
Undernauts: Labyrinth of Yomi
Обзор
Токийская студия Experience Inc. собаку съела на разработке игр в жанре dungeon crawler, в которые она по естественным причинам добавляет нотки аниме и японской культуры. Достаточно вспомнить сборник Saviors of Sapphire Wings / Stranger of Sword City Revisited, о котором я уже писал. Кроме того, в её послужном списке есть хоррор в формате визуальной новеллы — Death Mark. И вот недавно на PC впервые вышла Undernauts: Labyrinth of Yomi, совмещающая все эти жанры.
Ужас в подземельях и не только
За ужас в Undernauts: Labyrinth of Yomi отвечают сам сюжет, арт-дизайн и атмосфера. Действие происходит в Ёми. В японском фольклоре это фактически Ад, страна мёртвых, а в игре — странный комплекс и лабиринт, который внезапно появился в 70-х годах прошлого века в окрестностях Токио. Там страшно, темно и кругом не всегда живые монстры, но также там полно особо ценных ресурсов. Поэтому корпорации регулярно посылают на их добычу группы специально подготовленных сталкеров (титульные Undernauts), фактически нещадно их эксплуатируя.

Мысль про «безжалостный оскал капитализма» — одна из главных в игре, что, согласитесь, нечасто встречается в RPG про подземелья. Подчёркивается она регулярными корпоративными (порой очень циничными) сообщениями по радио. Циничные они потому, что работать в комплексе нужно, несмотря на случаи, когда сотрудников сжирали монстры. Начинается игра с того, что мы видим, как девочка в окружении растерзанных тел поёт нежным голоском, а потом начинает их поедать. Подходит к нам и говорит — мол, а нас она оставит на потом.

Потом в одном из корпоративных лагерей (они служат нам базой), куда мы в итоге выбираемся, среди груды мёртвых тел находим искалеченную девушку в инвалидной коляске. Как выясняется, это священная жрица, которая находится в постоянной агонии, кровоточит, но не может умереть. И среди прочего своей кровью питает реакторы на базах корпораций, а также врата, через которые можно вернуться из комплекса. Это тоже к теме про «оскал капитализма».

Впоследствии ещё придется скармливать боссам мозги убитых нами пленников и решать, как вытащить из ямы другое чудище, которое спит крепким сном (чего оно наелось, думаю, уточнять не нужно). Для этого надо поговорить с другими монстрами и выяснить, что ему нравится кровь женщин, а потом убить врагов, чтобы достать окровавленную одежду и сбросить её в яму. Дизайн монстров тут такой же жуткий и извращённый — есть даже помесь танка и какого-то животного.

Довершает картину помеси хоррора и dungeon crawler то, что помимо обычных катакомб мы посещаем и куда более жуткие локации, вроде крайне мрачного леса и кладбища. Ну и вообще с арт-дизайном в Undernauts: Labyrinth of Yomi всё хорошо — именно он вытягивает не самую современную картинку.

Знакомый геймплей
В такой обстановке разворачивается классический для жанра геймплей, сформированный ещё в древней серии Wizardry. Набрав отряд из шести бойцов разных классов (профессий) и происхождения, с видом от первого лица перемещаемся по клеткам, периодически решаем головоломки, открываем сундуки, деактивируем ловушки и часто сражаемся в пошаговом режиме. Повышаем уровень, прокачиваем и разучиваем умения, улучшаем тонны экипировки и создаём расходники — зельях, бомбы, усилители опыта, очки способностей и прибавки к характеристикам.
Профессии потом разрешают менять — сделать, например, из няшной аниме-девочки уже не клирика, а бойца. Плюс есть вариант прокачать свой класс, выбрав один из двух вариантов престижной специализации.

Как и в Stranger of Sword City Revisited, есть функции автоматического перемещения (особенно помогает, когда нужно вернуться на базу по заданию или вылечить своих бойцов) и ускоренной анимации в сражениях. Но всё равно тут нужно часто повторять одни и те же действия, сюжет кажется затянутым (уйдёт часов 30) и развивается, особенно поначалу, по принципу «Если хотите выжить, убейте вон того монстра! Убили? А теперь убейте и всех остальных». Поэтому тем, кто из-за таких особенностей жанра его недолюбливает, Undernauts вряд ли эту любовь привьёт.
Новые возможности
А вот любители оценят некоторые находки, которые спасают ситуацию. Во-первых, как я уже сказал, есть интересные (хоть и жутковатые) ситуации, когда нужно общаться с монстрами (а некоторым ещё и взятки давать). Во-вторых, тут можно менять архитектуру уровней, расставляя в отведённых местах двери, спуская лестницы и строя мосты. Для этого сначала нужно найти такие точки, а потом использовать там специальные ресурсы, «цветы» — они создаются в тех же генераторах из энергии, полученной после переработки предметов экипировки.
Эта фишка действительно даёт свежие ощущения, фактически внося в происходящее элементы метроидвании. Поначалу нам доступны только «цветы дверей», потом по сюжету дают возможность спускать лестницы и так далее — это позволяет открывать новые проходы на знакомых уровнях.

Кроме того, в сражениях можно добавлять несколько вариантов заряда (charge) — один усиливает умения, другой даёт повышенную защиту, третий позволяет получить дополнительные награды, если враг погибнет именно на этом ходу. Использовать их нужно грамотно, так как они после применения разряжаются.
А главное, сама атмосфера и жутковатая, но со смыслом история, рассказываемая в Undernauts: Labyrinth of Yomi, не оставляют равнодушными — да, развивается всё неспешно, но бьёт в нужных местах по эмоциям. Ну и это же японская игра, тем более про исследование подземелий — краткость не про такие проекты. Зато именно как dungeon crawler Undernauts достаточно глубока, хорошо сбалансирована и потому затягивает, несмотря на однообразие.

Студия Experience Inc. снова выпустила отличный dungeon crawler, где в нужных количествах сочетаются хоррор и аниме, старые идеи и новые фишки. Новичкам начинать своё знакомство с жанром именно с Undernauts: Labyrinth of Yomi я бы всё-таки не советовал, а вот поклонников жанра игра способна затянуть так же глубоко, как комплекс Ёми затягивает сотрудников алчных корпораций.
Плюсы: терпкая смесь аниме и хоррора; мрачная, жутковатая история и атмосфера; хорошо сбалансированный и богатый на возможности геймплей, сочетающий традиции жанра и свои фишки; отличный арт-дизайн; атмосферная музыка.
Минусы: новичкам геймплей может показаться слишком однообразным и затянутым; если с артом всё хорошо, то сама графика выглядит устаревшей.