Vampire Survivors

Платформа PS4 / PS5
Издатель Poncle
Разработчик Poncle
Язык Русский (субтитры)
Возраст 12+
Игроки 1-4
Дата выхода 29.08.2024

Обзор

Главная особенность Vampire Survivors — автоматическая стрельба. Карта с видом сверху, невзрачная графика «под 8 бит», не шибко приметная музыка прилагаются. Ваш персонаж, охотник на нечисть, отважно расхаживает по локации, уворачивается от всяких скелетов и зомби и «пылесосит» кристаллы опыта. Задача — прокачаться и продержаться полчаса против свирепеющих волн врагов. Поразительно, но перечисленного хватило, чтобы меньше чем за год собрать 120 тысяч крайне положительных отзывов в Steam.

Не дожить до рассвета

Итак, Vampire Survivors предназначена для игры одной рукой (отставить шуточки!) — WASD или «стрелочек» достаточно. Ну, ещё Enter для подтверждения в меню. Минималистское управление отсылает к проектам для мобильных телефонов, аркадных автоматов и DVD-плееров. И действительно, разработчик Лука Галанте (Luca Galante), итальянец, живущий в Великобритании, изначально выпустил Vampire Survivors на Android, вдохновлённый успехом Magic Survival (2021). Впрочем, Галанте быстро удалил сырую сборку из Google Play и переориентировался на компьютеры.

Факторов, повлиявших на взлёт Vampire Survivors, множество. Одна из причин заключается в вариативности. Причём на пользователя не вываливают ворох опций, а приучают к игре постепенно.

Взять персонажей. По умолчанию доступен один, остальных разблокируем за деньги и выполняя специфические условия типа «Одолей 100 тысяч противников в сумме». Основные различия между ними сведены к стартовому оружию и пассивной способности. Антонио вот орудует кнутом (бьёт строго по горизонтали в одну сторону) и имеет бонус к наносимому урону, Имельда использует волшебный посох (его «плевки» задевают ближайших недругов) и похваляется бонусом к опыту, Дженнаро бросает нож и в целом выпускает на один снаряд больше, чем его соратники. И так далее.

Всего бойцов свыше двух десятков, я за 12 часов без усилий открыл дюжину. В итоге привык к Паскуалине: её оружие — рунтрассер, луч, пронзающий врагов и пружинящий от стен, а её бонус — прибавка в скорости для снарядов.

Всё оружие здесь дистанционное. Игра напоминает shoot 'em up, только вместо космического кораблика — пеший боец. Собственно, в скролл-шутерах тоже встречается автоматический огонь, но, понятное дело, не в качестве центрального элемента геймплея. Ещё напрашивается сравнение с Berzerk (1980) и Robotron: 2084 (1982). В отзывах геймеры идут дальше и записывают Vampire Survivors в ряды bullet hell — экстремальной разновидности скролл-шутеров, где дисплей застилает туча вражеских пуль. Я сначала подумал — преувеличение. Однако во второй половине забега карту и впрямь переполняют порождения тьмы, ступить некуда, герой выцарапывает себе пространство пиксель за пикселем.

Сам Галанте утверждает, что Vampire Survivors навеяна Pac-Man (1980). Если подумать, в этом есть смысл. «Колобок» Пакмен тоже катается по лабиринтам, лопает шарики и удирает от призраков. В Vampire Survivors «стены» образованы шевелящимися отродьями, путь в «лабиринте» вы прорубаете лично.

Циркулярное цунами

Смерть отбрасывает к стартовому экрану (есть исключения, скажем, герой Крочи способен воскреснуть). Этот элемент перекочевал в аркаду из «рогаликов». Однако здесь не два миллиона видов оружия и предметов, поэтому можно более-менее предсказать, как сложится забег. При достижении уровня игра предлагает выбрать из трёх-четырёх вариантов — подхватить новое оружие, проапгрейдить старое (урон, скорость, область поражения…), взять полезный предмет. Допустим, благодаря крыльям персонаж резвее перемещается, пустой фолиант сокращает «перезарядку» оружия, за счёт «полого сердца» вырастает полоска здоровья. Предметы, вслед за ножами с топорами, разрешено развивать.

С собой герои таскают по шесть видов оружия и предметов. За полчаса можно набрать 60–70 уровней и проапгрейдить до максимума львиную долю арсенала. Или вообще весь, учитывая, что на карте из боссов выпадают сундуки, предлагающие золото и то же самое окно с выбором из трёх-четырёх вариантов, как при наборе уровня.

В начале жатвы нет смысла прокачивать все вещи разом. Лучше сконцентрироваться на паре-тройке «любимчиков», иначе отстанете в плане прокачки от звереющей толпы монстров. Если не убиваете страшилищ одним взмахом — значит, что-то с вашим подходом не так.

Не уверен, что в Vampire Survivors много билдов и нужно регулярно экспериментировать. Мне кажется, игра не про это. Как и любая хорошая аркада, она в первую очередь развлекает. Приятно рассекать океан нежити, воображая себя циркулярной пилой. Дико весело! Как будто находишься в вечном режиме ярости. Скажете, тупость? Не согласен, думать в Vampire Survivors всё-таки иногда надо.

К примеру, у оружия есть «эволюции». Вот была у вас обычная связка Библий, скрестили их с «заклинателем» (предмет, продлевающий эффект от действия оружия) — получили мегасвязку, работающую без остановки.

Или так: рунтрассер суммируем с «бронёй» — и привет, лучи, взрывающиеся фейерверком при отскоке.

«Эволюции» здорово выручают под занавес забега. Вам, кстати, не придётся самостоятельно сцеплять оружие и предметы — это происходит автоматически.

Спагетти-хоррор

Оружия, рецептов, персонажей в Vampire Survivors в меру. Всё это, как я сказал, выдают порционно. Режим со случайным этапом и героем, режим с ускоренным перемещением, бестиарий появятся в меню далеко не сразу. Видимо, Галанте избрал подобный подход, дабы у пользователя после запуска игры глаза не разбегались.

Не подумайте, что я в восторге от Vampire Survivors. Да, когда персонаж расправляет плечи, косить нежить увлекательно. Однако сбор опыта в первые минуты матча предельно скучный. В какой-то степени этому способствуют карты. На первой, в хиленьком лесу, глазу не за что зацепиться. Вторая, библиотека, — неизобретательный коридор. Третья, молочный завод, — нагромождение стальных коробок и труб. Четвертая — башня а-ля Castlevania.

На локациях острая нехватка интерактивных элементов. Ощущаются лишь их зачатки: в лесу из ниоткуда выскакивают стаи летучих мышей — не опасность, а, скорее, возможность разжиться опытом.

Там же героя иногда запирают в сужающемся кольце растений.

На фабрике можно задеть вагонетку-давилку или наступить на переключатель-ловушку и очутиться в кругу врагов. Похожая засада реализована в башне.

Чуть разбавляют действие особые находки вроде «огнемёта» и «заморозки». Хотелось бы, чтобы на картах было побольше подобных зрелищных фишек, а их архитектура не столь болезненно напоминала об эпохе NES.

Графика — камень преткновения, способный отвадить людей от Vampire Survivors. В интервью Галанте упоминал, что использовал набор ассетов, купленный давным-давно. Возможно, по отдельности спрайты монстров и героев смотрятся и ничего, но статусу инди-сенсации точно не соответствуют. Хотя геймплей в этой аркаде куда важнее графики, картинка озадачивает элементами, что слабо сочетаются между собой (что забыли какие-то глиняные головы в игре про истребление созданий ночи?).

В игре нет сюжета, имена автор понадёргал из итальянской глубинки, молочная фабрика обязана неким образом сойти за готическую декорацию… Хорошо-хорошо, я просто не буду обращать на этот абсурд внимания — в конце концов, я тут ради геймплея.

Росту популярности Vampire Survivors поспособствовали трансляции на Twitch, низкие системные требования и цена. Игра рассчитана и на новичков, и на опытных игроков. Ничего сложного в Vampire Survivors нет, думать практически не приходится (под конец и вовсе некогда) — идеальный кандидат в подборку игр на вечер. Что в ней делать дольше одного вечера? Ну, кто-то определённо позарится на 100 с лишним «ачивок». В любом случае Vampire Survivors достойна внимания, как самый смелый эксперимент в жанре shoot 'em up за последние годы. По копеечной цене!

Плюсы: оригинальный взгляд на жанр скролл-шутеров; низкий порог входа; вариативность в меру — никакие гайды не понадобятся, можно играть в удовольствие; крайне низкая цена; внутриигровые удобства вроде того, что предметы не исчезают с карты на протяжении забега.

Минусы: графика на любителя; белое пятно на месте сюжета; временами игра становится невыносимо скучной.