Vane

Платформа PS4
Издатель Friend & Foe Games
Разработчик Friend & Foe Games
Язык Английский
Возраст 6+
Игроки 1
Дата выхода 15.01.2019

Обзор

Дебютный трейлер Vane, показанный во время PlayStation Experience 2016, выглядел шикарно. Пусть игра и была похожа на очередную попытку инди-разработчиков сделать свою Journey, визуальная составляющая проекта моментально очаровывала. Vane казалась красивым приключением в духе Ico и The Last Guardian, которое бы вряд ли так же запомнилось, но хотя бы могло скрасить вечер и оставить приятное послевкусие.

Улётная скука

Однако во время разработки, судя по всему, что-то пошло не так. Игра действительно может поражать своими видами, в том числе в стартовой локации, где в роли мальчика с какой-то ценной вещью в руках вы бежите к башне и пытаетесь успеть зайти в неё. Вокруг сверкают молнии, от которых разрушается пол, сильный ветер разносит в стороны мелкий хлам, камеру шатает так, будто всё действительно скоро обвалится. Парень почти добирается до нужного места, подходит к двери, но неведомая сила останавливает его.

Внезапно мы оказываемся в совершенно другом месте и летаем над пустыней в образе ворона. То тут, то там встречаются руины и крошечные водоёмы, но больше ничего вокруг нет. Что нужно делать? Игра никак не объясняет — думайте сами. После нескольких минут бесцельных полётов задача становится более-менее понятна, но просто так выбрасывать игрока на столь огромную территорию — явно не лучшее гейм-дизайнерское решение.

Vane полностью состоит из подобных эпизодов — вы куда-то заходите (или залетаете), понимаете, что это не крошечная комната, а довольно крупная локация, и начинаете решать «головоломки». В этом не было бы ничего плохого, если бы игра хоть как-то обозначала объекты, с которыми позволено взаимодействовать, но делает она это лишь в половине случаев. К примеру, если нужно толкнуть какой-нибудь шар, он наверняка будет светиться. А вот жёрдочки и планки, на которые может сесть ворон, не отмечены — надо пробовать всё самостоятельно.

Понятно, для чего это было сделано. Причина не в желании разработчиков заставить вас думать или искать логику в созданном ими мире. Им хотелось растянуть игровой процесс — если знать, что делать, пройти игру удастся примерно за полтора часа. А тем, кому не удастся быстро отыскать все решения, придётся потратить в районе двух или даже трёх часов. При этом ни разу игрок не чувствует себя умным, расправляясь с местными головоломками, ведь он просто пытается сделать что-то с разбросанными кое-как предметами. Если повезёт — продвинется дальше.

Способностей у героя не так уж много. Ворон умеет лишь летать, ускоряться, останавливаться в воздухе и кричать. В обличье мальчика он только бегает, хватается руками за объекты и тоже кричит. Чтобы превратиться в птицу, ему необходимо просто спрыгнуть с высокой платформы в пропасть, и он автоматически трансформируется. Обратный процесс возможен при соприкосновении с горой золотых блёсток — что это на самом деле такое, никак не объясняется.

Борьба с игрой

У обоих обликов протагониста есть общая особенность — камера что в одном случае, что в другом абсолютно неадекватная. Не помню, когда в последний раз меня так раздражал этот элемент, но Vane будто бы никто ни разу не тестировал — как собрали, так и продают. Когда персонаж становится птицей, камера буквально въезжает в её хвост, вместо того чтобы висеть далеко позади ворона. Разворачиваться мучительно из-за корявого управления, а уж прицельно садиться на желаемую планку порой ещё большая проблема — с первого раза это получается не всегда.С мальчиком дела обстоят чуточку лучше до тех пор, пока не оказываешься в узких коридорах или не начинаешь бегать вдоль стен. В этих ситуациях камеру «колбасит» на протяжении нескольких секунд: она трясётся, быстро приближается и отдаляется, залезает за пределы карты и демонстрирует то, что игрок не должен видеть. Не говоря уже о том, что парень сам по себе очень неуклюжий — его может остановить даже мелкий камушек, а когда он спрыгивает с платформы, редко удаётся предугадать, куда именно он приземлится и совершит ли перекат. Да и не всегда ясно, удастся ли ему перепрыгнуть через небольшую щель между платформами или нет.

Вдобавок в Vane полно багов, даже после установки самого последнего патча. Иногда игра не реагирует на ваши действия — если для решения загадки необходимо использовать крик, усевшись в образе птицы на балку, в некоторых случаях ничего не произойдёт. Стоит взлететь и приземлиться на ту же точку ещё раз, как вдруг всё заработает. Превратившись в мальчика, я однажды застрял в полу — из-за молний и ветра окружение иногда разрушается, и в одну из образовавшихся дырок парень в середине прохождения свалился без возможности выбраться.

В этот момент стало понятно, что путешествие того не стоит. Бороться с камерой, решать идиотские головоломки и искать в происходящем логику нет никакого смысла. Равно как нет смысла и в «истории», которую разработчики пытаются рассказать. Тут всё построено на символизме, но какой прок от этих образов и намёков, если их никак не помогают понять? Судя по описанию, мы разгадываем тайны давно исчезнувших обитателей опустевших земель, но при чём тут птицы, превращающиеся в людей, и наоборот? Авторы не хотят это объяснять, а у игрока нет желания разбираться.

Обидно, что картинка в Vane великолепная, в создание мира явно вложили немало усилий. В середине игры будет эпизод, в котором мальчику нужно толкать шар из одной локации в другую, и при приближении к руинам и разрушенным мостам шар будет восстанавливать постройки. Смотрится всё это завораживающе — я даже не стал катить сферу по дорожке, а просто двигался с ней от одного угла к другому, чтобы лишний раз взглянуть на эту красоту. Но и тут игра регулярно спотыкается — фреймрейт в этих зрелищных эпизодах проседает так часто, что полностью разрушает отличную атмосферу.

Vane напомнила мне Bound, другую созерцательную игру с красивейшими эффектами и рассказанной без слов историей. Геймплейно она была далеко не выдающейся, но к ней у меня претензии возникали очень редко. Она также предлагала захватывающие дух локации, живописные эпизоды с фантастической музыкой, загадочный сюжет, но при этом была понятной и приятно игралась. Vane же похожа на игру, разработка которой была перезапущена за год до релиза, из-за чего в ней сделано плохо практически всё.

Один из самых клёвых эпизодов, который даже может запомниться.

Проблема ещё и в том, что никакими патчами Vane уже не исправить. Даже если камера станет максимально удобной, фреймрейт перестанет падать на каждом шагу, а баги исчезнут, игра останется такой же красивой пустышкой. В каких-то эпизодах она становится похожа на Journey, в других вдруг начинает походить на Inside, но ей бесконечно далеко до обеих упомянутых игр. Она пытается привлечь внимание внешним видом, но впечатляющие эффекты и атмосферные пустыни не способны скрыть проблемы с повествованием и логикой.

Плюсы: завораживающие локации; неплохая музыка.

Минусы: неадекватная камера; происходящее никак не объясняется; все загадки превращаются в «угадайку»; малая продолжительность; плохая оптимизация.

Сюжет о главном герое и библиотекарше, которые заблудились в таинственной "библиотеке", где переплетаются "жизнь" и "желания".
Отправьтесь в захватывающий 3D-аркадный приключенческий платформер.
Отважитесь ли вы пройти по мрачным лабиринтам, полным монстров и магии?
Станьте морским капитаном на постапокалиптической Земле, целиком покрытой водой, и отправляйтесь на приключения в огромном открытом мире.
Aquarist — это расслабляющая казуальная игра-симулятор в песочнице, в которой вы выполняете различные задачи, связанные с аквариумом, на самых разных уровнях.
Знаменитый dungeon crawler в стиле JRPG возвращается! Начнем учиться по-новому.
Мяу-мяу! Коты и котики заполонили Нью-Йорк!
Search Of Light - это приключение в стиле стимпанк в темном фэнтезийном сеттинге и сочетание управления ресурсами и механики повествования, которую мы определяем как управление приключениями.
Шпионский приключенческий боевик в стиле ретро.
Приключение в жанре soulslike на дне гибнущего океана.