Transport Giant
Прохождение
Почтовая марка (АВТ, ПАР, КОР, ДИР, САМ, ВЕР). Ежедневно мистер П. отправляет леди Б. три письма. Всего таких пар — 20 тысяч. Вопрос — через сколько дней ваши сотрудники сойдут с ума, сортируя их корреспонденцию? Конвейер и прочая механика ускорит погрузку почты.
Водопроводный кран (ПАР). Паровым локомотивам, в частности, требуются тонны воды, чтобы заработать. Поэтому без этих крайне полезных баков с влагой (вы наверняка помните проржавевшие цистерны на въезде в дачные поселки?) вы разве что протащите поезда за веревку зубами, как героические селяне в новостях.
Зеленый плюс (АВТ, ПАР, КОР, ДИР, САМ, ВЕР). Когда вы строите маленькую станцию, вы не рассчитываете на то, что узел превратится в центральный, с отходящими по всем направлениям транспортным машинам. Но мало ли... Конкуренция, банкротства предприятий... За доплату вам последовательно добавят одну платформу.
Кирпичная кладка (АВТ, ПАР, КОР, САМ). Постепенно постройки устаревают — по современным меркам скорее артель, чем специалисты, по-прежнему тягачи паровые, а не на бензине... После щелчка клиенты прекратят падать в обморок, наткнувшись на фрески и готические финтифлюшки.
Портфель на фоне Земли (ОФИ). До этого щелчка автомобили, самолеты и корабли — короче, весь транспорт — закупался в розницу. С этого момента ничего и никогда не приобретаете в салонах — только фабрики! И дешевле на 20%.
Конкурсная медаль (ОФИ). Этой кнопкой вы наймете специальных проверяющих, которые следят за профессионализмом ваших ремонтников. Соответственно, чинят одно и то же, скажем, судно “до” и “после”, за две диаметрально противоположные цены.
Молоток на фоне листа (ОФИ). Суровые инспектора уволят ваших разгильдяев и заключат контракты с дипломированными специалистами, которые под постоянным наблюдениям выполнят ваши строительные заказы куда дешевле.
Красный телефон (ОФИ). Этой кнопкой вы нанимаете бригаду психологов и рекламщиков, которые убедят ваших потребителей, что им куда вольготнее в раздолбанном купе за 100$, чем в СВ у конкурентов за 50$.
И этот долгий путь
М. Фрай, “Лабиринт Менина”
Рано или поздно вы научитесь элементарным правилам игры. После этого перед вами две дороги — либо продолжать оттачивать мастерство на случайных картах и сценариях, либо выбрать в меню кнопку “Кампания”. Второе представляется мне предпочтительным — хорошая историческая справка, некое подобие сюжета и равномерный профессиональный рост. Впрочем, вполне вероятно, что вашему складу характера мило вольное плавание, а последовательная череда целей вызывает отвращения. Что же, я вас не неволю — объективно варианты равноценны.
И все-таки, несмотря на то, что мы обсуждаем в этом разделе именно кампании, я бы посоветовал вам не пропускать его — собственно, перечислять щелчки мыши, после которых вам присудят победу, я не намерен и не буду прибегать к этому даже под пытками. Согласен, отдельные игры буквально непредставимы без детального осмотра и прохождения на сорок страниц, но сейчас не тот случай. В итоге оно выродится в повторяющиеся банальности, а избегать тавтологии, между прочим, нас и в школе учили. Поэтому я перечислю эти грешные постулаты в отрыве от этакого “частного случая”.
Но начала выберем между двумя картинками. Как известно, вам предлагается или Старый, или Новый Свет. Чем они отличаются друг от друга? Выбирайте: на западе нет никого, кроме индейских племен, которые, скорее всего, не обзаведутся дипломированными специалистами в сфере экономики и менеджмента. На востоке — многочисленные дворянские и купеческие фамилии с личной школой обучения и прекрасными навыками. На западе — от Вашингтона до Охотского моря только дикая природа, которую теснят такие же дельцы-выскочки, как и вы. На востоке — тресты и синдикаты, крупные фирмы и разделенные рынки.
JoWooD тщательно соблюдает каноны эпохи, поэтому когда вы воспользуетесь абзацем выше, то не особенно прогадаете. Приплюсуем ко всему этому годы игры — с 1850 и с 1914 соответственно — не забудем и огромный перечень транспортников в 20-ом веке в Европе, и мы уже примерно представляем, чем различаются кампании. Несомненно, в Старом Свете куда интереснее, динамичнее и насыщеннее. Однако заглядывайте туда, только поиграв на случайных картах и постажировавшись в США.
Ну а теперь — обещанные советы
Троюродная тетя скончалась от вируса атипичного гриппа, вы с чемоданами денег, но не представляете, куда их вложить. Обыщите карту и найдите два предприятия, которые почти соприкасаются. Согласен, выискивать сложно, но воспользуйтесь удобным поиском — кнопка на главном экране. Так гораздо быстрее.
Стада татарина-коневода пленили вашу душу. Глаза разбегаются. Ну, во-первых, поймайте их и водрузите на переносицу, а во-вторых, руководствуйтесь сначала только ценой, а про скорость забудьте. Лучше перевезти 500 человек медленно, чем 250 быстро.
Перед тем, как с воплем кидаться на горы и моря, подумайте — а ваш бюджет выдержит все эти туннели и мосты? Это не просто дорого, а ОЧЕНЬ дорого, так что вы не разоритесь только с тугим кошельком. Строго говоря, даже фабрики не столь ценны, чтобы рыть подземный ход из Европы до Северной Америки.
Безусловно, главное здание полезно, но не забывайте, что само по себе оно ничего не значит. На него обязательно пристраивать дополнительные этажи, а содержать их катастрофически дорого. Кроме того, выгода от него только тогда, когда вы контролируете десятки торговых путей.
Просчитывайте! Просчитывайте! Просчитывайте! Золотое правило этой игры. Я не в состоянии рассказать на страницах о конкретной прибыльности транспорта руды, мусора, пассажиров и т.п. (инфляция-дефляция, случайные события и много чего еще), но постепенно вы выработаете своего рода условный рефлекс, нюх на деньги.
Не спешите возиться с первыми поездами и паровозами. Экспериментальные модели, взрывающиеся в 125.77% случаев — неужели это ваш идеал? Вообще, как только яйцеголовые выдумывают очередную новинку, не спешите внедрять ее — во-первых, часто оказывается, что она неэффективна, а во-вторых, под нее иногда требуется специальное покрытие, и что дальше?
Оставляйте кое-что на черный день, как запасливые белки и бобры. Понимаете ли, рано или поздно случится экономический кризис и все ваше хозяйство мгновенно станет убыточным. Выживут только те, кто за день до дефолта не вложил всю прибыль без остатка в экспериментальные модели мопедов.
В общем, тренируйтесь чаще. Я под конец понял, в чем секрет успеха в этой игре. Набитая рука. Обыкновенная набитая рука. Сто забитых гвоздей — сто первый вы забьете на автомате. Вообще, редко к какой игре применим этот совет, но, по моим ощущениям, сейчас именно такой случай.
Путешествуем в прошлое
Человечество постепенно обживается в доставшейся ему Солнечной системе, окружает себя многочисленными благами. Потребности общества регулируют научное развитие в общем и его скорость в частности. Я решил сообщить вам несколько любопытных фактов по теме. Конечно, мы не общеобразовательный справочник, но для того, чтобы проникнуться духом эпохи и прочими полезными вещами, вставляем в статью эту врезку.
Что именно вы прочитаете, сфокусировав зрение на следующем абзаце? Вы, несомненно, помните мое вступление. В нем я рассказывал про этапы становления транспортной отрасли, от купца, на горбу таскающем мешки с зерном, и до президента огромной корпорации, которому подчиняются десятки тысяч человек. Точно так же мы проследим за паровыми двигателями и поездами, самолетами и аэропланами, с античности и до наших дней.
Паровой двигатель
Мы не идеальны. Мы всегда желаем добиться успеха, не прикладывая серьезных усилий: лучше всего, чтобы эти усилия прилагали не мы, а кто-то другой. С точки зрения трудоголика такой характер — безусловный грех. Но объективно эта черта человека помогла ему быстрее построить паровик. Зачем с огромным трудом поднимать тонны угля из шахты, когда паровик справится и быстрее, и лучше?
Первопроходцем в обществе считается Геро — грек, построивший хитрую паровую машину. Но его исследования и опыты пропали втуне — редкий эллин заботился о практическом применении теоретических открытий. Так что оставим опередившего время ученого в покое и обратимся к ранней эпохе династии Романовых в России.
В отдаленной от нашей страны морями державе Англии проживал военный инженер Томас Севери. Вы знаете, за счет чего в основном пополняется стабилизационный фонд и бюджет РФ? Правильно, за счет продажи нефти. Но ее цена взлетела только в последние столетия, а до этого спрос и предложение намертво прикрепляли эпитет “какое-то там золото” к другим ископаемым. В частности, к олову. Именно в погоне за эффективностью его копей и спроектировали двигатель. Между прочим, и применяли успешно.
Потом тезка Севери, Томас Ньюкомен через примерно 20 лет внедрил полезное изобретение предшественника в угольную отрасль, но ничего особенно необычного не выдумал. Пропустим его и взглянем на достижения Джемса Ватта, столь великого, что его именем назвали единицу мощности. Он выкинул из чертежей многие избыточные детали и вместе с тем автоматизировал машину. Ватт коренным образом переломил паровую науку — последующие модели вносили, с моей точки зрения, только косметические изменения.
Паровоз
И опять честь новатора принадлежит жителю туманного Альбиона. За тот век, что прошел с изобретения парового двигателя, страна сменила название и флаг, объединилась с Шотландией и превратилась в Великобританию. Но смысл не меняется — локомотив мирового транспорта — это английская наука.
Горный инженер Ричард Тревитик сконструировал первый в мире паровоз в 1804 году. Его характеристики, по современным меркам, совсем смешные — 70 пассажиров, 10 открытых вагонов, скорость 8 км/ч. Этот локомотив участвовал в цирковых аттракционах на потеху публике — но не в настоящем транспорте или промышленности.
Вы заметили, что все или почти все упоминаемые нами ученые так или иначе относятся к добыче угля или других ископаемых? Следующий человек — не исключение из правил. Ровно через десять лет после Тревитика механик Джордж Стефенсон по просьбе начальника пристроил к перевозкам внутри шахты “Blasher” — 30 тонн за одну поездку. Но его конструкция заключала в себе много недостатков.
В конце концов, общественность приняла и поняла, что прогресс не остановить. Предпринимались пассажирские рейсы, к которым приложил руку тот же Стефенсон. В 1825 году он построил экспериментальную железную дорогу и наладил постоянный транспорт. Однако растущей отрасли грузоперевозок требовалось решительное преимущество перед лошадьми, чтобы занять достойное место на рынке.
Рывок не заставил себя долго ждать. Через три года Джордж и его подросший сын Роберт совместно выставляют на всеобщее обозрение “Ракету” — поезд, оборудованный многими удобствами и громадной по тем временам скоростью — 48 км/ч. Конные экипажи казались на его фоне малахольными юнцами. И опять мы понимаем, что это веха. Потом спроектируют и молниеносные модели, и личные купе с десятью унитазами.
Но поезда покинули младенчество, и молва перестала приписывать все беды этой новинке, переключившись на телефоны, автомобили и самолеты. А потомки “Ракеты” и “Блешера” прочно вошли в повседневность.
Автомобиль
Несмотря на несомненную пользу, которую принесли кони человеку, мы неблагодарно стремились упразднить их роль, снизить затраты на содержание, заменить чем-нибудь неприхотливым и, желательно, механическим. Ну что же, ребенок тоже бросает погремушки и куклы, когда вырастает — так и мы, повзрослев, откинули лошадей.
Конечно, я бы предпочел сначала рассказать о двигателе внутреннего сгорания, но мы все-таки не познавательная энциклопедия. Страниц так мало, что поневоле приходится экономить. Поэтому опустим эти абзацы и предложим открыть книжку из ближайшего магазина. Главное, соотнесите термины в сознании.
Кое-какие горячие головы проектировали самоходные телеги и в 18-ом веке, однако эти начинания кончались печально и курьезно. Действительно заслуживает внимания только изобретение бельгийца Ленуара в 1860 году. Он присоединил двигатель к телеге, тем самым став счастливым обладателем внедорожника. Но его идеи распространения не получили.
Вы когда-нибудь читали о четырех тактах автомобильного двигателя? Поршень перемещался четырьмя четко различимыми этапами. Николай Отто, немец по происхождению, подарил миру этот принцип, ныне положенный в основу почти всех машин на планете. Но даже очень грамотная техническая реализация не помогла — железные экипажи по-прежнему считались придурью баснословно богатых.
В этот момент на сцену выходят практичные американцы. Генри Форд отказался от ручной сборки и предложил заменить ее конвейером. Его завод выпустил серию относительно недорогих автомобилей (1908), что проложило новоявленной отрасли дорогу в массы.
Блип-стандарт
Отнюдь не тайна, что многие стараются собрать на одной полосе десять (20, 40...) фактов по теме разговора, никак не соединенных между собой. Я решил, что вместо набивших оскомину заголовков позволительно употребить термин “блип”. Что это такое?
Выражение “блиповость сознания присуща современному поколению” означает, что мы мыслим не длинными блоками, как великие предшественники, будто Толстой или Достоевский, а кратенькими фрагментами. Память и знания представляют из себя что-то вроде рекламных роликов, сжатых и одновременно очень информативных.
Конечно, до крайней полезности моему блипу очень далеко, но... Вот он, этот поток сознания, числом в 15 фактов. Суть от красивых названий не меняется.
2 кампании — Европа и США
14 миссий, 7 в Старом и 7 в Новом Свете
7 видов транспорта
60 типов фабрик
500 строений
4 времени года
7 эпох
до 64 вагонов в составе
до 4 конкурентов
140 конкретных транспортных средств
Генератор случайных карт
Впервые вагоны тянут 2 и больше локомотивов
4 уровня сложности
200 лет игрового процесса
2 минуты смещения карты максимального размера из одного угла в другой
Автор: Константин Чудинов.
Материал был ранее опубликован в журнале "Игромания" (www.igromania.ru).
Размещается с разрешения редакции журнала.