Хаос еще не начал утихать ниже микроскопического уровня. Блуждающие электроны все еще представляют угрозу безопасности ядер. Ядро должно оставаться защищенным.

Through the Woods

Платформа PS4
Издатель Antagonist Games
Разработчик Antagonist Games
Язык Русский (субтитры)
Возраст 16+
Игроки 1
Дата выхода 22.05.2018

Обзор

Какая-то нехорошая тенденция получается — многие хорроры от независимых разработчиков ещё до выхода получают награды и премии, их ждут, они щекочут нервы трейлерами, скриншотами и обещаниями. Но после релиза пугают разве что уровнем технического исполнения, корявой анимацией да разными несуразностями или банальностями в сюжете. Недавно эта участь постигла Syndrome. Теперь вот пришла очередь Through the Woods…

Волки и овцы

В отличие от Syndrome, авторы Through the Woods, норвежцы из студии Antagonist, рассказывают как раз небанальную историю. Вышедшая незадолго до Хэллоуина, она добавила в этот американский праздник нечисти толику северной тоски, одиночества и скандинавской мифологии.

Действие игры разворачивается в наши дни. Мама с сыном выезжают на машине за город, к рекам и лесам западного побережья Норвегии, но мальчишку вскоре похищает какой-то мужик на лодке. Обезумевшая мать бросается вслед за ними в холодную воду и в итоге доплывает до странного острова. А там её ждут ожившие легенды и мифы Скандинавии во главе с огромным волком Фенриром, которому, как выясняется, раз в пять лет приносят детей в жертву, чтобы сын Локи и Ангрбоды не разорвал свои цепи и не устроил всем Рагнарёк.

Впрочем, норвежским женщинам, которые оказываются настолько суровы, что прямо в шапке, куртке и с рюкзаком за спиной могут проплыть пару километров в ледяной воде, никакой Фенрир нипочём. Наша мать-героиня убегает от огромных троллей, светит в лицо фонариком какой-то твари с хвостом и машет факелом перед мордами огромных волков, чтобы те не приближались и не сожрали её. И даёт слабину, лишь когда поющая ведьма Хель показывает ей на болотах сцены из семейной жизни, напоминающие о том, какой плохой матерью она была. То есть авторы вносят в эту мифологическую чертовщину ещё и социальный подтекст про современные семейные отношения.

А сценариста задрал медведь…

Казалось бы, всё в Through the Woods на месте — и мистика, и мифология, и актуальный подтекст. Плюс к тому этот остров — настоящий рай для любителей всего скандинавского. Тут есть потрясающие пейзажи, тёмный, истинно северный лес, глубокие реки, пещеры, гроты и огромные рунные камни. А поселения, которые мы встречаем по пути, кажется, прямиком сошли с картин, из книг и фильмов про викингов — настолько детально и аутентично они воссозданы. И всё это — под атмосферную музыку.

И всё-таки полностью раствориться в этой атмосфере мешают сразу несколько вещей. Например, разные сюжетные глупости и несуразности, которых тут хватает и помимо героических женских заплывов в шапочке. Есть и эпические дыры, перечислять которые мы не будем, чтобы не плодить спойлеры, и мелкий идиотизм вроде сцены в самом начале, когда мать ждёт писающего сына у сортира (очень атмосферное начало для хоррора, согласитесь!).

А ближе к финалу она читает записку, предупреждающую, что где-то на болотах живёт вышеупомянутая ведьма Хель. И дико удивляется: «Да ладно, не может быть, это, наверное, какая-то шутка». Ага, а то, что двадцать минут назад ты убегала от тролля и разговаривала с двумя волками, умоляя, чтобы они тебя не сожрали, — это, видимо, в порядке вещей.

Главная героиня вообще частенько раздражает своей непроходимой тупостью, которая проскальзывает в её репликах и рассуждениях. К тому же озвучены они очень вяло и невыразительно, что только усиливает неприязнь к горе-мамаше.

Беги, мама, беги!

Другая проблема Through the Woods кроется в самом игровом процессе. Точнее, в его почти полном отсутствии. Да, тролли, ведьмы и волки периодически действительно нагоняют страху. Особенно когда ты осторожно крадёшься по лесу, нервно светя фонариком в разные стороны, чтобы не проспать момент атаки. Но ведь до них ещё надо добежать, по пути не умерев от скуки. Один из пользователей Steam написал об этом так, что лучше и не скажешь (авторская пунктуация сохранена): «Что дальше? А дальше вы бежите по лесу… бежите… бежите… бежите и тут!!! А тут ничего не происходит, и вы опять бежите… бежите… бежите… бежите… Добегаете до скалы, где дальше не пробежать, и вы разворачиваетесь. Дальше? Дальше вы снова бежите, только в обратную сторону… и бежите… и беж…»

Конечно, описание несколько утрированно, но в целом действительно большую часть времени приходится именно что бежать через лес в надежде добраться, наконец, до следующего сюжетного эпизода. Можно, конечно, по пути искать разные записки, проливающие свет на происходящее, и пополнять коллекцию рассказов из скандинавской мифологии. Но это так, баловство по большому счёту. А вот каких-то интересных геймплейных механик, кроме бега с препятствиями и упражнений с фонариком, которым вы светите в морду трём с половиной монстрам, встреченным за игру, в Through the Woods нет.

Причём бежать вы будете, периодически застревая в текстурах, куда-то проваливаясь, матерясь на никакущую оптимизацию (игра на моём ноутбуке работает хуже, чем Battlefield 1 во время батальных сцен) и старательно отводя глаза от анимации. А уж местные кат-сцены вообще без слёз смотреть невозможно — настолько убого выглядят их участники. Здесь же — баги, двоящиеся в глазах модели персонажей и наглухо закрывающиеся после установки патча двери, из-за чего приходится перезапускать предыдущую контрольную точку.

В Through the Woods был отличный потенциал, но авторы так и не смогли раскрыть его по полной. Здесь есть несколько сильных сцен, местами нам действительно страшно, да и атмосфера тёмного северного леса обволакивает, гипнотизирует. Но в целом игра больше разочаровывает и раздражает. С другой стороны, лично меня она заставила полезть в Интернет и прочитать много интересного про легенды и мифы Скандинавии — тоже результат, согласитесь.

Плюсы: тёмный, страшный лес; масса отсылок к скандинавской культуре и мифологии; шикарные пейзажи; аутентичные поселения викингов.

Минусы: некачественное техническое исполнение; дыры и несуразности в сюжете и в репликах главной героини; вялое озвучивание; примитивный игровой процесс.