Tales of Arise
Обзор
10 сентября выходит Tales of Arise — едва ли не главный релиз года для всех поклонников японских ролевых игр. Семнадцатая часть именитой серии Tales обещала оживить франшизу и дать ей глоток свежего воздуха, сохранив всё то, за что мы любим эти игры. И это ей вполне удалось: я считаю, что Tales of Arise — лучшая JRPG года. И на то есть пять причин.
Интересные сюжет и мир
Сюжетный алгоритм и основной конфликт в целом традиционны — это история про «борьбу бобра с ослом», где добро и одновременно жертву олицетворяют несчастные жители планеты Дана, пытающиеся сбросить 300-летнее иго более высокоразвитых ренианцев (соответственно, с планеты Рена). И главными героями, конечно, являются он и она: юноша по имени Альфен (Alphen) — данианец, а девушка Шион (Shionne) — яркоглазая ренианка.
Но дальше уже начинаются интересные детали. Шион оказывается предательницей собственного народа — она хочет уничтожить пятерых лордов с Рены, которые правят в регионах Даны и, как выясняется в самом начале, выкачивают астральную энергию из подопечных рабов, чтобы победить в битве за престол у себя на родине. Кто больше этой энергии соберёт в специальное главное ядро — тот и в дамках.
У Шион тоже есть в груди такое ядро, и из него она достаёт Пылающий меч — мощнейшее оружие, опаляющее всех, кто его возьмёт. А вот Альфен боли почему-то не чувствует (не только от меча, а вообще любой) и становится единственным, кто способен держать это оружие. То есть это не история о Ромео и Джульетте — во всяком случае, поначалу: Шион просто хочет использовать Альфена, а он — её.
В целом сюжет богат на интересные, порой неожиданные, шокирующие события. Мы посещаем множество регионов и государств, которые различаются не только климатом (пустыня, морозные земли, утопающие в зелени поля и не только), но и особенностями правления лордов.
Где-то они эксплуатируют на рудниках данианцев, где-то делают ставку на атмосферу страха, вынуждая всех доносить друг на друга. А где-то, наоборот, пытаются построить мирное общество, где местные и захватчики спокойно сосуществуют и все поют вождю осанну. Поэтому с некоторыми лордами мы сражаемся, но не против них, а плечом к плечу, пытаясь вместе остановить коварных заговорщиков.
Событий много — сюжет в Tales of Arise эпический. Нашлось место и для трагедии, и для комедии — всю дорогу мы встречаем забавного гурмана, который толком не умеет описывать особенности блюд, и собираем местных сов, чтобы передать их совиным королеве и королю.
Яркие персонажи
Персонажи всегда были жемчужиной серии Tales, и новая часть не стала исключением. Альфен и Шион — та ещё парочка. Я ведь ещё не сказал, что он ничего не помнит о своём прошлом, долгое время ходит в железной маске, чем и заслужил соответствующее прозвище. А она с детства обладает и даром и проклятием — любого, кто прикоснётся к Шион, бьёт током.
Четверо других играбельных персонажей, которые постепенно присоединяются к парочке (плюс Зефир, лидер данианского сопротивления в стартовом государстве, где начинается игра), выглядят чуть более традиционными, но и у них есть свои фишки. Например, Ринвелл (Rinwell), данианская магичка, обожает сов и не расстаётся со своим ручным совёнком Пухуней, который становится источником забавных ситуаций.
Нервный юноша Ло (Law) постоянно испытывает угрызения совести (почему — узнаете сами) и очень не любит пропускать удары, что также становится поводом подшучивать над ним.
А стражница Кисара (Kisara) удивляет тем, что добровольно служит ренианскому лорду и считает брата предателем. И вообще уже вторая встреча с ней оборачивается грандиозным мордобоем.
То есть у каждого есть свои тараканы в голове. Общаться с каждым и обсуждать всё это можно как на привале у костра (так Альфен укрепляет связи с персонажами, что может обернуться сами понимаете чем), так и во время «скитов» — это необязательные, но важные для раскрытия персонажей комиксные сценки, в которых наши герои общаются на множество тем — от сов и особенностей местной магии до большой политики.
Конечно, тут очень много прямолинейного пафоса и морализаторства, от которого, надо признать, иногда начинает подташнивать — Tales of Vesperia, например, в этом смысле была более изящной и нетривиальной. А тут готовьтесь выслушивать множество мотивационных речей про важность борьбы за свободу, про то, что нужно не опускать руки и сражаться.
Но, во-первых, это в целом удачно синхронизируется с самим сеттингом и главным сюжетным конфликтом, поэтому постепенно привыкаешь. Во-вторых, несколькими мощными сценами авторы делают так, что и сам начинаешь проникаться этим пафосом — особенно когда за этими словами и речами начинаешь видеть живого человека, друга, их произносившего.
И в любом случае всё искупается центральным противостоянием между Шион и остальными. Она ведь сразу даёт понять, что преследует сугубо личные цели, и показательно дистанцируется от остальных, порой ведя себя как настоящая стерва. И тут, конечно, интересно наблюдать за тем, как она постепенно начинает оттаивать и к чему это приведёт. Особенно интригуют их отношения с Альфеном — тут много и забавных, и драматичных сценок. И вообще постоянно в воздухе висят вопросы: что это у неё за проклятие, какие цели она преследует? Альфен в этом смысле выглядит более прямолинейным, но и с ним связаны свои интриги: почему он долгое время был в железной маске, что скрывается в его прошлом? И когда, наконец, они уже будут вместе? Или не будут?
Увлекательный игровой процесс
Tales of Arise скроена по классическим для современных JRPG лекалам. Есть большой полуоткрытый мир, поделенный на множество регионов и государств, между которыми мы практически в любой момент можем свободно перемещаться через систему точек переноса. Это позволяет принимать, выполнять и сдавать массу побочных квестов. Большинство из них, естественно, связаны с убийством монстров и поиском ингредиентов — чтобы, например, сварить бормотуху местному алкашу. Есть и менее заурядные случаи, когда Шион выступает в качестве стилиста или мы опрашиваем местных, чего они ждут от новой власти.
Выполнять эти квесты интересно и полезно — даже на среднем уровне сложности материалы, зелья и деньги мне были нужны всегда. По той же причине всегда хочется отклониться от основной сюжетной дороги и исследовать каждый закуток карты, где можно найти те же ресурсы и сундуки с крутыми вещами, которые охраняют сильные враги и локальные боссы. За найденные ингредиенты (и за деньги тоже) специальные NPC могут изготовить более мощное и дорогое оружие и полезные амулеты — последние ещё разрешают и улучшать с помощью особых камней.
У других торговцев и в тавернах покупаем зелья (тоже дорогущие) и броню. В тех же тавернах можно остаться на ночлег, а перед сном разрешают изготовить и съесть что-нибудь вкусное и полезное, дающее прибавку к стихийной защите или, например, к атаке для всей партии. Рецептов скапливается множество, а эффективность бонуса зависит и от того, кто именно из персонажей на этот раз окажется поваром.
Во второй половине игры появляется возможность обрести домик в деревне — свою ферму, где мы разводим коров, кур или свиней, покупаем им корм, ставим на охрану собак, а потом получаем полезные для той же готовки яйца, мясо и молоко.
Ну и в целом, как и в Atelier Ryza 2: Lost Legends & the Secret Fairy, в Tales of Arise по сравнению с прошлыми выпусками серии больше свободы в исследовании мира — можно, например, прыгать и плавать.
Есть места, куда можно попасть, только если член отряда использует свою способность и снимет завесу огня (умеет Альфен), яда (Кисара) и так далее. На эти упражнения тратятся очки исцеления. За них же на карте Шион вольна вылечивать раненых NPC, получая награды. За эти же ОИ она подлечивает и реанимирует в сражениях союзников. То есть огульно расходовать очки не получится.
Динамичные сражения
Также стало больше свободы, динамики и возможностей в боях. В целом там всё привычно — персонажи в реальном времени бегают по ратному полю, мы вольны переключаться между ними и использовать их приёмы. Но в Tales of Arise многое «заточено» на уклонения и контратаки. Кроме того, у каждого есть особый талант, который тоже лучше использовать в нужное время и в правильном направлении. Так, Ринвелл умеет воровать магию врагов, когда они собираются колдовать, а потом сама жарит ею, Ло способен разбивать щиты, а Кисара — блокировать атаки тех, кто колотит с разбега. Всё это расходует шкалу приёмов.
Кроме того, есть совместные атаки, которые можно проводить, когда враг ошеломлён, а также усиленные удары и сверхмощные приёмы в режиме «сверхсилы». В бою разрешают всё делать самому, включить полуавтоматический режим или отдать драку на откуп ИИ — персонажи будут действовать в соответствии с той тактикой, которую вы назначили («Агрессивный бой» или «Бой без фанатизма», «В первую очередь — исцеление», «Зададим жару боссам» — тут уже по названиям всё понятно), и применять те приёмы, которые вы им выбрали. А они по мере использования прокачиваются.
Кроме того, вся партия по итогам мордобоя получает очки навыков, количество которых зависит от эффективности наших действий, — за них мы разучиваем новые приёмы и пассивные умения (усиление атаки на грани смерти, более эффективное восполнение шкалы приёмов и так далее). Все эти навыки распределяются по разным школам и веткам, а новые становятся доступны по мере того, как персонажи зарабатывают «титулы» — фактически уровни.
Я бы назвал баланс сложности в Tales of Arise адекватным. На средней сложности можно достаточно спокойно пить чай, наблюдая, как в автоматическом режиме ваши подопечные аннигилируют рядовых противников, — хотя полностью расслабиться, как на «Сюжете» и «Обычном», не получится. И уж тем более приходится брать бразды правления в свои руки во время схваток с мини- и макси-боссами (есть ещё усиленные версии рядовых монстров) — те неизменно дают прикурить, безжалостно опустошая запас расходников. А многих необязательных боссов сразу и не победить.
У всех боссов свои тактики и слабые места, по которым и нужно усиленно бить. И уж тем более непросто приходится на высоком уровне сложности — я его старался включать пореже, благо вызова на среднем мне хватило. К тому же некогда было совсем уж активно заниматься гриндом, без которого на «харде» не обойтись, — а все возможности для него есть: монстры регулярно возрождаются, если вновь зайти на старые локации.
Красивые графика, костюмы и арт
Tales of Arise, в отличие от предыдущих выпусков серии, сделана не на своём движке, а на Unreal Engine 4 и выглядит потрясающе. А акварельные нотки добавляют во всё это особый визуальный колорит.
Конечно, особое внимание уделено внешности персонажей — тут у нас очень броское аниме. Вы вольны одевать по своему вкусу всех — менять строгое одеяние стражницы на купальник, добавлять демонические крылышки, собачьи или кроличьи ушки, волчьи или кошачьи хвосты, рога, повязку на глаз и так далее и тому подобное.
Конечно, Tales of Arise не устраивает революций в древней серии, но однозначно её освежает и делает более динамичной, современной. В отличие от Scarlet Nexus и Atelier Ryza 2: Lost Legends & the Secret Fairy, здесь практически нет слабых мест — за исключением разве что порой излишнего утомительного пафоса и морализаторства, что тоже можно считать вкусовщиной. Зато есть крайне колоритный сеттинг, захватывающий сюжет, нескучный геймплей и незабываемый дуэт двух главных персонажей. Так что для меня Tales of Arise на сегодня однозначно лучшая JRPG года — большая, красивая, разнообразная игра, которая эпически выглядит и эпически увлекает.
Плюсы: история и персонажи, их развитие и взаимоотношения не отпускают ни на секунду; классический и в то же время динамичный, современный геймплей; драться почти всегда интересно — на среднем и на высоком уровнях сложности, где почти не дают расслабиться; арт и костюмы персонажей — это настоящая услада для глаз всех анимешников.
Минусы: порой градус прямолинейного пафоса и морализаторства зашкаливает; музыка хороша, но очень уж часто повторяется.