Vampire: The Masquerade
Обзор
Все медиапродукты, уж тем более игры со словами Vampire: The Masquerade в названии, автоматом попадают в центр внимания. Другое дело, что любители вселенной World of Darkness ждут от них волнительных ролевых игр с готическими клыкастыми девицами — на уровне Bloodlines. А Vampire: The Masquerade — Coteries of New York — это не RPG, а визуальная новелла, которую написали не Леонард Боярский (Leonard Boyarsky) со товарищи из Troika Games, а толком никому не известные поляки из Draw Distance, авторы недавнего экшена Ritual: Crown of Horns. Вряд ли кто-то удивился тому, что у игры смешанные отзывы и достаточно много критики. Так ли уж работа братьев-славян плоха?
Я классный парень, я вампир!
Безусловно, Coteries of New York — очень красивая и атмосферная визуальная новелла. Все задники нарисованы со вкусом и вниманием к деталям — и даже с анимацией: можно увидеть танцы дождя на крышах нью-йоркских авто, вспышки огней от рекламных вывесок, светофоров или фар. Жаль только, что лица героев и их выражения никогда не меняются. Вкупе с правильно подобранной музыкой, а также отлично написанными текстами и диалогами он создает атмосферу дымного нуара с привкусами готической романтики — как раз в духе оригинальной вселенной.
И вот на этом хорошем литературном языке, в таких аутентичных декорациях рассказывается такая же атмосферная, вполне соответствующая «настолке» история о том, как один из трёх главных героев нежданно-негаданно становится новообращённым вампиром и чудом избегает финальной смерти от меча длинноволосого «шерифа», выполняющего волю совета Камарильи.
Дальнейшее можно описать коротким и типичным для многих вводных модулей по World of Darkness тезисом — неонат становится шестёркой в политических интригах старших вампиров (по сути, речь опять про борьбу за власть), думая, что он что-то решает. В данном случае мы работаем на высокую рыжеволосую красавицу Софию, которая заботится о своём новом «дитя», даёт ему поручения, но при этом явно ведёт свою игру — многие говорят, что мы для неё лишь «новая игрушка».
И нет надежды у меня, в гробу смыкаю свои очи
Впрочем, на самом деле история в Coteries of New York не такая прямолинейная — за простым, казалось бы, тезисом скрываются свои интриги и нюансы, которые дарят нам действительно увлекательную историю. А её финал настолько волнует, что хочется обязательно найти какой-то другой его вариант и всё переиграть.
Другое дело, что сделать это невозможно — наши действия меняют лишь какие-то мелкие детали, но не саму суть. И это главная претензия к Coteries of New York, которая вроде как относится к жанру визуальной новеллы и априори должна давать нам возможность менять хотя бы концовки.
Однако, в отличие от авторов игр, которые дают лишь иллюзию выбора, сотрудники Draw Distance поступают куда честнее. Они не напоминают на каждом загрузочном экране, что наши действия влияют на сюжет. И вообще ни разу об этом не говорят. А говорят о другом — о том, что наши действия повлияют на то, выпустит ли новообращённый вампир своего внутреннего зверя или нет. И держат слово.
Глазами зверя вижу мир! Путь мой вечен
Всю игру у нас есть выбор, как поступать в локальных ситуациях — применять свои вампирские силы (в том числе нечеловеческую скорость, интуицию и контроль над разумом), чтобы решить ту или иную проблему, или нет. Например, можно влезть в мозги копов и убедить их пустить нас на огороженное место преступления или же использовать обычные, человеческие переговоры, представившись детективом.
И вот чем чаще мы пускаем в ход вампирские способности, тем ближе к «зверю». Кроме того, этот показатель растёт, если в ходе выполнения задания мы лезем на рожон, получаем по лицу, а потом отлеживаемся и зализываем раны. Когда уровень достигнет максимума, у нас будет выбор — выпустить зверя окончательно или сдержать его. А это повлияет на наличие или отсутствие некоторых реплик в важных диалогах.
Снижаем же уровень мы тем, что утоляем голод, убивая смертных. С другой стороны, чем чаще мы это делаем, тем быстрее становимся монстром и убийцей — пусть не в глазах самой игры, которой на такое развитие событий нечего предложить, кроме пары сцен и диалогов, а в своём восприятии.
Да, все эти упражнения с уровнем «озверения» и утолением голода мало влияют на что-то конкретное. С другой стороны, они позволяют худо-бедно отыгрывать роль (я приличный вампир, старающийся оставаться человеком и не нарушать Маскарад, или рисковый убийца, упивающийся своими новыми силами и властью над смертными?), а также влиять на развитие квестов. Хотелось бы большего, но тут у нас всё же визуальная новелла, а не большая RPG.
Но я живу, не видя дня, во мраке бесконечной ночи
Хотя кивки в сторону RPG вполне заметны. Например, на старте нам нужно выбрать одного из трёх героев, принадлежащих к разным кланам. Это влияет на то, как и где мы начнём историю, какие близкие люди будут у персонажа. Например, представительница Вентру начинает игру в своём офисе, где ведутся бизнес-переговоры, афроамериканец из Тореадоров стартует на художественной выставке, где общается с сестрой, а молодой человек из клана Бруха (точнее, он в него вступит позднее) вспоминает о своей бывшей девушке на танцплощадке в ночном клубе.
Да, выбор персонажа не изменит развитие сюжета и его финал, но мы встретим некоторых других людей, прочитаем местами другие диалоги и увидим пару недоступных иному герою событий — а это тоже неплохо.
Кроме того, всю игру у нас есть выбор, на какое задание/встречу отправиться ночью через глобальную карту, пока не придёт время отдыхать. Вариантов много, а выбор ограничен тем, что ночью можно совершить всего два действия, то есть посетить две точки. Поэтому выполнить за одно прохождение все квесты не получится.
Есть у меня интерес большой, любопытно мне!
И вам наверняка захочется переиграть и посмотреть другие задания. Потому что они в большинстве своём получились интересными и позволяют познакомиться с действительно яркими личностями. Чего стоит одна только безумная малкивианка, которую можно попытаться завербовать в свой ближний круг: для этого придётся стать модератором во время её «лайв-шоу», где татуированная девица, вопреки ожиданиям, не устраивает порно, а… впрочем, не буду портить вам удовольствие. Вообще, таких отсылок к современной интернет-культуре в Coteries of New York много — то и дело тут говорят про YouTube, Facebook и сериалы от Netflix.
Квест с этой харизматичнейшей малкивианкой, кстати, вполне можно провалить. И тогда придётся искать других соратников. В процессе мы познакомимся с вампиром, опасающимся за жизнь своей смертной бабули, или поучаствуем в полноценном детективном расследовании, разыскивая серийного убийцу. И там тоже не факт, что получится сделать всё правильно. В итоге от наших действий зависит, с какими именно соратниками мы подойдём к развязке.
Другие задания позволят пообщаться со священником, ощущая, как горит ваша кожа в церкви, выпить досуха кровь навязчивого репортёра (хотя можно его и не убивать) и выследить того, кто следит за вами. В общем, интересных событий много.
Да, история в Vampire: The Masquerade — Coteries of New York не такая глубокая и нелинейная, как хотелось бы, но она волнует, увлекает, её финал хочется сначала узнать, а потом обязательно переиграть, найдя другое решение. И пусть альтернативы нет, но то, что сюжет вызывает такое острое желание что-то изменить, уже говорит о том, что он как минимум нашёл отклик. Да, здесь очень много текста, но предъявлять претензии, как это делают некоторые мои коллеги, что в визуальной новелле «много букв» — это странно.
Другое дело, что весь свой потенциал игра так и не раскрыла — история эта больше будет интересна не прожжённым знатокам вселенной World of Darkness, а неонатам (простите, неофитам), желающим поближе познакомиться с «Миром Тьмы» в ожидании Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 и Werewolf: The Apocalypse. Тем более что в игру встроена достаточно подробная энциклопедия, из которой вы наконец узнаете, кто такие lick и чем они отличаются от fledgling.
Плюсы: интересная история, рассказанная на хорошем литературном языке; много увлекательных заданий, которые не увидеть за одно прохождение; встречаются очень харизматичные персонажи; отличные визуальный ряд и музыка.
Минусы: история проходится по верхам и не такая глубокая, как хотелось бы; мало реальной нелинейности.