Those Who Remain
Those Who Remain: Обзор
Из-за непрекращающегося потока «копипастных» ужастиков из подвалов Steam мы перестали верить в инди-хорроры. Когда в редакции раздался клич «А кому Those Who Remain на обзор? Ключ дают до релиза… У игры награды с выставок… Ну, может, кто-нибудь… Ауууу», – в ответ, как вы поняли, раздалась та безразличная тишина, которой темень проклятого старого дома отвечает на истошный вопль «Есть здесь кто-нибудь?!». Спасать ситуацию пришлось мне, но и я приступал к прохождению с чувством человека, соглашающегося на условия лицензионных соглашений перед установкой чего-нибудь. Однако в итоге был приятно удивлён. И напуган тоже.
Преступление и наказание
Впрочем, начинается всё как раз более-менее традиционно. Главный герой по имени Эдвард, живущий в городке Дормонт, явно переживает личную драму и даже, кажется, готов покончить с собой. Но тут ему приходит SMS от некой женщины, которая просит приехать в отель «Голден-Оук». А там, естественно, всё та же тишина, ни единой живой души, а в номере девушки двери начинают сами собой захлопываться. Потом раздаётся звонок, и пугающий голос призывает: «Оставайся на свету!»
Кажется, всё понятно: сейчас нас запрут в этом отеле, где мы будем нервно вглядываться в темноту, скрипеть половицами, собирать записки и слушать очередной рассказ про то, как кто-то там что-то нашёл, случайно выпустил наружу или, наоборот, очень глубоко закопал страшные семейные тайны.
Но нет, не запирают, и вскоре выясняется, что Those Who Remain про другое – про преступление и наказание. Дело в том, что в Дормонте недавно погибла девочка-подросток Анника, и теперь весь город и его жители столкнулись с последствиями этого. А Эдварда те силы, что выше нас (ну, или ниже, если говорить про ад), выбрали в качестве этакого судии, который должен решать, кого казнить, а кого миловать.
Обложили меня, обложили
Нет, ему не вручают в руки топор палача и не заставляют в прямом смысле охотиться за кем-то и убивать или, прижав к земле, в последний момент вручать индульгенцию. Those Who Remain остаётся классическим хоррором про прятки с монстрами и решение загадок. А Эдвард и сам по большому счёту выступает в роли постоянно убегающей жертвы.
Скорее, ему вручают метафорические меч и весы Фемиды, только глаза не завязывают. Наоборот, дают всю информацию. Демон и его подручные фактически обкладывают героя флажками, как волков у Высоцкого, и гонят к тем, кто так или иначе замешан в гибели девочки. Потом гонят туда, где мы можем сами получить информацию о жизни этих людей. И, наконец, приводят к клетке, где уже подгорает адским пламенем или просто поскуливает очередной из тех, чью судьбу мы должны вершить.
И вот тут вырисовывается едва ли не главная заслуга игры – дилеммы здесь действительно непростые. Спойлеры разводить не буду, приведу лишь один пример: заслуживает ли адского костра мальчишка, который потерял любимого брата, потом замкнулся в себе, ходил к психологу, но в итоге стал вымещать свою злость на других детях, что в числе прочего привело к смерти ребёнка? И в конце концов именно наши решения в этих ситуациях определят судьбу самого Эдварда.
Нельзя за флажки
В качестве флажков, которыми обкладывают нашего героя, выступает тьма. То есть буквально – нам выстраивают определённое пространство, направление, за пределы которого нельзя выйти (или нужно придумать, как это сделать). Потому что если сунетесь в тёмный коридор или сойдёте с дороги во тьму, то там сразу появятся пугающие фигуры со светящимися глазами и тут же прибьют Эдварда. Где-то достаточно просто найти переключатель и включить свет. Где-то нужно раздобыть зажигалку и постепенно приближаться к чудищам, отпугивая их, или заполучить предохранитель для генератора, чтобы осветить поле. Где-то поможет удалённый компьютер, регулирующий свет в полицейском участке.
Многие ситуации строятся на перемещении между двумя измерениями. Например, вы видите машину, но не можете открыть её, чтобы включить свет, – она словно чем-то облеплена. Тут открывается большая сияющая дверь, вы в неё входите и попадаете в другую реальность, где в воздухе висят бочки, а машина увита каким-то растением. Тут надо найти способ, как убрать ветки, а также доски, которые расположены напротив её фар. Потом вернуться в ту же дверь, в текущую реальность, чтобы уже спокойно открыть дверь авто и осветить место, куда нам нужно попасть. Это, понятно, самый простой пример – постепенно такие ситуации усложняются.
Беги или прячься!
Также в другом измерении нам периодически устраивают салочки с особенно страшными монстрами, которые, едва заметив, тут же догонят нас и отправят обратно к контрольной точке. Поэтому приходится прятаться и изучать их маршруты, чтобы добраться до важной информации про очередного «подсудимого», запертой в одном из множества шкафчиков, или до трости, которая поможет опустить пожарную лестницу.
Ну и, конечно, как водится, мы ищем важные предметы (например, ключи или кусачки, чтобы снять цепь с двери). Никакого инвентаря при этом нет – герой способен нести только одну вещь. И это, пожалуй, в ситуации, когда всё строится на динамике, только к лучшему.
Да, стелс с монстрами простенький (никаких пряток в шкафах или под кроватью, даже присесть нельзя), да и загадки могут показаться недостаточно сложными. Но в целом играется всё динамично, бодро, свежо и вполне напряжённо. Особенно если за вашей спиной вдруг появляется нечто похожее на девочку из «Звонка» или Альму из F.E.A.R. и постепенно начинает приближаться, а потом переходит на бег. И вот вы драпаете, шкафчики вокруг начинают громко и быстро хлопать дверьми, а валидола-то рядом нет…
Вообще, авторы Those Who Remain предпочитают не пугать откровенными «скримерами», а действовать более изящно. Да, ситуации частенько повторяются, но всё равно каждый раз это заставляет не то чтобы выкладывать дорогу из кирпича, но нервничать и напрягаться – точно.
Вот такая умелая работа с саспенсом, чередование сразу нескольких не самых тривиальных (хотя, безусловно, и не уникальных) механик, а также достойная графика и аутентичный звук приводят к тому, что играть в Those Who Remain не просто интересно – её хочется пройти до конца и узнать последствия своих решений, то есть судьбу главного героя.
Плюсы: затягивающая и не самая тривиальная для жанра история; постоянный моральный выбор, который определяет судьбу главгероя; хоррор-эпизоды умеют пугать; чередование разных интересных механик; игра отлично выглядит и звучит.
Минусы: кому-то может не хватить сложности и разнообразия пазлов, а также стелс-механик; в пресс-версии случались баги.