Two Point Hospital
Обзор
Наверное, многие из нас в детстве любили играть в «больницу». Сложные «операции» над родными, сверстниками и домашними животными, подражание настоящим и киношным врачам — было весело. Те, кто постарше, наверняка косплеили доктора Айболита, современные дети, наверное, играют в какого-нибудь «доктора Плюшеву» — да мало ли детских героев в белых халатах было во все времена?
А вот счастливые обладатели компьютера (или консоли PlayStation) два десятка лет назад могли попробовать свои силы уже в роли главврача — всё благодаря великолепной игре от Bullfrog Productions и самого Питера Молиньё (Peter Molyneux) под названием Theme Hospital. Как ни странно, у этого тайкуна так и не нашлось достойных подражателей — попытки создать что-то подобное были, но популярности основателя жанра им достичь так и не удалось.
Two Point Hospital от Two Point Studios — серьёзная заявка на удачный ремейк стратегии 20-летней давности. Среди разработчиков есть выходцы из Bullfrog Productions и Lionhead Studios, поэтому пропустить такое мы просто не имели права. Добро пожаловать в больницу округа Две Вершины — и не забудьте надеть бахилы!
У вас волчанка
Жанр Tycoon, как все мы знаем, подразумевает непрямое управление некоей экономической единицей с целью извлечения максимальной прибыли. Лечение людей — тоже бизнес. Нам, конечно, более привычна та система здравоохранения, которая целиком и полностью находится под государственным управлением, но в капиталистических странах (да и в современной России тоже) частные клиники не являются чем-то необычным. В Two Point Hospital мы занимаем должность заведующего как раз такой больницей. Наша главная задача — лечить так, чтобы пациенты оставили как можно больше наличных в кассе. Звучит несколько цинично и, может быть, несерьёзно — но вся игра такая.
Явно шуточный антураж заметен во всём: что нарочито карикатурные персонажи, что их действия, но самое забавное здесь — это болезни и способы их лечения. Как вам цветотерапия, заключающаяся в буквальном раскрашивании потерявших цвет пациентов, или лаборатория декастрюльтивизма, в которой с помощью магнита у больных удаляют застрявшую на голове кухонную утварь?
О прочих мелочах, вроде названий населённых пунктов, и говорить нечего. Как ни странно, юмор держит довольно высокую планку и не скатывается в банальное зубоскальство. На этом фоне особенно заметен труд переводчиков. Локализаторы отработали на удивление неплохо — шутки не только не теряют остроты, но и в некоторых случаях получают отличную адаптацию для отечественного игрока.
Смех смехом, а обеспечивать пациентов лечением и заботой необходимо, несмотря на самые нелепые заболевания. Заниматься этим придется в округе Две Вершины, благо различных лечебных учреждений здесь хватает.
И тебя вылечат!
Кампания в Two Point Hospital представляет собой цепочку линейных заданий, открывающихся одно за другим. В каждой главе под наше управление выдают определённую клинику, а руководство ставит различные задачи, выполнение которых позволяет повысить рейтинг больницы. Как правило, для разблокирования следующей клиники необходимо выполнить задания на одну звезду рейтинга в текущей главе.
Цели весьма разнообразны: вылечить определённое количество страдающих той или иной болезнью, обеспечить персонал необходимыми условиями труда, накопить нужную сумму денег… Всего и не упомнишь.
Больница начинается с регистратуры — именно этот кабинет будет первым в списке строительства. В регистратуре посетители отмечаются и получают направление к конкретным докторам. Врач общей практики, диагност, хирург, аптекарь — это из привычных нам специальностей, но по мере развития больницы и диагностирования новых заболеваний приходится строить новые и новые кабинеты для лечения самых экзотических хворей. Вот тут людей исцеляют от излишней пикселизации (это болезнь такая), а здесь выкручивают лампочку, что вдруг появилась вместо головы.
Кроме непосредственного лечения больных необходимо заботиться и о том, чтобы им было комфортно находиться в стенах клиники. Доступные туалеты и автоматы с газировкой, батареи отопления (или, наоборот, кондиционеры), цветы и прочие украшения — всё для того, чтобы посетитель предпочёл именно нашу больницу.
Не меньше внимания требуют и сотрудники — им нужны комната отдыха, кабинет повышения квалификации и кафетерий, где можно перекусить.
Помимо врачей есть младшие медработники, администраторы и санитары. Первые занимаются непосредственно лечением, вторые им помогают, третьи нужны для работы в регистратуре и отделе маркетинга, а на плечи санитаров ложатся все заботы по поддержанию порядка в клинике. У каждого сотрудника есть не только общая специализация, но и показатель опыта, а также пять ячеек для обучения. Они нужны как для различных бонусов, вроде более быстрой постановки диагноза, так и для специализации в конкретной области — например, для проведения операций требуется хирург.
Для открытия новых типов кабинетов можно воспользоваться услугами исследовательского центра, в котором трудятся доктора с научным образованием, а покупка соседних земельных участков позволяет клинике расширяться, чтобы справиться с наплывом пациентов.
Наконец, пожалуй, самое приятное занятие, что есть в игре, — это планировка больницы и оформление интерьера. Различных предметов, как чисто декоративных, так и имеющих определённое значение (например, стойка с брошюрами развеивает скуку, а картины повышают привлекательность кабинета), — великое множество. Можно смело пробовать воссоздать свою районную поликлинику. Жаль только, что все больницы в TPH — одноэтажные.
Ай, болит!
Если присмотреться внимательнее, то и геймплей в этой игре тоже какой-то «одноэтажный». Несерьёзность в антураже просочилась в самые основы тайкуна — на стратегическом уровне всё уж слишком легко. Интерес присутствует, пока есть куда расширяться, — всё свободное время проводишь за планированием новых кабинетов и наймом сотрудников. Больница же, такое ощущение, работает сама по себе — главврачу нет надобности вмешиваться в ход событий. Уйти в минус по деньгам практически нереально — несмотря на все жалобы пациентов на длинные очереди или скуку, они продолжают посещать клинику. Сотрудники тоже не особо требовательны к условиям труда и не спешат увольняться.
Если полностью забить на то, чем живёт больница, ничего и не изменится. Ради эксперимента я пробовал закрыть туалеты и запретил санитарам убираться, а саму игру оставил работать в фоне. Что вы думаете, из-за грязи поток пациентов иссяк, а доктора массово написали заявления по собственному желанию? Ничего подобного — несколько игровых лет вся больница радостно скакала по нечистотам, сигнализируя о беспорядке, но все продолжали заниматься своими делами. Даже удалось получить пару наград по итогам года, в том числе и за самую любимую больницу среди посетителей. Увеличил до максимума цены — то же самое! Клиника перестала приносить прибыль, но до банкротства было ещё далеко.
Конечно, если ставить перед собой цель добиться двух или трёх звёзд в рейтинге, то с подобным отношением успеха не достичь. Но всё-таки хочется побольше «челленджа» и возможности остаться ни с чем, а сейчас для высокого рейтинга требуется скорее монотонное повторение одних и тех же действий. Очень не хватает случайных событий — точнее, они есть (удар молнии, землетрясение или эпидемия), но влияние их сведено к минимуму. Ко всему прочему добавьте сюда избыток микроконтроля — копировать кабинеты нельзя, для повышения привлекательности необходимо застраивать все комнаты кучей объектов, а уж процесс обучения сотрудников и исследовательские проекты требуют постоянного внимания со стороны игрока. Стратегического планирования и управления, по сути, нет.
TPH напоминает The Sims, причём в той её части, которая касается обустройства собственного жилища, — только здесь мы планируем интерьер целой больницы. Заниматься этим можно как душе угодно, заботясь лишь о внешней привлекательности кабинетов и зданий, — каких-то сверхусилий для повышения производительности труда не нужно.
С первого взгляда Two Point Hospital радует и глаз, и душу. Всё симпатично, чинно-благородно, кажется, что вот он — тайкун про больницу моей мечты. Но уже через пару часов игры от былых восторгов не остаётся и следа. Да, в наличии отличное оформление, неплохой юмор, удобный в целом интерфейс, но не хватает главного для жанра — здесь просто-напросто нет необходимости заниматься стратегическим управлением предприятия. Нет и ощущения хорошо выполненной работы после того, как решаешь очередную логистическую или экономическую задачку, которые хороший тайкун должен создавать самостоятельно, без участия сценаристов. Режим «песочницы» отсутствует, а открытие новых глав кампании с помощью звёзд рейтинга — лишь способ увеличить продолжительность прохождения.
Конечно, всё это решается патчами и дополнениями — но вот будут ли они? Судя по статистике и отзывам, игру неплохо приняли и в текущем виде. А вот тем, кто хочет заниматься чем-то более сложным, чем расстановка горшков с цветками в коридорах, наверное, стоит подождать более серьёзных проектов.
Плюсы: великолепный стиль и дизайн; отличная локализация; юмор.
Минусы: недостаточно глубины для полноценного тайкуна; лишний микроконтроль в отдельных моментах; не хватает автоматизации однообразных действий.