Tunic
Обзор
Мы любим The Legend of Zelda и современные вариации на тему. А если добавить сюда очаровательного лисёнка, атмосферу загадочности, прорву секретов и элементы соулслайка, то получится… Получится Tunic — одна из лучших инди-игр за последнее время.
Руководство к действию
Главное, что сразу же привлекает в Tunic, — не яркая картинка и приятная музыка (хотя и они с ходу задают настроение), а атмосфера тайны. Изначально непонятно, кто мы, что делать, куда идти и зачем. Безымянный молчаливый лисёнок оказывается на странном острове, где полно храмов, лестниц, пирамид, загадочных обелисков и статуй. В одном из храмов в самом начале мы видим большую лисицу, которая больше похожа на призрака и, кажется, заперта в клетке. После первой смерти героя именно она его воскрешает. Это его мама, и лисёнку нужно её спасти?
Многие ответы (но не все) мы находим на страницах руководства, вокруг сбора которых и построена чуть ли не вся игра. Из них мы, в частности, узнаём, что лисёнку нужно найти скрытое в дальних краях сокровище, с помощью которого «можно победить саму смерть». В любом случае придётся всю дорогу искать артефакты, вставлять их куда надо и что-то активировать, делая это в самых разных локациях — тут и луга, и заснеженные горы, и тёмные подземелья, и какие-то индустриальные интерьеры.
А подсказки, где искать, куда вставлять и как вообще активировать, мы опять же увидим на страницах руководства. Есть очевидные вещи — если обнаружили фонарь, то теперь можно нормально исследовать очень тёмные подземелья. Если нашли меч, то им нужно срубать кусты, мешавшие пройти в некоторые места. Но, например, только из руководства вы узнаете, что кнопка, отвечающая на геймпаде за перекат, если зажать её на три секунды, позволяет активировать загадочные обелиски — это необходимо для продвижения по сюжету. А я, как идиот, минут пять прыгал вокруг них, грустно смотрел и нажимал всё подряд, не понимая, чего игра от меня хочет.
С этим и связаны основные загадки в Tunic — с поиском ответов, как пройти дальше. И стильно оформленные страницы руководства в этом смысле сами являются ключевой частью механики. Ну или приходится действовать методом тыка. С одной стороны, это явная отсылка к старым играм, где зачастую без внимательного изучения руководства было не понять, что делать и что вообще происходит. С другой — авторы Tunic сделали это стильно и по-своему.
Познавай и побеждай!
При чём же тут соулслайк? Большую часть времени мы сражаемся, активно пользуясь уклонениями/перекатами/блоком (если найдёте щит), которые жрут выносливость. Сохраняться можно на особых алтарях — отдых восстанавливает здоровье, «стамину», ману и запасы зелий лечения, но, как и положено, также воскрешает врагов. А после гибели нужно бежать к месту кончины, чтобы подобрать у своего призрака потерянное золотишко, которое мы не только выбиваем из противников, но и достаём из многочисленных сундуков.
Враги, даже рядовые, — довольно сильные. Не говоря уже о боссах — они все разные и интересные, с уникальными механиками, которые далеко не всегда заключаются в призыве миньонов. И уже первый босс запросто может спустить вас с небес красочного Zelda-путешествия на землю сурового Souls-экшена. Приходится раз за разом заучивать тайминги и тактики гадов.
Тех, кто хочет именно загадок и приключений и на дух не переносит соулслайки, это может покоробить — тем более что уровней сложности здесь нет. Но если они покопаются в настройках, то обнаружат, что можно включить режим бессмертия и убрать зависимость от выносливости — это, конечно, нечестно, зато позволит пройти самые сложные моменты и дальше наслаждаться захватывающим приключением.
То есть опять же это момент познавания механики — мы должны сами найти, прочитать и понять. И так во всём. Именно из страниц руководства узнаём, что на алтарях можно не только лечиться и сохраняться, но и прокачиваться — для этого нужно пожертвовать определённым предметом и заплатить энную сумму. Вот только какие из них и какой параметр улучшают, какие в принципе есть характеристики, поначалу неизвестно — в помощь идут следующие страницы руководства и метод тыка.
Таким же способом мы узнаём про назначение рун, которые, если их экипировать в инвентаре, дают бонусы, и расходников — среди них попадаются бомбы, приманки и много чего ещё. А найденные/купленные задорого редкие монеты можно бросать в колодцы, получая в награду предметы для прокачки характеристик. И всё это, повторю, воспринимается не как упущение или неудобство, а как фишка игры, которая хочет, чтобы мы постоянно что-то познавали и учились.
Добавьте сюда великолепный левел-дизайн; кучу секретов, которые все хочется обнаружить; возможность находить новое оружие и магические жезлы, чтобы кидаться файрболами или замораживать врагов; перемещение через систему порталов в пройденные локации, чтобы добраться до ранее пропущенных сундуков; а также большое разнообразие противников, — и вот вам практически идеальная вещь в духе «Зельды» (или, если угодно, метроидвания). Претензии лично у меня разве что к не совсем отзывчивому даже на геймпаде управлению и к камере, которая, бывает, не позволяет увидеть, что за стеной есть лестница или скрытый проход.
Многие, наверное, ожидали от Tunic исключительно вариации на тему ранних выпусков The Legend of Zelda с милым лисёнком в главной роли. Но не меньше здесь оказалось и от Dark Souls. В итоге мы получили изумительную игру, которую интересно изучать, постоянно узнавая что-то новое.
Плюсы: геймплей на стыке «Зельды» и Souls; левел-дизайн; секреты; разнообразие врагов и боссов; интересная система познания механик игры через поиск страниц руководства; интригующая история; атмосферное аудиовизуальное исполнение.
Минусы: проблемы с управлением и камерой.