The Callisto Protocol

Жанр Ужасы
Платформа PS4 / PS5
Издатель Bluehole
Разработчик Striking Distance
Язык Русский
Возраст 18+
Игроки 1
Дата выхода 02.12.2022

Что мы знаем о The Callisto Protocol — преемнице Dead Space

Вы заметили, как возрождается интерес к играм про космос? Анонсированы Fort Solis, экшен во вселенной «Чужих» Dark Descent и жутковатая Routine, на подходе польский проект по «Непобедимому» Станислава Лема (Stanisław Lem) и ремейк Dead Space. Но что ни называй, особое место в списке обязательно займёт The Callisto Protocol. Почему? Во-первых, это красиво. Во-вторых, камбэк отца Dead Space Глена Скофилда (Glen Schofield) с авторским проектом никак нельзя пропускать. Релиз назначен на 2 декабря, но информации уже достаточно, чтобы обмазаться предвкушением с головы до ног. Чем и займёмся.

Авторский почерк

Держим пари, большинство игроков считают, что Скофилд опять за своё: задворки вселенной, мрачный индастриал, мутанты один другого гаже и герой-одиночка, пытающийся совладать с царящим вокруг безумием. Логично увидеть в The Callisto Protocol реинкарнацию Dead Space, только с акцентом на всём удачном и выпиливанием всего неудачного. Тем не менее сам Глен подчёркивает в интервью, что никому его новое произведение не покажется четвёртой частью «Мёртвого космоса». Проект изначально был для автора способом отвязаться от прежних достижений и придумать что-нибудь с чистого листа. Но мастера выдаёт манера — как он сам не раз говорил, характерный стиль слился с его ДНК.

Разгадка противоречия — в том, что Глен Скофилд прежде всего художник, окончивший институт Пратта, а уж затем разработчик игр. Свой почерк он искал долго: рисовал с тех пор, как научился ходить, в восемь лет мечтал стать карикатуристом, а во время учёбы увлёкся научной фантастикой. Жанр повлиял на его восприятие мира. В колледже будущий разработчик космических ужасов изображал Джоконду в виде инопланетянки, а когда классу задали ковбойскую тему, нарисовал космонавта с револьвером на лошади. Устроившись после учёбы журнальным и рекламным иллюстратором на Манхэттене, Глен продолжил гнуть ту же эстетическую линию — и в конце концов нашёл себя.

Для оценки пройденного пути достаточно сравнить обложку Tasmania Story для Game Boy, которую создал Скофилд, и его нынешние работы. А в геймдеве властелин гниющего мяса и топтания мутантов кованым сапогом начинал с игры про куклу Барби. Как видим, эволюция нехилая — и какой художник в здравом уме выбросит её плоды, отказавшись от достигнутого? Для человека, мыслящего образами, а не строчками кода, это равносильно гибели. Возможно, поэтому после десяти лет работы над серией Call of Duty Скофилд решил оставить основанную им студию Sledgehammer Games, сделать передышку и поискать вдохновения в родной для него стихии — в изобразительном искусстве.

В 2019-м, когда гейм-дизайнер взял творческий отпуск, он перебрался из Калифорнии в город Тусон, штат Аризона. Здесь он время от времени выбирался в пустыню Сонора, чтобы делать зарисовки природы. А пустыня между тем известна не только одним из самых зловещих картелей Мексики, но и расположенной в этих местах национальной обсерваторией Китт-Пик. Именно в ней при участии университета Аризоны в 1980 году стартовал проект Spacewatch по сбору данных об астероидах Солнечной системы, в том числе потенциально опасных для Земли. Уединение в каменистой глуши, зарисовки фауны и близость столь важного научного центра — всё это объединилось в образ нового проекта, которым загорелся Скофилд.

Сюжет Meteor Down («Падение метеорита») разворачивался в точно такой же пустыне, где в тюрьму угодило космическое тело. И не простое, а заражённое неизвестным науке вирусом, который превратил заключённых и надзирателей в монстров. А герой по замыслу автора должен был выбираться из этой западни. Как видим, связей с Dead Space здесь почти нет — разве что дань уважения рассказу Лавкрафта (Howard Lovecraft) «Цвет из иных миров», где метеорит аналогичным образом превращает в ад жизнь фермеров. Вместе с тем в фабуле уже просматриваются зачатки The Callisto Protocol. Оформив мысли в виде презентации в PowerPoint и настрочив 40-страничный сценарий, Скофилд решил действовать.

С набросками он направился к китам индустрии, включая Sony и Microsoft, но вскоре понял: такие издательства вряд ли дадут ему полную творческую свободу — тут сказался опыт работы на Electronic Arts и Activision. Краем уха Скофилд услышал, что директор корейской компании Krafton Ган Сок Ким (Gang-seok Kim) ищет «парня из Call of Duty» для открытия очередной студии в США. А Krafton, между прочим, владеет PUBG и всем, что связано с этим шутером. Наметилась сделка века.

Зимой 2019 года Скофилд и Ким, воспользовавшись саммитом DICE, встретились в номере Aria Resort & Hotel в Лас-Вегасе и обсудили судьбу Meteor Down. Было решено, что игра станет частью вселенной PUBG, но в остальном Глен получил то самое пространство для манёвра, о котором мечтал. При помощи старого друга и вице-президента Visceral Games Стива Папуциса (Steve Papoutsis) он собрал команду ветеранов, помнивших его ещё по совместной работе над Dead Space, и учредил студию Striking Distance. Естественно, новый проект не мог избежать влияния прежнего опыта всех этих дизайнеров и программистов. Если на стадии пустынных откровений шабаш тюремных мутантов ещё можно было привязать к королевской битве, то уже через год от этого пришлось отказаться. Авторский почерк дал о себе знать — в The Callisto Protocol стали проглядывать знакомые черты.

Скофилд описывает ситуацию так: «Мы с самого начала понимали, что нам нужно другое окружение, другая история, другая вселенная, другая боевая система, другой персонаж — всё не такое, как в Dead Space. И я не вижу людей, утверждающих, что это Dead Space 4». Гейм-дизайнер сравнивает ситуацию с тем, как Ридли Скотт (Ridley Scott) снял «Прометея» более чем через 30 лет после «Чужого».

Источники вдохновения

Помимо живописи Скофилд черпает вдохновение из фильмов. В число важных для него произведений неизменно попадает «Горизонт событий» (он же «Сквозь горизонт», увы) — фактически первая Dead Space сделана на основе идей из Event Horizon и игры Resident Evil 4. Также гейм-дизайнер находится под впечатлением от «Нечто» Джона Карпентера (John Carpenter), «Пекла» Дэнни Бойла (Danny Boyle) и «Чужого» Ридли Скотта. Последняя картина интересна тем, что в The Callisto Protocol Глен наконец-то смог передать опыт, полученный от видов LV-426:

Помню, как впервые смотрел Alien и они приземлились на планету, а я никогда не видел раньше такой планеты. Были миры из Star Wars, Star Trek и тому подобной фантастики, но ни один из них не был настолько мрачным.

Не чурается разработчик и личных встреч с режиссёрами — ещё обдумывая Dead Space, он общался с постановщиком «Хостела» Элаем Ротом (Eli Roth) и автором «Кошмара на улице Вязов» Уэсом Крейвеном (Wesley Craven). Последний подсказал, что наиболее острые страхи связаны с потерей близких, чем спровоцировал появление Николь.

А в сессии вопросов и ответов в Discord представители Striking Distance сообщили, что брали на карандаш не только западные ужасы, но и азиатские. Назвали в числе прочего «Поезд в Пусан», «Историю двух сестёр», «Звонок» и «Проклятие». Понятно, в восточной классике их интересовал не телесный ужас, а способы психического давления, к которым прибегали киноделы. Оба аспекта объединяет в себе лента Паскаля Ложье (Pascal Laugier) «Мученицы»Скофилд не устаёт повторять, какое место занимает в его сердце этот фильм, особенно финальная сцена.

Но не кинематографом единым. Для достоверного изображения мутантов и увечий сотрудники Striking Distance обратились к примерам из реальной жизни. Они изучали архивы полиции с изображениями жертв насильственных преступлений и аварий, интересовались нюансами вроде того, как гниёт плоть после пулевого ранения. В общении с журналистами глава креативного отдела студии Крис Стоун (Chris Stone) отметил, что копаться в подобном — это весьма неприятный опыт.

Место действия

Итак, куда же поместит нас игра? Её события разворачиваются на одном из четырёх спутников Юпитера, открытых Галилеем. Это мрачная и пустынная луна, сплошь покрытая ударными кратерами, а по размеру она почти вдесятеро меньше Земли. Но почему именно Каллисто? Есть ведь, например, Европа, подо льдами которой вполне могут существовать примитивные формы жизни — этому, кстати, посвящён жутковатый фильм Europa Report 2013 года.

Дело в том, что Каллисто находится на таком удалении от Юпитера, что практически не испытывает на себе радиационного воздействия планеты-гиганта. Заряженных частиц сюда попадает примерно в 300 раз меньше, чем на ту же Европу. А изо льда на поверхности можно добывать воду и топливо. Поэтому холодный мир, облюбованный сотрудниками Striking Distance, часто обсуждают как площадку для обустройства базы.

Разговоры о пилотируемой экспедиции на Каллисто ведутся с 1980-х годов, а в 2003-м агентство NASA провело исследование Human Outer Planets Exploration (HOPE), где луна Юпитера была отмечена как потенциальное место для освоения. Согласно этой программе, первые люди смогут отправиться сюда примерно к 2040-м годам, после того как слетают на Марс. Но нам, к счастью, не нужны космические корабли для таких путешествий — хватит The Callisto Protocol и нескольких зимних вечеров.

Конечно, ни Скофилд, ни его коллеги не летали на отшиб Солнечной системы, чтобы делать футажи. Где у разработчиков не было достоверных данных, там они положились на фантазию, причём не только на свою — достаточно вспомнить ту же LV-426 из «Чужого». Элементы окружения помогал строить искусственный интеллект. Для создания гнетущей атмосферы он несколько изменил вид обычных предметов вроде дверей и стульев. Как объяснил Скофилд в интервью The Verge, «реализм помогает научной фантастике, в которую люди часто не верят. Но в наши дни можно покрыть предмет ржавчиной или сделать так, чтобы с него капала вода, — и игрок скажет: „Я понятия не имею, что это за штука, но она, чёрт возьми, выглядит настоящей“».

На Каллисто мы увидим и останки существ, которые некогда здесь обитали. Люди в игре тоже поставлены на грань вымирания, поскольку неведомая зараза превращает их в жутких мутантов. Примечательно, что с метаморфозами связана и судьба мифической героини, именем которой названо место действия. Согласно преданиям, забеременевшая от Зевса Каллисто была превращена Артемидой в медведицу, после чего её чуть не убил собственный сын. Чтобы защитить несчастную, главбог отправил её на небо, где мы видим её до сих пор — в виде созвездия Большой Медведицы, оно же Ковш в простонародье.

Сюжет и персонажи

Не знаем, как там в 2040-х, а в 2320 году во вселенной The Callisto Protocol люди уже вовсю бороздят космические просторы. Пилот грузового корабля Джейкоб Ли совершает аварийную посадку на Каллисто, после чего его сажают в местную тюрьму Black Iron. А когда герой выбирается из камеры, он видит вокруг себя разрушенную базу и толпы чудовищ. Такова, если вкратце, завязка. И тут важны три вещи:

  • Протагониста зовут Джейкобом не просто так, а потому, что в Dead Space был Айзек. Это отсылка к библейским Исааку и Иакову, которые приходились друг другу отцом и сыном.
  • Исполнил роль Джейкоба актёр Джош Дюамель (Josh Duhamel) — ранее он

    пересекался с Гленом Скофилдом в коридорах Sledgehammer Games во время работы над Call of Duty: WWII.

  • Специально для передачи в игре движений и эмоций (а Скофилд, по его же признанию, выбрал Дюамеля за актёрский диапазон) в студии установили оборудование для motion capture и performance capture. Сперва за подобного рода съёмками разработчики ездили в Лос-Анджелес и пользовались услугами сторонних фирм. Но в какой-то момент Скофилду надоело — и он раскошелился на собственную технику.

Всех подробностей сюжета мы пока не знаем, но журналистам показывали демоверсию. В частности, сотрудники Game Informer описывают эпизод, который начинается в медотсеке тюрьмы Black Iron. Катастрофа здесь уже произошла: мерцающие огни работают от аварийных генераторов, откуда-то доносятся зловещие звуки, за углом притаились мутанты. В интервью IGN Глен Скофилд сообщил, что кроме основной сюжетной линии в игре будут второстепенные:

Мы добавили бета-пути для дополнительного исследования. Их действительно много. Вам не надо их проходить, если не хотите открывать все тайны. Но они позволяют узнать больше об истории и персонажах, у каждого из которых есть своя линия в сценарии, так что The Callisto Protocol будет реиграбельной.

Иначе говоря, действие крутится не только вокруг героя — будут и другие персонажи с прописанными легендами. В роли одной из таких фигур выступает Карен Фукухара (Karen Fukuhara), она же Катана из «Отряда самоубийц» и Кимико из «Пацанов». Ещё о похождениях Джейкоба Ли известно, что никакого экшена в открытом космосе, как в Dead Space, здесь не будет. Герою разрешат разве что выбраться на поверхность Каллисто, чтобы поплутать какое-то время в ледяной пурге.

Геймплей

Жанровая принадлежность The Callisto Protocol ясна — это и survival horror, где надо экономить патроны и шарахаться от каждой тени, и боевик с уничтожением чудищ при помощи холодного или огнестрельного оружия. Причём, как обещают разработчики, обе механики представлены в игре поровну. Для раздачи лещей на ближней дистанции у Джейкоба есть дубинка-шокер из арсенала тюремной охраны, а также старое доброе топтание врагов ногами. Герой также умеет уклоняться от атак мутантов — уходить назад, вправо и влево. О ранениях, полученных в бою, нам сообщает индикатор здоровья, встроенный в костюм заключённого.

Также герой орудует GRP — ещё одной штучкой от местной охраны, которая помогает сдерживать толпу. На практике устройство поднимает врагов в воздух, притягивает или отталкивает их. Вместе с дубинкой, навыками ближнего боя и огнестрелом это даёт массу комбинаций в расправе над биофагами (так в игре кличут мутантов) — их можно расчленять, швырять на шипы или лопасти вентиляторов, жечь и расплющивать.

Чтобы подобная мясорубка не казалась монотонной, разработчики придумали свыше десятка видов чудовищ и две механики. Первую сотрудники Striking Distance назвали инженерией ужасов — она отвечает за разнообразие ситуаций, в которых вам должно стать страшно. Вторая, система жестокости, потребовала целого отдела в студии и двух лет трудов. Это, по сути, анатомически точная разделка монстров — как у них отрываются ноги, руки, клешни, щупальца и прочие части тела.

А расчленение играет важную роль в тактике: например, если биофаг потеряет руку, он не сможет схватить Джейкоба, а безногий будет только ползти, чтобы добраться до героя. Всё это, как и движения людей, сделано с помощью захвата движений, то есть сыграно актёрами, а затем доведено цифровой обработкой до той мерзости, что скалит на нас зубы в трейлерах и на скриншотах. Пользователи PlayStation 5 получат бонусные опции: вибрация DualSense передаст и топот особенно грузных тварей по полу, и хруст ломающихся костей.

Кстати, о звуке. Редкий хоррор обходится без этой составляющей, что и подтверждает Скофилд: «Когда мы говорим о звуковом дизайне в таком проекте, это 50 процентов игры». Каждая ужасающая находка сопровождается звуковыми эффектами, как в вашем любимом фильме ужасов. Многие из этих тревожных интонаций воспроизводятся с помощью уникального инструмента The Apprehension Engine, созданного композитором Марком Корвеном (Mark Korven; «Ведьма», «Маяк») и гитаристом Тони Дагган-Смитом (Tony Duggan-Smith).

Конечно, амбиции у Striking Distance колоссальные — студия намерена выпустить «самую страшную игру в истории». Судя по Dead Space, когда-то эти разработчики действительно умели пугать. Но суждено ли сбыться их планам — узнаем только в декабре, когда игра получит оценки критиков и публики.