
Super Meat Boy
Обзор
Иногда Super Meat Boy — бесит. Бесит больше миссии в Бразилии из Modern Warfare 2, больше любого боевика от City Interactive, больше всего на свете. Слышали, наверное, истории о психически неуравновешенных школьниках, которые, поиграв в Grand Theft Auto, кого-нибудь убивали? Чушь. Они не видели Super Meat Boy. Вот после пары часов в компании с ней вспышки ярости, а также клавиатуры, низко летающие (к дождю!) по комнате, и приступы истерического хохота кажутся совершенно нормальными явлениями. Чем же обычный, самый что ни на есть классический платформер вызывает такие чувства? Неужели он настолько ужасен?

Мясной парень со стальными… нервами
Все дело в том, что Meat Boy — феерически сложна. Главный герой в лице мясного кубика с ножками преодолевает под нашим контролем сотни препятствий — раскаленные лавовые шары, лабиринты из циркулярных пил, самонаводящиеся лазеры и ракетницы. При правильных действиях редкий уровень здесь проходится дольше, чем за минуту, — но это при правильных действиях. Ни единой ошибки вам не простят. Жестоко карается любой промах: упали в пропасть — начинайте заново; напоролись на острое лезвие — заново; коснулись зловредного белого слизня… да-да, заново.
SMB выжмет из вас все соки, прежде чем позволит пройти себя до конца. Не выучили последовательность всех движений наизусть? Не запомнили, в какую секунду нужно оттолкнуться от стены так, чтобы пролететь аккурат между двумя рядами шипов? Ничего не получится. Уже через час-другой суровых тренировок вы будете выбивать на клавиатуре такие симфонии, что хоть в цирке выступай.
Meat Boy чуть ли не впервые за многие годы напоминает о том, что такое вызов, или, как говорят на Западе, «челлендж». Нас словно хлещут по щекам колючей перчаткой да поддразнивают: «Попробуй одолей». И с иными трудностями тут не всегда хватает терпения справиться. Помнится, лет этак десять назад, когда осилить очередное зубодробительное испытание в подобных играх не удавалось, домой созывались все друзья и знакомые.


Несмотря на высокую сложность, Meat Boy, однако, практически ни разу не заставляет отчаяться, опустить руки и сказать: «Блин, у меня не получается. И не получится. Печаль». Перед нами не ставят невыполнимых задач. Если в механику вводится какой-нибудь новый элемент, игроку позволят внимательно ознакомиться с ним. Потому и первые уровни в SMB — очень просты. Нас только учат прыгать, отскакивать от вертикальных поверхностей и использовать ускорение. Лишь потом, когда мы овладеем этими элементарными упражнениями, придется как следует попотеть. Но даже тогда ничего невозможного SMB не потребует — в этом и заключается секрет увлекательности.
Плавно повышая сложность, Meat Boy не забывает дать небольшую передышку после особенно выматывающих забегов, предложить что-нибудь полегче и подинамичнее. Если же вы устанете мучиться с тем или иным испытанием — тоже не беда: проходить уровни разрешено в произвольном порядке. Структура такая — у нас есть мир, который состоит из нескольких локаций и заканчивается битвой с «боссом». Для того чтобы встретиться с врагом и продвинуться дальше, осиливать, например, двадцать эпизодов из двадцати не нужно — хватит и семнадцати. Авторы из Team Meat не стали превращать развлечение в совсем уж извращенный мазохизм и дали такую поблажку. «Хардкор» — это, конечно, здорово, но всему надо знать меру.

По традициям предков
Как и большинство других аркад, Meat Boy не даст покоя тем, в ком силен дух коллекционера. Разных дополнительных плюшек тут — пруд пруди. К примеру, в самых укромных уголках карт скрываются пластыри — вещи в общем-то совершенно необязательные и не очень полезные, — но как же не собрать их все? Ведь тогда прохождение не будет стопроцентным… А есть еще и порталы, переносящие героя в секретные уровни, плюс усложненные версии локаций, которые открываются, если одолеть стандартные за отведенное время. Разработчики не поскупились на контент — что-нибудь новенькое появляется постоянно, так что игра распухает с пугающей скоростью.
В конце концов, SMB просто нравится своей внешностью — она очень обаятельная. Все здесь нарочито угловатое — в дань бородатым прародителям, — однако ощущения старомодности нет: местная рисовка приятна глазу.
Ну а классический сюжет в духе «Марио» авторы подают посредством забавных роликов, в которых подлый доктор Эмбрион уводит возлюбленную главного героя прямо из-под носа бедняги. Соперник, кстати, тоже очень смешной — зародыш в щегольском смокинге и с моноклем совсем не похож на олицетворение вселенского зла.

***
После всего вышесказанного кто-то может подумать, что Super Meat Boy — развлечение исключительно для «олдфагов». Тут, мол, все на них ориентировано. Но проект, на самом деле, подойдет абсолютно всем, кто ценит хорошие платформеры. С тем лишь условием, что вы готовы ненавидеть и проклинать SMB, чтобы все-таки пройти ее, собрать все-все пластыри, исходить все карты вдоль и поперек, отыскать все порталы — и полюбить. Специфическое удовольствие? Еще бы. Но оно того стоит, поверьте. Только не забудьте перед запуском спрятать все острые предметы и огнестрельное оружие подальше. Это вам не GTA…
Плюсы: хороший баланс сложности; здоровый «хардкор»; обилие дополнительных вкусностей; обаятельная стилистика.
Минусы: иногда все-таки слишком трудно — лучше заранее купите дешевую клавиатуру, дабы пинать ее по комнате, матерясь и размахивая руками.