Torn Away

Платформа PS4
Издатель Nordcurrent
Разработчик Perelesoq
Язык Русский
Возраст 16+
Игроки 1
Дата выхода 03.02.2024

Torn Away: Обзор русской Limbo про Великую Отечественную

Мы уже видели клоныLimbo и Inside. А вот Torn Away от наших соотечественников из студии perelesoq, при всей схожести геймплейных элементов, назвать клоном язык не поворачивается — прежде всего из-за тематики игры. С одной стороны, она знакомая и ожидаемая, с другой — про Великую Отечественную войну тут рассказывается глазами ребёнка, попавшего в плен, что, согласитесь, нечасто встречается в играх, фильмах и книгах.

Дневник Аси из Сталинграда

История девочки Аси, главной героини Torn Away, конечно, взята не с потолка — во время Второй мировой многие дети пережили похожие трагедии. Можно вспомнить записи ленинградской девочки Тани Савичевой или дневник Анны Франк — даже когда сейчас просто пишешь эти имена, уже ком подходит к горлу.

История Аси тоже получилась очень эмоциональной. Она, слава богу, выжила, но за несколько военных лет на её долю выпало немало испытаний. Начинается всё в Сталинграде 23 августа, как раз когда город был практически полностью разрушен. После этого девочку вместе с мамой отправили в Германию на принудительные работы. А отец к тому времени уже воевал на фронте в качестве лётчика.

В 1944 году Ася сбежала из лагеря, и в основном нам показывают, как голодная русская девочка бежит по заснеженным немецким лесам к своим. И вот тут сквозь эмоции и слёзы у кого-то может возникнуть недоумение: а не перегнули ли авторы палку, как такое в принципе возможно и как девочка могла выжить? С другой стороны, если опять же обратиться к реальным историям, то на войне бывало и не такое.

У меня диссонанс вызвал другой аспект: как падающая в голодные обмороки девочка могла ломать голыми руками пусть и подпорченные, но не сдуваемые холодными ветрами стволы деревьев и даже бетонные столбы, чтобы использовать их как мостики? Остаётся только делать скидку на условности, неизбежные в играх а-ля Limbo и Inside, где такие ситуации стали классикой жанра.

Дети войны

В любом случае такие условности, обращая на себя внимание, не мешали мне получать эмоции от сюжета и с интересом следить за его развитием. С одной стороны, игра про то, как девочка во время войны бежит из плена, просто не может оставить равнодушным — особенно тех, у кого есть маленькая дочка или сестра. Уж слишком трогательной и живой получилась Ася. И как только началась игра, я сразу понял и принял то, какими эмоциями эта история для меня закончится.

С другой стороны, надо отдать должное сценаристам — они хорошо прописали образы, придумали интересные ситуации и неожиданные встречи (особенно когда Ася попадает в немецкий город). Порадовала и режиссура — то, как развивается история, как авторы периодически меняют время действия, перспективу (с вида сбоку на вид из глаз и обратно) и даже позволяют поиграть за других персонажей.

Сильной находкой стала варежка, с которой практически всю игру общается девочка, называя её боевым товарищем. Если кажется дикостью, то вспомните себя в детстве и то, как общались с игрушками или даже придумывали воображаемых друзей.

При этом образ Аси отчасти меняется по мере развития сюжета: она очень быстро взрослеет. Это видно в том числе по её большим глазам, которые периодически показывают крупным планом, — вместо детского удивления и наивности в них постепенно появляется отчаяние и мрачная решимость.

И даже финал, к которому у игроков есть претензии, мне, наоборот, показался сильным — вполне реалистичным и в то же время символичным.

Вторично, но атмосферно и разнообразно

В игровом процессе Torn Away элементы Limbo и Inside соседствуют с point & click квестом и мини-играми. Учитывая, что главная героиня убегает от немцев и пытается выжить в тёмном лесу, Асе очень часто приходится прятаться — от патрулей и их фонариков, от прожекторов, от волков, от порывов ветра и даже от шальных пуль.

Реализовано это традиционно, но иногда, когда нужно бежать и прятаться за камнями от ветра, включается вид из глаз и Ася заслоняет лицо той самой варежкой — получилось очень атмосферно.

Во время пряток бывает очень непросто — нужно тщательно заучивать, сколько времени и в какую сторону смотрят враги и как бегает по земле свет от фонарей, точно выбирать время, чтобы проскользнуть. А ещё, когда мы со всех ног убегаем от кого-то, важно внимательно смотреть под ноги — Ася может споткнуться о неприметную корягу.

Всё остальное время особых сложностей не возникает. Мы, как я уже сказал, валим деревья и столбы, прыгаем, двигаем ящики и даже целые шкафы, чтобы использовать их в качестве подставки или, например, перекрыть огонь, вырывающийся из дыры в полу.

Периодически выполняем и чисто квестовые упражнения — собираем и читаем записки (в том числе на немецком — Ася изучала его в школе), получаем задания в духе «Помыть посуду, починить варежку, накормить кота», ходим по комнатам, ищем важные предметы и применяем их в нужных местах. Инвентаря нет — если подошли с нужной вещью к правильной активной точке, то всё необходимое применяется автоматически.

Особого вызова игра в таких ситуациях не бросает, но периодически испытывает наше терпение — когда Ася делает всё подчёркнуто медленно. С другой стороны, это ложится на общую атмосферу и нерв истории.

То же самое с мини-играми. Они простенькие — собери части рисунка, поводи ножиком по картошке, чтобы её почистить, подбери заплатки к дыркам на башмаке, покрути мышкой, чтобы сделать шов швейной машинкой, проведи спичкой по коробку и так далее. Но ведь и играем мы за маленькую полуголодную девочку, которая работает в лагере или убирается в доме, а не за искательницу приключений, пытающуюся открыть древнюю гробницу или починить поезд.

И уж тем более на общую атмосферу и нерв работает замечательное художественное, музыкальное и звуковое исполнение. Некоторые пейзажи, планы и ракурсы (например, когда маленький персонаж вдалеке бежит по мосту или дороге на фоне луны, чёрных деревьев, облаков и так далее) тоже вызывают ассоциации с Limbo и Inside.

Но что поделать — тематика такая. Главное, что работает. Да и другие цвета и художественные решения в Torn Away присутствуют. А ещё тут используется особый фильтр с размытием. Поначалу он режет глаз, но в итоге понимаешь, что именно так происходящее воспринимается лучше всего с точки зрения героини — словно в тумане или в кошмарном сне.

Ну и, конечно, отдельно хочется сказать спасибо за озвучивание Аси и её мамы — им искренне веришь.

Torn Away с точки зрения геймплея не вносит ничего нового в жанр и во многом является игрой вторичной — параллели с творчеством студии Playdead очевидны. Всё искупают работа сценаристов, художников, актёров и тот факт, что истории, подобные той, что нам рассказывают здесь (и рассказывают хорошо!), никогда не будут вторичными и банальными.

Плюсы: драматичный сюжет; хорошая постановка — со сменой времени, декораций и геймплея; отлично проработанные персонажи, которым сопереживаешь; разнообразный геймплей; игра выглядит очень атмосферно и при этом по-разному; хорошо подобранная музыка и выразительная озвучка.

Минусы: игровой процесс местами кажется слишком простеньким и вторичным; медлительность героини может раздражать.

Kinduo 2 — это игра с локальным кооперативным режимом, где два приятеля-элементаля с уникальными способностями помогают друг другу преодолевать препятствия!
Позвольте мне сказать вам, FWTF, также известный как Fun with the Fitzgerald's, это то, что написано в названии, все дело в веселье.
Создайте железнодорожные системы, которые доставят золото к месту назначения.
Готовы ли вы стать легендой среди звезд?
Примирите два разделенных королевства!
Порою инкубы пересекают портал между мирами, чтобы найти своего следующего короля среди самых горячих мужчин на Земле.
Расследуй убийство Шерлока Холмса. Тебя ждёт невероятное приключение в виртуальной реальности.
Летите сквозь кольца, но не сталкивайтесь ни с какими препятствиями.
Погрузитесь в роль парикмахера и мастера татуировки.
Уничтожьте атакующих роботов.