The Dungeon of Naheulbeuk: The Amulet of Chaos
Обзор
Много ли вы знаете действительно смешных юмористических RPG? South Park: The Stick of Truth и The Fractured but Whole, Penny Arcade Adventures: On the Rain-Slick Precipice of Darkness, The Bard’s Tale от Брайана Фарго (Brian Fargo), дилогия Costume Quest от Тима Шейфера (Tim Schafer), DeathSpank от Рона Гилберта (Ron Gilbert)… В общем, хватит томить – теперь можете смело заносить в этот список и The Dungeon Of Naheulbeuk: The Amulet Of Chaos от Джона Ланга (John Lang).
Смеши меня по-французски
Кто вообще этот Джон Ланг и что за Нахейлбе… бу… как его там? Вопросы справедливые. Вообще, юмористическое фэнтези – вещь коварная. Казалось бы, всё просто – знай себе шути про гномов и дворфов, страдающих пивным алкоголизмом, полуголых эльфиек с длинными ушками, самовлюблённых, но недалёких паладинов и всё в таком духе. Но вот кого этим сегодня рассмешишь?
А стать новым Терри Пратчеттом (Terry Pratchett) куда сложнее. Тот тоже начинал с пародий на типичное фэнтези, но в итоге начал копать куда глубже, интереснее и интеллектуальнее – в том числе в построении текста.
Так вот, француз Джон Ланг – это автор весьма популярной у него на родине юмористической вселенной The Dungeon Of Naheulbeuk, по которой есть и настолка, и аудиосериал. За 20 лет её существования Терри Пратчеттом автор всё-таки не стал и, видимо, не шибко стремился. Начал с пародий на фэнтези-клише и во многом на них и остановился.
Возможно, всё же когда-нибудь потом Джон Ланг будет делать что-то более глубокое, интересное и интеллектуальное. Ну а пока есть первая видеоигра по его вселенной, где у нас в наличии и дворф с пивным животиком, и полуголая эльфийка, и много других ожидаемых пародий на стандарты фэнтезийных RPG. Значит ли это, что там всё уныло и предсказуемо? А вот и нет – на самом деле The Dungeon Of Naheulbeuk: The Amulet Of Chaos способна удивить и рассмешить.
Искатели приключений, злата и беды
Итак, по сюжету компания из шести приключенцев (рейнджер, вор, волшебница, лучница-эльфийка, варвар и дворф, плюс будут варианты присоединить на выбор ещё троих) в поисках наживы отправляется в титульное большое подземелье выполнять квест, связанный с некоей важной статуэткой. И практически сразу их развели местные гоблины, которые устроили азартные игры и посулили очень много золота. В итоге вместо денег героям достался могущественный, но, естественно, проклятый амулет.
Взявший его в руки персонаж тут же куда-то телепортируется и превращается в свою же злобную копию. Поэтому поначалу нам приходится сражаться с некоторыми своими товарищами, которые вопят, что их, мол, никогда не ценили и не уважали, и с криками кидаются на вчерашних напарников.
Потом ещё по сюжету мы будем сражаться с поварами (и мышками в поварских колпаках) за кусок провонявшего сыра, который очень нужен помешанному на сырной продукции магу; искать крутое платье для волшебницы, чтобы охранники в VIP-зале местной таверны ахнули и пропустили её; и заручаться поддержкой самовлюблённого менестреля, у которого не всё ладно с дикцией.
Они разные, но всё-таки вместе
То, что наши герои периодически бросались друг на друга, неудивительно – они, скажем так, не лучшие друзья. Поэтому постоянно ругаются и тянут одеяло на себя. Особый колорит в отряд вносит огромный туповатый огр, язык которого понимает только волшебница, озвученная известной в геймерской среде Фелицией Дэй (Felicia Day). У каждого персонажа есть свой характер и мотивация.
И поэтому, как бы вас поначалу ни раздражали их препирательства, вскоре к этим балбесам прикипаешь и начинаешь даже скучать без очередной перебранки между наивной эльфийкой и дворфом-матерщинником. Или без очередной попытки горделивого рейнджера показать, кто тут настоящий лидер отряда.
Последнее особенно смешно после того, как именно рейнджера надул ушлый торговец, продав ему по скидке якобы очень мощное зелье, наделяющее силой эльфийской магии. В итоге герой в слезах бегал и вонял, словно протухшее яйцо, пока мы не отыскали барыгу и не заставили выдать противоядие.
От любви до ненависти
Но не всё в The Dungeon Of Naheulbeuk: The Amulet of Chaos удалось с точки зрения юмора и пародии. Поначалу вообще кажется, что классные арты на загрузочных экранах, иллюстрирующие жизнь и быт наших героев, куда смешнее, чем то, что есть в игре.
А там – шутки про туалет, большие достоинства и аргументы жрицы (пояснить, о чём речь?), игра слов в духе Kiss my astral energy и замечания эльфийки про то, как она жаждет принять ванну. Однако вышеописанные сюжетные и побочные квесты постепенно выправляют дело. То есть авторы стараются и придумывают необычные ситуации. Тут, например, ещё есть побочный квест, забавно отсылающий к Минску и Бу, культовой парочке из Baldur’s Gate. А спасать хомяка приходится эльфийке и дворфу, которые вроде как не переносят друг друга, но всё равно друг за друга порвут в клочья.
Вам на какой этаж катакомб?
Да и само подземелье устроено очень забавно – управляет им некое братство любителей кооперативной игры, там есть VIP-комнаты, кухни, кабаки, магазины, мастерские и чёрт знает что ещё. И всё разбросано по разным этажам, между которыми можно перемещаться… на лифте. Этакий подземный комплекс ТЦ Naheulbeuk.
И его хочется исследовать: то и дело натыкаемся на что-то интересное, сталкиваемся с неожиданными ситуациями или, например, подслушиваем разговор, который приведёт к новому побочному заданию.
Периодически открываются ранее запертые двери. Или же мы обучаем своего огра пробивать их ударом живота – это даёт доступ к новым помещениям, где ждут новые враги, сундуки, ловушки и иногда даже пазлы, заставляющие крутить статуи или правильно отвечать на вопросы.
Плечом к плечу
Впрочем, не менее (а для некоторых и более) важная составляющая The Dungeon Of Naheulbeuk – это пошаговые сражения. Их не так уж и много, зато все драки тут, что называется, ручной работы и дизайна, все квестовые, а участвуют в них до 8 персонажей с обеих сторон – длиться бои могут полчаса и больше.
Но скучать, поверьте, вам не придётся. С одной стороны, всё стандартно, в духе XCOM. Герои и враги ходят по очереди, каждый раз выполняя максимум два действия. Они могут занимать укрытия, включать режим наблюдения, бросать бомбы, подрывать огнеопасные (или с ядовитым газом) бочки. Разве что возможности занимать высоту нет.
С другой стороны, недругов всегда много, они окружают, напирают, перекрывают и прикрывают друг друга, обкладывают наших бойцов со всех сторон, так и норовя поймать на attack of opportunity (встречная атака) тех, кто пробегает мимо и пытается вырваться из этих клещей.
Поэтому и нам важно на этапе тактического планирования правильно расставить своих бойцов и потом делать всё то же самое. О важности грамотного расположения напоминают и пассивные навыки, дающие прибавки к характеристикам, если персонаж находится рядом с тем или иным союзником. Например, огр может выучить перк, дающий +10 к точности, если он отирается около волшебницы. А у вора, наоборот, есть навыки, которые делают его эффективнее, когда он чувствует себя одиноким волком.
Промах во благо?
В любом случае наши подопечные имеют неприятную привычку мазать даже при высоких шансах на успех. И эти безумные пляски рандома порой сложно понять и простить: можно сколько угодно перезагружать «сейв», но эта дура с луком (иначе уже с пятой попытки и не скажешь!) всё равно будет упорно лупить в молоко. Но стоит перед этим волшебнице зарядить своей магией по другому врагу – и эльфийка тут же делает себе коррекцию зрения…
Да, за это можно и, вероятно, нужно пожурить авторов. Но, во-первых, как я уже сказал, правильное расположение бойцов повышает шансы на успех. Во-вторых, не нужно забывать прокачивать ловкость, влияющую вероятности уклонения и успешного попадания.
А главное, тут вовсе не обязательно бодаться с рандомом. Пусть мажут – это постепенно заполняет особую шкалу (The Randomia), которая открывает крутые возможности, вроде дополнительного хода для выбранного бойца или массового лечения всех наших травмированных подопечных.
То есть даже не самую приятную особенность многих подобных игр авторы The Amulet of Chaos забавно обыграли и фактически заставили работать на себя.
Классный вид
Отдельно отмечу то, как отлично The Dungeon Of Naheulbeuk выглядит и звучит (все реплики выразительно озвучены). Особенно поражают проработка моделей и их анимация – даже в меню персонажа все постоянно куда-то смотрят, вертят головой и гримасничают.
А в бою можно приблизить камеру и увидеть, как поскользнувшийся на льду гоблин, лёжа на спине, нервно зыркает по сторонам, пытается встать и в отчаянии тянет ручки. А драка продолжается, и до него уже никому нет дела.
Частые и раздражающие промахи вкупе с высокой продолжительностью боёв и загрузок (на моей системе), а также не всегда удачные шутки (это на мой вкус) могут поначалу оттолкнуть от The Dungeon Of Naheulbeuk: The Amulet of Chaos. Однако игра раскрывается, призывает думать во время сражений, умеет шутить, развлекать и удивлять, заставляет сопереживать незадачливым, но забавным героям. И в итоге затягивает. Это в любом случае самая весёлая RPG года. Жаль только, на русский её пока не перевели.
Плюсы: увлекательный сюжет; каждый персонаж в отряде – личность; множество забавных ситуаций и квестов; затягивающий процесс исследования; сложные сражения; вполне компетентная ролевая система; всё в целом сделано качественно и с удобствами; игра великолепно выглядит и звучит.
Минусы: не все шутки одинаково удачны; рандом при определении шанса попадания/уклонения поначалу бесит.