Syndrome
Обзор
Syndrome — это survival horror в космосе, который ещё до выхода получил несколько наград и активно продвигался как игра, выгодно отличающаяся от сонма инди-ужастиков, заполонивших рынок. Читая описания и превью, можно было представить Alien: Isolation, System Shock 2 и SOMA. Реальность, естественно, оказалась куда прозаичнее. Но и рядовой инди-поделкой Syndrome точно не назовёшь.
Синдром вторичности
Начать с того, что сюжет напоминает сборник цитат и штампов под названием «Как написать сценарий хоррора за полчаса». Там, где SOMA философски рассуждает о жизни и смерти, Syndrome рассказывает самую обычную и примитивную для космического хоррора историю. Как водится, наш герой просыпается в криокамере на вымершем космическом корабле, он многое не помнит, но вскоре понимает, что половина команды погибла, а остальные превратились в ужасных монстров, которые и порвали в лоскуты первых. Естественно, виноват в этом некий артефакт, поднятый на борт, — из-за него все начали вести себя грубо, агрессивно и неприлично.
Теперь нам надо как-то отсюда выбраться, а помогать в этом будут оставшиеся в живых члены экипажа, которые периодически выходят на связь по рации и просят сходить туда, починить то, запустить двигатели на третьей палубе, активировать щит на четвёртой, достать ключ-карту на пятой и вернуться на третью. Так вы и будете всю игру бегать туда-сюда по одинаковым тёмным коридорам, неоднократно возвращаясь в знакомые помещения.
Выжившие между тем ругаются, обвиняют друг друга в том, что случилось на борту корабля, и призывают нас не верить предыдущему оратору. Тут возникает интрига, которая некоторое время, надо признать, держит в напряжении, но этот мыльный пузырь быстро лопается — предсказать финал можно уже на середине прохождения, совершенно не боясь ошибиться.
Ну и, конечно, всю игру мы будем собирать разные дневниковые записи, проливающие свет на то, что здесь произошло (хотя и так всё понятно). Но написаны они столь просто и скучно, что и читать особо не хочется.
Повторение — мать мучения
В самом игровом процессе также много штампов и знакомых ходов. Если вы видите сканер, который откроет дверь, стоит приложить к нему нужную ладонь, то не сомневайтесь — вскоре кому-то придётся отрезать мёртвую руку. Если повсюду стоят и нервируют сломанные роботы, то к гадалке не ходи — через какое-то время они обязательно включатся!
Сложных загадок нет — иногда нужно взломать какую-нибудь систему, пройдя простенькую мини-игру на реакцию. Или синхронизировать в системе проценты чего-то там — решается подбором нужных цифр.
Периодически попадаются монстры, которые в Syndrome очень сильны. Поэтому приходится бежать мимо них со всех ног (а выносливость заканчивается) или играть с врагами в прятки: ползать на карачках, чтобы не создавать шума, бросать бутылки, отвлекая внимание, и прятаться в шкафчиках. Не стоит напоминать, где именно мы это уже видели.
Но зачастую открытой драки не избежать, и вот тут Syndrome демонстрирует некоторую индивидуальность — это один из редких хорроров, где нам выдают на руки огнестрельное оружие. Арсенал, правда, скуден (пистолет, автомат, дробовик), боеприпасов всегда не хватает, а механика стрельбы реализована откровенно плохо.
Вообще говоря, с оружием Syndrome напоминает этакую Doom 3 для бедных. Дело даже не в оружии, а в техническом исполнении, в том, как тут работают с тенью и светом, как периодически выпускают на нас врагов. Вроде бы всё правильно и выглядит неплохо, но слишком вторично и в целом напоминает именно что игру десятилетней давности…
Страх, да и только
Впрочем, сюжет, особенности игровой механики, её уникальность или вторичность — всё это, на самом деле, не так важно для хоррора. Важно, чтобы было страшно. А Syndrome пугать умеет. Простенькие «скримеры», мелькающие где-то вдали силуэты монстров, скрежет и завывания за углом, приступы помутнения с голосами в голове и расплывающейся картинкой, внезапное отключение света и нервные забеги до лифта с толпой чудищ на хвосте — всё это, понятно, мы тоже видели неоднократно, но в данном случае приёмы работают.
Периодически тут действительно чувствуешь себя очень неуютно. Когда ползаешь, прислушиваясь к шагам монстра в надежде, что он пройдёт мимо, и слышишь, что шаги эти приближаются, потом нервно ищешь глазами, куда бы спрятаться, а в итоге случайно разбиваешь какую-то бутылку и замираешь, боясь пошевелиться, — в эти моменты игре прощаешь многое.
Напряжения добавляет тот факт, что сохраняться можно только в строго отведённых для этого местах, батарейки для фонарика заканчиваются, боеприпасов мало, а здоровье у героя не восстанавливается. Поэтому приходится обшаривать каждую комнату и каждый ящик в поисках ресурсов, аптечек, напитков и еды, благотворно влияющей на наше самочувствие. И при этом ещё нужно внимательно смотреть по сторонам и под ноги — струи горячего пара и оголённые провода способны покалечить не хуже очередного чудища.
Другое дело, что сами чудища совершенно не пугают. Бедолаг — с их-то дизайном и анимацией! — хочется даже пожалеть…
Syndrome оставляет двоякое впечатление. Вроде бы всё у игры есть, и пугать она умеет, и выживать тут действительно интересно. Но как-то всё слишком примитивно, вторично и шероховато — не хватает изюминки, собственных мыслей и идей, искры гениальности, наконец. Если вас это не смущает и вы хотите просто побродить в напряжении по очередному мёртвому космическому кораблю, прорезая фонариком тёмные, залитые кровью коридоры, то попробовать Syndrome определённо стоит. Если же вы натура более привередливая, то лучше попробуйте или пройдите заново SOMA. Или дождитесь выхода System Shock: Remastered Edition.
Плюсы: игра умеет пугать и создавать атмосферу нервного напряжения; можно использовать оружие; элементы выживания введены грамотно и к месту; отличная работа со звуком.
Минусы: вторичность всего и вся; предсказуемый сюжет; слишком много пробежек между одними и теми же локациями; неважное техническое исполнение; уродливая анимация монстров.