRPG, где сюжет порой топчется на месте и надо тратить на прохождение по 60 часов. Диалоги короткие, без воды, с отличным юмором и достаточно хорошо раскрывающие персонажей. А сюжет сочетал в себе политические интриги и трогательные личные истории — сейчас этим в JRPG уже никого не удивишь, но есть у здешнего повествования особенный шарм.
Самый интересной особенностью Suikoden остаётся механика найма соратников. Мы играем за сына генерала империи; герой восстал против этой самой империи и возглавил отряд сопротивления, поэтому наша задача — путешествовать по миру и искать потенциальных союзников. Для этого сперва захватываем замок (который охраняет один-единственный дракон), а после этого посещаем каждое поселение и каждое здание в надежде найти там рекрутов. Кто-то может стать бойцом, который будет путешествовать вместе с нами в отряде из шести человек, а кто-то поселится в замке и даже откроет там новые возможности вроде лифта. Всего союзников 108 — по аналогии с китайским романом «Речные заводи», идею которого создатели Suikoden адаптировали под собственный сюжет.

В Suikoden II все составляющие получили развитие — игра была создана за три года и оказалась заметно продолжительнее и масштабнее предшественницы. Сюжет стал менее схематичным, персонажи — более проработанными (в том числе знакомые по первой части), боевая система обросла новыми возможностями, а замок, по-прежнему являющийся нашей штаб-квартирой, стал ещё более оживлённым благодаря мини-играм и театру, где рекруты поют и танцуют. Мы по-прежнему собираем группу из ста с лишним союзников, но процесс их присоединения к команде усложнился, поскольку многие из них требуют выполнить какое-то условие — или иметь в отряде определённых бойцов, или победить кого-то в дуэли, или выполнить квест.
Поиск союзников побуждал посещать каждый уголок карты, а долгие путешествия по миру приводили к многочисленным случайным сражениям, как во многих JRPG. Однако если обычно в играх этого жанра участники драки ходят по очереди, то здесь вы сразу приказываете каждому члену отряда что-то делать (атаковать, защищаться, пить зелье) и после раздачи команд завершаете ход и наблюдаете за происходящим. Благодаря этому бои выглядят более динамично по сравнению с той же Dragon Quest: персонажи быстро атакуют, иногда одновременно нападают сразу на нескольких врагов, а меняющиеся ракурсы камеры делают затянувшиеся схватки веселее.

Чем сильнее ваши рекруты, тем проще справляться с оппонентами, особенно если не забывать покупать им новую броню и улучшать оружие. А чем больше союзников вы собрали в штаб-квартире, тем легче участвовать в сражениях армий — ещё одной «фишке» Suikoden, появившейся ещё в первой части. Там две армии сражаются по принципу игры «Камень, ножницы, бумага» — кто кого побьёт в каждом раунде, и у игрока есть возможность разузнать планы противника, если в армии есть ниндзя или разбойник. Этот элемент в сиквеле тоже прокачали, сделав и эти моменты пошаговыми, добавив курсор и позволив перемещаться по полю боя в поисках наиболее эффективных приёмов, задевающих сразу несколько отрядов.

Всё перечисленное делает обе Suikoden замечательными JRPG, которые и тогда были амбициозными, и сейчас не растеряли своего лоска. Эти игры одновременно кажутся масштабными и компактными, и самые интересные идеи в них реализованы очень хорошо — после знакомства с проектами понимаешь, чем вдохновлялись другие японские разработчики и какие идеи они позаимствовали. Хотя первая часть не станет намного хуже, если играть в неё после сиквела, лучше всё же начать с оригинала — тем более что проходится он примерно за 25 часов, а то и меньше. Но всё же жаль, что ремастеру первой Suikoden не уделили достаточно внимания.
Работы много, но мало
Конечно, от этого сборника было глупо ожидать чего-то вроде HD-2D-ремейков в стиле Square Enix, но всё равно графика вызывает лёгкое разочарование. В первой части многое постарались улучшить: карту мира сделали трёхмерной, портреты персонажей полностью перерисовали, текстуры в разы более чёткие. Однако трудно отделаться от ощущения, что многие локации выглядят мёртвыми и пустыми, а спрайты персонажей на фоне качественных текстур сильно выделяются из-за жирнющих пикселей, из которых слеплены все герои.
На фоне первой Suikoden вторая выглядит гораздо выигрышнее, и основной упор авторы ремастера явно сделали на неё. Взять даже первую локацию — когда на лагерь происходит нападение и главный герой просыпается в палатке, на ткани можно увидеть отблески огня, окрашивающие стены в красный цвет. В оригинале такого не было, равно как и разбросанных на земле горящих стрел в сцене, где протагонист с товарищем спасаются бегством из лагеря. В дальнейшем в глаза бросается всё больше улучшений: и в лесах деревьев больше, и вода выглядит в меру реалистично. Очень странно, что первую часть не стали так же перерисовывать.
Интерфейс в первой игре тоже оставляет желать лучшего, и некоторые изменения, значительно улучшившие геймплей в сиквеле, там бы пришлись к месту. Например, когда вы посещаете гостиницу во второй части, вам сразу предлагают одновременно и отдохнуть (то есть восстановить здоровье отряда), и сохранить прогресс. В первой части за это отвечают отдельные кнопки, из-за чего приходится тратить время на лишние нажатия.

Также раздражает сильно ограниченный инвентарь у каждого персонажа, куда ничего толком не помещается. Это можно было бы исправить, сделав более полезным раздел «Вещи отряда», куда в первой Suikoden складываются только важные сюжетные предметы, которые нельзя выкинуть или продать. Но это оставили без изменений — раздел по-прежнему большей частью бесполезен. Чаще всего с ограничениями сталкиваешься во время покупки новой экипировки — если места нет, новый шлем не купишь, потому что его некуда класть. В сиквеле это починили ещё на PS1, добавив кнопку, позволяющую сразу надеть купленную вещь, и сделав общий инвентарь для всего отряда. Почему это не перенесли в первую игру в ремастере — загадка.
Возможно, всё это вызвано стремлением разработчиков оставить игры в первозданном виде и не портить дух оригиналов, но всё же некоторые улучшения они добавить не постеснялись. Например, появилась кнопка бега — на PS1 можно было ускоряться только при наличии соответствующей руны или определённого компаньона в отряде, а здесь везде (кроме карты мира) бег доступен без ограничений. Появился журнал диалогов — собеседники часто проговаривают направление, куда нужно идти дальше, и, если вдруг вы пропустили реплику, её можно быстро перечитать в меню. А ещё теперь есть автосохранение, но, как я понял, оно работает только в тех локациях, где вы можете сохраняться вручную, то есть толку от него нет.

Иными словами, основную работу при создании сборника проделали художники — над первой частью они явно корпели не так усердно, как над второй, но всё же обе игры выглядят на большом экране достойно. В геймплейном же плане изменения очень незначительны, и тем страннее то, что релиз несколько раз переносили — анонс случился ещё в сентябре 2022 года, и около двух с половиной лет было потрачено на создание ремастеров, в которых даже галереи с концепт-артами нет.
Зато уровни сложности добавили — Normal соответствует тому, что было на PS1, а Easy делает противников менее живучими. Между двумя режимами можно свободно переключаться посреди прохождения, а вот если вы выберете Hard, то сменить его уже не получится. На «Среднем» игры несложные, да и гриндить тут нет нужды — и в первой, и во второй частях есть динамическое масштабирование получаемого опыта, с которым персонажи очень быстро прокачиваются, если их уровень не соответствует уровню более сильного врага. Следовательно, и «перекач» невозможен — опыт почти не получаешь, если твой уровень выше нужного. Это не изобретение авторов ремастера — в играх, где собираешь отряд на протяжении всего прохождения, такая механика необходима.

Несмотря на недочёты, Suikoden I & II HD Remaster: Gate Rune and Dunan Unification Wars — отличная возможность ознакомиться с классическими JRPG, которые хорошо сохранились геймплейно, а теперь ещё и неплохо выглядят на современных устройствах. Хотелось бы увидеть чуть более масштабную работу, особенно в первой игре — тем более что выдумывать ничего не надо, создатели сиквела исправили некоторые проблемы Suikoden I ещё в 1998 году, сделав интерфейс второй части более удобным. Но увы. Хотя бы хуже игры не стали.
Плюсы: две хорошо сохранившиеся JRPG с отличными историями и интересными геймплейными механиками; похвальная попытка осовременить графику для больших экранов, особенно во второй части, где многие сцены теперь выглядят гораздо лучше; появление уровней сложности и кнопки бега.
Минусы: минимальные геймплейные правки — в частности, в первой части кошмарный инвентарь остался без изменений; разочаровывающая графика в первой игре по сравнению с сиквелом.