
Two Point Campus
Обзор
Студенческие годы некоторые считают лучшими эпизодами своей жизни, полными романтики и приключений. В Two Point Campus у игроков есть возможность осчастливить подростков, пришедших получать знания, прежде чем они отправятся в суровую взрослую жизнь. Корпеть над книжками и бесконечно слушать скучные лекции им не хочется — нужно сделать так, чтобы на протяжении трёх лет они совмещали приятное с полезным и покинули стены альма-матер с лучшими воспоминаниями.
Забота о подростках
Как и в прошлой игре студии, Two Point Hospital, мы получаем в распоряжение пустые здания и из ничего сооружаем оживлённые локации. Если там нужно было заботиться о пациентах, то здесь мы создаём условия для шкодливых учащихся колледжей и университетов. Конечно, преподаватели и обслуживающий персонал не менее важны, но от настроения студентов зависит многое — от престижности учебных заведений до количества зарабатываемых денег.
Начинается всё просто — зал для лекций уже построен, нам остаётся лишь добавить всё остальное. Создать кабинет, где будут преподавать, расставить туалеты и душевые кабины, а также соорудить где-нибудь в углу здания «общагу», где студенты будут переодеваться и спать. Выполнить задачи на первом уровне просто: добавляем библиотеку, чтобы ученики умнели, строим комнату для персонала, где уставшие от работы будут отдыхать, и так далее.

Когда мы зарабатываем в первом колледже одну звезду, можно продолжить его развитие или вернуться на карту мира и выбрать следующую локацию, которых тут 12. Во втором случае происходит самое интересное — Two Point Campus начинает безостановочно обрастать механиками. Полупустые старые кабинеты уже никуда не годятся, взаимодействие с новыми работниками больше не ограничивается нажатием на одну кнопку, а подростки всё требовательнее, и уже они всё чаще ставят условия, а не ты решаешь, что для них лучше.
Много работы
Если поначалу в колледжах лишь одно направление (например, наука или кулинария), то на поздних этапах и при возвращении к старым нужно создавать больше кабинетов, а вместе с этим и нанимать новых учителей. Не всегда удаётся найти идеального кандидата, зато его можно «слепить» — взять первого попавшегося и отправить на обучение, чтобы он стал на все руки мастером. То же с обслуживающим персоналом — обычный уборщик, который способен лишь подметать пол и иногда что-то чинить, сможет научиться апгрейдить объекты в классах. Лекции, которые преподаватель читает у модной трибуны, усваиваются легче!

Отстающих учеников можно отправлять на дополнительные консультации — но тут и преподаватель желателен с перком, позволяющим быстрее вдалбливать в мозги информацию. А если он ещё и мотивировать подростков способен, то вообще замечательно. Ну а студенты хотят всё больше украшений и развлечений — то диджейский сет им подавай, то вечеринку в баре, то большую розовую кровать в «общаге», то стойку со смузи.
Благодаря бесконечному потоку задач в Two Point Campus пропадаешь на несколько часов в сутки и забываешь о времени. Возьмём самый банальный элемент — комнату для отдыха студентов. Изначально игра рекомендует создавать крошечное помещение, где удаётся поставить шкаф и пару кроватей. С каждым годом число учащихся растёт, так что со временем места начинает не хватать — либо занимаешься расширением, либо вообще переносишь «общагу» в другое здание. Увеличиваешь площадь, но пустого места остаётся многовато — вешаешь доску для игры в дартс, ставишь столы и ящики, стелешь ковры и клеишь постеры. Это всё влияет на параметры: что-то повышает привлекательность комнаты, а что-то позволяет подросткам сблизиться и подружиться.

Эту процедуру проделываешь со всеми кабинетами и залами: вешаешь санитайзеры, ставишь растения в горшках, украшаешь коридоры… Всё ради того, чтобы настроение у преподавателей и учеников всегда было хорошим. Чтобы они не слонялись из угла в угол, всегда имели доступ к нужным вещам, могли легко добраться до туалета в случае необходимости или провести время перед игровым автоматом. У всех людей появляются личные цели: кто-то хочет в вечеринке принять участие, кто-то желает видеть в классе 3D-принтер или стильный ковёр. Система быстрых сообщений позволяет одним нажатием открыть список этих нужд и исполнить мечты.
Некоторые пожелания возможно выполнить лишь при наличии kudosh — местной валюты, за которую позволяют покупать многие косметические предметы. Источников заработка несколько: выполнение так называемых карьерных целей (происходит само собой), завершение очередного учебного года, получение премий за лучшего учителя или лучший колледж… Валюты не то чтобы много, поэтому всегда обидно отказывать студенту в покупке какой-нибудь статуи или потешного ковра из-за отсутствия «кудошей», но что поделать — перебьётся.

На любой вкус
Больше всего в Two Point Campus радует уникальность каждой карты. Здесь есть рыцарская школа, где все учащиеся ходят в латах, а конкуренты периодически присылают своих воинов, чтобы те портили ваше имущество. Есть школа волшебства, где ученики устраивают дуэли друг с другом и варят зелья, есть школа шпионов — там всё завязано на создании гаджетов и прохождении испытаний. Локации совершенно разные по атмосфере, даже когда учебное заведение разрастается до больших размеров и число доступных дисциплин увеличивается.
Интерес к игре не угасает, и, когда после долгого отсутствия в каком-то регионе возвращаешься, впечатления остаются яркими. Конечно, немного утомляет начинать каждую карту почти с нуля: расставлять унитазы, кровати и прочий хлам, заниматься долгими исследованиями, тренировать персонал и так далее. Но рано или поздно этот этап проходишь, после чего геймплей раскрывается всё лучше — начинаешь следить за каждой мелочью и чаще ставить игру на паузу, чтобы успевать реагировать на появление новых задач и требований.
Муки руководства
Разработчики более-менее успешно справляются с тем, чтобы познакомить игрока с основными механиками, так что, даже если Two Point Hospital прошла мимо вас, потерянным вы себя чувствовать не будете. Однако многие элементы остаются без комментариев и подсказок, из-за чего либо активируешь механики наугад, либо вообще не знаешь, что тебе делать для улучшения результата. Лишь спустя несколько часов я увидел в меню, что преподавателей можно отправлять в отпуск. Но как работает эта система, помогает ли это восстановить их энергию и почему соответствующая кнопка становится активной после повторного открытия меню, — непонятно.
К студентам вопросов ещё больше. Хотя всем уделяешь одинаково много внимания, некоторые учиться совсем не хотят и получают низкие оценки, находясь на грани вылета. Дополнительные занятия не помогают сделать их умнее, в библиотеку их насильно не затащишь. Может, их вообще надо выгонять, раз есть такая функция? Никто не объясняет.

Среди задач бывают те, которые требуют достичь определённого показателя привлекательности заведения, уровня гигиены или счастья студентов. Если с первым справиться легко, то остальные вызывают трудности. Даже если везде развешиваешь санитайзеры и нанимаешь кучу уборщиков, грязь всё равно где-то копится, и я не смог увидеть подсказки, которые бы намекнули, в чём заключается проблема. Настроение студентов тоже так просто не поднять, хоть ты им вечеринки постоянно устраивай, хоть игровые автоматы ставь.
Однако всё это не мешает получать от игры большое удовольствие — сложность здесь не так высока, чтобы из-за каких-то геймплейных механик приходилось страдать. Достаточно с умом подходить к возведению первых построек — когда зарабатывать толком нечем и приходится полагаться лишь на стартовый капитал, важна каждая копеечка. Возможно, даже придётся ненадолго уйти в минус — если вы уверены, что ваши студенты скоро покажут хорошие результаты и начнут одаривать бонусной денежкой.

Когда учебное заведение начинает приносить прибыль, настроение у ребят достаточно хорошее, а все необходимые комнаты не только созданы, но и обставлены, Two Point Campus предлагает безумно увлекательный и даже медитативный игровой процесс. Кнопку ускорения времени начинаешь использовать чуточку реже, украшениям кабинетов уделяешь чуть больше внимания, а не вешаешь все подряд постеры, лишь бы повысить привлекательность. Ну и каждый раз приятно видеть, как твои воспитанники сдают спустя три года экзамены и отправляются в свободное плавание, а на их место постоянно приходят зелёные студенты, для которых уже созданы все условия.
Two Point Campus подойдёт и любителям тайкунов, и новичкам, которые давно ни во что подобное не играли. Благодаря разнообразным тематикам на каждом уровне и большому количеству геймплейных механик, игра затягивает так, что теряешь счёт времени и хочешь сделать каждый колледж лучшим. Для подписчиков Game Pass это особенно роскошный подарок, да и управление на Xbox нареканий почти не вызывает. Как только во всём начинаешь хоть как-то разбираться, оторваться становится очень трудно.
Плюсы: дюжина разнообразных локаций со своими дисциплинами и уникальным антуражем в каждой; механик много, но не настолько, чтобы вызывать головную боль; обучение неплохо справляется с тем, чтобы рассказать об азах геймплея; очаровательный визуальный стиль.
Минусы: некоторые механики объясняются недостаточно хорошо, а на часть из них вообще натыкаешься случайно; перевод на русский язык отсутствует.