UnMetal
Обзор
Как говорил доктор Быков, юмор — это шоколадно. Особенно если это самоирония от разработчиков, которые подшучивают над штампами в видеоиграх. Испанец под ником Fran делает это профессионально и довольно давно. Его самая известная работа, UnEpic, вышла в 2014 году и пародировала клише в компьютерных RPG — там мы играли за геймера и любителя научно-фантастических фильмов, который телепортировался в игру, где в него вселился тёмный дух. Потом, в 2016 году, была метроидвания Ghost 1.0, также снабжённая отличным юмором. И вот сейчас вышла UnMetal, пародия одновременно на Metal Gear Solid и типичные боевики из 80-х в стиле «Рэмбо». И это, пожалуй, самая смешная игра от Франа.
Комедия строгого режима
Главный герой UnMetal — вроде бы заурядный герой американских боевиков Джесси Фокс, которого, однако, свои принимают за русского: он управлял сбитым советским вертолётом. О том, как это произошло и почему его за преступление, которого он не совершал, бросили в тюрьму (а из неё ещё никто не бежал), Фокс рассказывает на допросе.
Это будет долгий, удивительный и увлекательный рассказ — начиная с того, как Джесси всё-таки сбежал из камеры с помощью проволоки и туалетной бумаги (эта тюрьма населена исключительно людьми по имени Майк — здесь самая большая концентрация Майков в мире!), и кончая тем, как он сражался с танками и улепётывал от вертолёта на резиновой лодке.
Джесси не скупится на подробности, в красках описывая свои подвиги и, кажется, привирая. Ведь эту же историю он рассказывает и симпатичной девушке спустя некоторое время после допроса. Ему, конечно, не особенно верят и просят подробностей. «Мистер Фокс, откуда вы всё-таки взяли верёвку? И как засунули 10-сантиметровую проволоку в 5-сантиметровый компас?» — не успокаивается офицер на допросе. «Потом расскажу», — невозмутимо отвечает Джесси, пока не доводит его до кипения.
Привирает он следующим образом: выходит в новую локацию, где поначалу пусто, и начинает сочинять, что, дескать, здесь было столько-то охранников, тут — колючая проволока, там — собаки и так далее — и всё это у нас на глазах начинает появляться из воздуха. Или мы сами решаем, сколько, например, охранников будут ему противостоять.
Но это ещё цветочки. Мы решаем, сколько щупалец будет у очередного босса. И не факт, что цифра четыре означает меньше, чем шесть, — возможно, появится четыре десятка вместо шести щупалец. В другой ситуации от нас зависит, кто окажется в следующей локации — враги или… стадо овец.
Один из самых забавных моментов — когда Джесси с нашей помощью заявляет, что его окружили не одна-две крысы, а толпы грызунов. После этого он превращается в кусок сыра и начинает забавно убегать.
Впрочем, наш бравый герой применяет не только воображение, но и смекалку. Так, он может нанести себе рану, чтобы направившая на него ствол тюремная докторша, следуя клятве Гиппократа, начала его не убивать, а лечить. Не растеряется и выдаст себя за своего (тоже за Майка!), когда встретит одного из охранников в сортире. К слову, сохраняемся мы именно в туалетах. А для быстрых сейвов используем переносной горшок. Правда, он тут же заполняется (дескать, Джесси напрудил от страха), и, пока мы его не опорожним в сортире, быстрые сохранения будут недоступны.
Прячься, смейся и бей!
Однако главное оружие Джесси Фокса — это не фантазия и чувство юмора, а стелс. Многочисленных охранников лучше устранять незаметно и быстро, подкравшись сзади, а потом обыскивать и прятать тела. Если поначалу вырубать приходится только кулаками, то потом станет доступен хлороформ, который сначала нужно правильно смешать в инвентаре и нанести на носовой платок. Правда, при первом его использовании Джесси не выдержит и из чистого любопытства потянет носом. Последствия вы можете себе представить. Ну что тут скажешь — иногда Фокс поступает как круглый идиот.
Если же Джесси заметят, то за устранение ему не выдадут очков опыта, которые нужны для получения новых уровней. На каждом он выбирает один из двух полезных навыков — это может быть увеличение скорости перемещения, возможность таскать больше аптечек, наносить двойной урон при определённых условиях и так далее.
Во время пряток тоже постоянно случаются весёлые ситуации. Некоторые охранники травят друг другу анекдоты, и нам нужно улучить момент, чтобы незаметно подкрасться, пока они смеются. Или мы встречаем чихающего охранника (тоже Майк, естественно) — и если в момент очередного чиха окажемся в зоне видимости, то Джесси на автомате пожелает ему здоровья, а тот поблагодарит и только потом поднимет тревогу.
Впрочем, UnMetal — это не только комедия, но и жёсткий, местами даже хардкорный экшн. Каждое попадание приводит к кровотечению, которое нужно остановить. А убивают Фокса буквально несколькими выстрелами — никакой юмор и смекалка тут не помогут. И ситуаций, когда приходится принимать открытый бой, тоже хватает. Для этого можно использовать пистолет, рогатку, стреляющую шариками из урана, огнемёт, ракетницу, а ещё кувырок.
Плюс частенько встречаются опасные ловушки — например, надо перебрасывать самодельный мостик через канализационные воды и уходить с пути несущегося на нас дроида.
Поэтому и помирать приходится частенько, особенно в драках с боссами, когда действуют нетривиальные условия — так, один из боссов атакует нас огромными контейнерами, а другого нужно обезвредить…глобусом.
UnMetal — удивительно бодрый, одновременно уморительный (автор, естественно, то и дело передаёт привет ранним выпускам Metal Gear Solid) и непростой стелс-экшн, в котором есть не только стелс и экшн, но и поиск секретов и предметов, навсегда увеличивающих характеристики, квестовые элементы и прохождение испытаний. Но главное, в нём есть отличный юмор — даже когда персонажи начинают на повторе занудно клянчить что-то в духе « А принеси 12 батареек, и тогда я тебе помогу!», в этом видишь сознательную отсылку и иронию по поводу типичных квестов. Так что пропускать UnMetal я настоятельно не рекомендую — и серьёзный вызов получите, и посмеётесь вдоволь.
Плюсы: отличный пародийный сюжет; смешной юмор; яркие персонажи; увлекательный геймплей; шикарная музыка.
Минусы: бывает, что игра заставляет нас бегать по кругу и выполнять довольно скучные поручения; не все сразу привыкнут к управлению.