The Pillars of the Earth
Обзор
Игры по книгам — явление всё ещё достаточно редкое. Роман «Столпы Земли» британца Кена Фоллетта (Ken Follett) — это очень масштабное полотно, основанное на неспокойной истории Англии, в котором используются прямые факты из неё, хотя и смешанные, понятно, с вымыслом. А в центре внимания не воины с мечами, а строители, возводящие соборы — как каменные, так и духовные, метафорические соборы собственной жизни. Немцы из Daedalic Entertainment решились на основе этого общепризнанного архитектурно-исторического бестселлера возвести свою новую большую игру, Ken Follett's The Pillars of the Earth. Авторы The Whispered World и Deponia явно соскучились по масштабному игровому строительству…
Они такие разные, но всё-таки вместе
События романа охватывают период 1123 — 1174 гг., смутное время в истории ещё не устоявшегося английского государства, когда после смерти короля Генриха I и трагической гибели в кораблекрушении его прямого наследника, сына Вильгельма, началась затяжная междоусобная борьба за власть.
На фоне политических и религиозных интриг, заговоров и войн Кен Фоллетт описывает судьбу множества разных персонажей, которые, впрочем, принимают непосредственное участие во всех этих бурных событиях. Каменщик Том Строитель, мечтающий не ремонтировать дома, а возводить соборы, его дети и его ученик Джек, сын дикой и хаотичной Эллен, которую Том встретил после смерти жены, монах Филип, красавица Алиена, обесчещенная дочка влиятельного графа, павшего жертвой собственных амбиций, — все они разные, но судьбы их затейливым узором переплетаются в это смутное время.
Эти ключевые персонажи присутствуют и в игре, которая, понятно, повторяет центральный сюжет романа. Сначала нас по отдельности знакомят с каждым из них, отчего человек со стороны, незнакомый с книгой, может впасть в фрустрацию — пять минут назад мы принимали роды в лесу у умирающей жены Тома, теперь вот в роли Филипа занимаемся делами вымышленного Кингсбриджского монастыря, а сразу после этого за маленького Джека стреляем из пращи в оленей…
Однако эта затяжная интродукция отлично знакомит с основными действующими лицами, а вскоре всех их так или иначе связывают общие события, в которых личные судьбы, радости и драмы неотделимы от политических и религиозных — и мы понимаем, насколько многогранная история нас ждёт…
Интерактивная книга
И она тем более интересна, что игроки, в отличие от читателей романа, могут так или иначе влиять на события и даже менять их — поэтому некоторые ситуации тут разнятся с оригиналом. Фактически Daedalic Entertainment впервые решилась выступить в жанре интерактивной книги. В Ken Follett's The Pillars of the Earth есть «массэффектовские» окна диалогов, а во многих случаях время на выбор реплик и решений, прямо как в играх Telltale Games, ограничено.
В итоге влиять можно на множество самых разных ситуаций: от каких-то относительных мелочей (как сложатся отношения Джека с сыном Тома; сдавать злобному помощнику приора монаха-воришку или нет) до глобальных событий — решаться ли Филипу на заговор с епископом Бигодом (одним из антагонистов романа), пускать или нет беженцев в монастырь. Причём, если бы он не помогал епископу, быть может, не было бы и беженцев, что заставляет мучиться совестью и нас, и героя.
Игра аккуратно следит и учитывает все действия в каждой главе и в конце напоминает, что вы сделали и как поступили, — вплоть до каких-то опять же мелочей, вроде того, смогли ли найти старую надпись на стене мельницы, кому налили похлёбку в первую очередь и помогли ли согреть ноги старенькому монаху (он, к слову, в этом случае окажет поддержку Филипу в его спорах с братией).
Есть и другие модные ныне геймплейные элементы, а точнее, намёки на них. Можно перемещаться по глобальной карте, выбирая, куда направиться — например, к епископу или сразу в город. В другом случае мы бегаем между разными группами беженцев и решаем, кому и сколько хлеба отдать. Есть и простенькие QTE.
В такой ситуации собственно квест, каковым, строго говоря, по жанру является Ken Follett's The Pillars of the Earth, предсказуемо редуцировался до уровня, несвойственного играм Daedalic Entertainment. Нет, это, конечно, не полный примитив, как у Telltale: есть и инвентарь, и сбор предметов, которые нужно применять в нужных точках, и беготня между локациями, но никаких сложных загадок нет — всё предельно просто и логично.
Эксперименты с форматом интерактивного, «заточенного» исключительно на сюжет повествования, начатые в Silence, дали свои всходы в Ken Follett's The Pillars of the Earth — мы получили едва ли не самый амбициозный и нестандартный квест в истории Daedalic. Да, в отрыве от текста самой книги и без предварительного знакомства с ней некоторые ситуации кажутся натянутыми и странноватыми. Особенно когда всё это столь причудливо сочетается со строительной романтикой, религиозной риторикой, чтением Библии и шуточками про цвет, простите, какашек у рыцаря. Но это лишь поверхностные впечатления человека со стороны, и уже по ходу первой книги авторам удаётся заинтриговать и показать весь потенциал, глубину этой очень многогранной истории, — так что лично я с нетерпением жду продолжения.
Как обычно в таких случаях, сейчас мы выставляем лишь предварительную оценку — итог подведём после выхода всех трёх «книг».
Плюсы: увлекательный сюжет; множество интересных персонажей; нелинейность повествования; отличная рисованная графика; прекрасная музыка; выразительное озвучивание всех разговоров и реплик.
Минусы: простенькая квестовая часть.